Как-то парни из гродненского автоклуба решили сделать вечеринку для своих. Нашли большое зелёное поле под городом, пригнали машины, поставили колонки. Получился мощный движ. А на утро случилась магия. Интернет взорвался положительными комментариями. Да такими, что даже чиновников из местного райисполкома проняло. Они связались с организаторами, предложили помощь. Уже на следующий год вечеринку назвали автофестивалем. Так родился «SunDay».
В прошлом году на SunDay под Гродно собралось 17 000 человек. Если вы не в теме: это просто огромная цифра для события с узкой тематикой.
В этом будет ещё жарче. 20 июля ребята поставят три сцены, организуют палаточный городок на 3 000 мест, пригласят IOWA. Традиционно на фест приедут миллион красавиц в коротеньких шортиках — сделать взрывное фото на фоне крутых тачек в инстаграм. Потом будет эротическая мойка с сюрпризом, квесты и open-air для утра. И самое главное — в 2019 неугомонный гродненский автоклуб в одном месте соберёт 400 уникальных тюнингованных авто из самых прекрасных мальчишеских снов.
Но эта статья — не пресс-релиз, не анонс и не реклама. Гораздо интереснее понять, как в абсолютно пустом информационном пространстве создать крутой и экономически эффективный продукт (в данном случае — фестиваль). К тому же, «SunDay» — один из лучших примеров реализации заветного «безвиза». Мало отменить бумажную волокиту — нужно как-то простимулировать людей ехать за тысячи километров. У ребят это получилось. О том, как сделать фест, который не только потягается с местными крупными музыкальными фестивалями, но и станет одним из самых громких событий для автомобилистов на всей территории СНГ, пишет один из организаторов феста — Михаил. Парню 34 года, он автожурналист и сам из тех парней, у которых вместо крови течёт бензин. Вот его рассказ.
Первое правило: без оглядки на других
— Начну со скучного. В Гродно мы объединили автомобилистов в большой автоклуб. В какой-то момент мы решили отпраздновать день рождения. Нашли площадку на окраине Гродно, поставили сцену в виде грузовика, пригласили владельцев других интересных автомобилей. Это было очень камерное мероприятие, мы его даже не называли фестивалем. И вдруг людям понравилось. На следующий год нам стали писать: «Ребята, а давайте-ка ещё разок так соберёмся». Ну давайте. Чтобы не повторяться, позвали участников из Минска, ввели номинации. Стал вырисовываться формат.
Это было первое нормальное мероприятие в Гродно на фоне полной тотальной пустоты. Мы стали его делать без оглядки на других. Все были студентами, не знали, как надо «правильно». Поддержку оказали власти – Гродненский райисполком. Они тоже читали отзывы после первого года. Позже нам рассказали, что изначально «Славянский базар» хотели проводить в Гродно. По какой-то причине не сложилось и мероприятие передали на баланс Витебска. Видимо, это сожаление ходило в кругах высших чинов. Так что в нашем фестивале они увидели большой потенциал для города.
Чтобы не стоять на месте и раскручивать движение, стали сами ездить на автомобильные выступления в Россию, в Украину, в Литву и Латвию. Там приглашали новых участников. Поняли, что нужно расширять развлекательную часть и звать хедлайнеров.
Кому это выгодно. Бюджеты, спонсоры, тюнинг-компании
— За последние три года в России резко выросло количество автомобильных фестивалей. В Польше, в Литве тоже самое. Мы видим, как меняется сознание людей. Они привыкают куда-то выезжать на выходные. В Москве эти фестивали развиваются особенно стремительно — за счёт тюнинг-компаний, которые выпускают эксклюзивные диски, обвесы, выхлопные системы и даже косметику. Эти студии заинтересованы в массовых мероприятиях, так они продвигают свои товары и услуги. Они активно поддерживают такие фестивали, привозят на них свои лучшие автомобили.
У нас, в Беларуси, такие тюнинг-компании только-только начинают появляться. Но их ещё слишком мало, и они не чувствуют достаточной конкуренции. Компании из России, Литвы, Польши также не особенно стремятся на этот рынок: не видят большой экономической выгоды. Жаль, так как это огромный процент самых крутых, самых топовых автомобилей.
Есть вопросы и с привлечением спонсоров. Как только они узнают, что мероприятие проходит за чертой МКАД, интерес резко пропадает. Хотя в прошлом году на SunDay приехало около 6 000 человек из Минска.
В общем, мы быстро поняли, что SunDay должен стать мульти-фестивалем и тематику нужно расширять. Белорусская аудитория пару часов смотрит машины, а потом хочет развлечений. Поэтому помимо автомобильной части, мы сделали развлекательную и игровую. Вечером — обязательно Open-Air с выступлением популярной группы. Каждый год хедлайнеры меняются. У нас уже выступали J-Mors, Бумбокс,Чиж и Ко, Ляпис-98. Здесь столкнулись с еще одной тенденцией: музыкальных фестивалей тоже становится всё больше и расценки артистов растут в геометрической прогрессии. Когда мы начинали, группы стоили по 5-10 тысяч долларов за выступление, теперь это в среднем 25-35 тысяч.
Внутренняя кухня
— Такого мероприятия, как «SunDay», нет ни в одной из стран СНГ. Над подготовкой и продвижением круглогодично работает около 30 человек. Весь состав организаторов — участники гродненского автоклуба и Гродненского райисполкома. Для нас это стиль жизни. Если мы едем куда-то за границу, то не на море, а на какое-то автомероприятие — чтобы учиться и агитировать иностранцев приезжать к нам в Беларусь. У каждого из организаторов своя направленность и свои задачи. И совершенно точно у каждого сознание уже повернуто в определенном направлении.
Работа по подготовке следующего фестиваля начинается сразу после завершения предыдущего. Плюс, где-то месяц нам нужен, чтобы подтянуть хвосты. Огромную работу проводим с отзывами в интернете. Мы контролируем каждый отклик. Отвечаем в личку, пытаемся понять человека. Со многими «негативщиками» вступаем в переписку, ищем настоящую причину его комментария. Где-то за четыре месяца до мероприятия начинается активная фаза. Организаторы по очереди берут отпуска на основных работах. В этот период никто не может позволить себе путешествие или отъезд по другим вопросам. Даже наши жены уже смирились и перестали с нами бороться.
Почему люди едут за 2500 км ради SunDay
— Ежегодно мы получаем около 1000 заявок на участие, однако, физически можем принять только 400 автомобилей. Создана специальная комиссия для отбора. Участникам стремимся создать все условия: бесплатное участие, хорошие подарки, бесплатные мойки. Нанимаем кейтеринговую службу, которая готовит более 1000 порций, кормит участников и их пассажиров. В пятницу и воскресенье устраиваем закрытые вечеринки для гостей. А участников из самых дальних городов обеспечиваем проживанием: «арендуем» три гостиничных комплекса. Такого больше нигде нет. Для сравнения: чтобы только принять участие в польском фестивале, нужно оплатить сбор в 50 евро, конечно, вопросы по проживанию и питанию нужно решать самостоятельно.
Благодаря всем этим фишкам, к нам приезжают люди даже из Владикавказа (2 500 километров). Зарегистрированы участники из Самары (2000 км), Анапы (2300), из Питера, из Москвы, из Германии, Польши, Литвы.
Безвиз в помощь? Стереотипы и страхи
— Со временем мы стали давать интернет-рекламу на Белосток, Каунас и Вильнюс. Люди удивлялись: «Как это без визы?» У иностранцев в голове не укладывалось — как это можно просто так въехать в Гродно? При этом безвизовый режим к тому времени действовал уже около двух лет. Для нас это было большим открытием: получается, что никакой рекламной кампании за границей не проводилось. О нашем «безвизе» не знали даже в радиусе ста километров от белорусской границы.
К счастью, ситуация действительно стремительно меняется. Вопросов в стиле «Как это без визы» становится все меньше. Но возникают вопросы другого уровня, на которые отвечать все сложнее. Например, наши ровесники-литовцы не говорят на русском, они переживают, что приедут в Беларусь и их не поймут на английском. Боятся, что негде жить и нет инфраструктуры. Дико боятся очередей на границе. Ещё одно распространённое заблуждение о том, что в Беларуси на заправках плохое топливо. Какие-то самые неожиданные страхи по поводу нашей страны возникают. Ещё четыре года назад в городах за Варшавой нас постоянно путали с Украиной. Участники на полном серьёзе говорили: «У вас боевые действия, мы не поедем». Потом все эти слухи, что наша таможня «отжимает» автомобили. Когда мы давали анонсы на республиканских ресурсах, было очень много комментариев в духе «ну всё, таможня пополнит себе автопарки». Люди, сами того не понимая, такими шутками создавали неблагоприятное информационное поле. Конечно же, потом иностранцы ищут информацию, вбивают запросы, находят эти статьи и переводят комментарии. Как объяснить, что это просто такие шутки? Сейчас есть понимание, насколько это важно: мы стараемся под каждым таким замечанием писать опровержение.
Но, несмотря на все стереотипы, с каждым годом к нам приезжает всё больше участников из других стран. Они видят хорошие дороги, рестораны, гипермаркеты. Литовцы, украинцы вообще балдеют от нашего дорожного покрытия. Те, кто бывал в Беларуси пятнадцать лет назад, говорят, что страна тогда и сейчас - «как день и ночь». Они приятно удивлены порядком и доброжелательностью людей.
Помните фантики «Турбо»? В этом году мы покажем те машины, о которых вы мечтали в детстве
— У нас на территории нет асфальта. На других фестивалях можно подрифтить, пожечь резину, показать машину в движении. Но мы стараемся это компенсировать визуальной частью. В этом году наша тематика — легендарные японские машины. Помните культовый фильм «Форсаж»? Будет вся эта история. Развлекательная часть станет ещё более драйвовой. Поменяется формат эротической мойки — гостей ждёт сильное зрелище :) Огромная игровая зона, лучшие аттракционы и аниматоры для детей.
Да и вообще, будет хороший повод попутешествовать по Беларуси, проехать по новой трассе М5, которая открылась буквально пару недель назад. Ведь «Sunday» — не только про машины. Это место встречи заряженных людей, огромная энергия. Мы своим фестивалем просто даём повод увидеть это своими глазами.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах