Самое страшное — думать «штампами». Например, хочешь рассказать о восточной стране — и сразу скатываешься в какую-то пошлость. А уж там, в этой бездне журналистских повторов, все вперемешку: джины, мандарины, специи, гаремы и даже 37 слонов Ганнибала. Начинаешь использовать это в письменной речи, и сразу чувствуешь себя тем самым рыночным торговцем из Марракеша. Ну таким, в красной шляпе с бубенцами. Пытающимся продать свой дешевый товар втридорога.
По возвращении из тура по Марокко я обнаружила в телефоне ряд заметок, которые делала по пути, «на коленке». Коротенькие комментарии для себя. В большей мере — не связанные друг с другом мысли о людях, характерах, образе жизни марокканцев. Никаких гаремов и сладких «восточных» прилагательных. В отдельный текст они так и не сложились, для большого репортажа тоже не понадобились. Я решила использовать их как комментарии к самым «говорящим» фото из поездки. Хочу, чтобы вы посмотрели этот отчет и поняли: Марокко — страна, которую нельзя упускать. Следующий чартер из Минска полетит уже весной 2019.
Атлантика - мощь.
Самые красивые берберы — старики. Дедули преисполнены таким чувством собственного достоинства, так невозмутимы, что к своему столетию напоминают маленьких гордых будд.
Попробовала «тажин». Национальное блюдо. Куски мяса (говядина), оливки, много лимона с кожурой. Вкусно. Не хватает свежих овощей. Увидела «тажин» будущего. Такая традиционная керамическая чаша, но греется от солнечной батареи. Внутри все бурлит и млеет. Разрыв шаблонов по-арабски :)
Ночной Атлантический океан — мощь в стотриллионной степени.
«Если будешь послушным мальчиком, на Новый год разрешу завести вторую жену». Очень смешной закон. Многоженство в Марокко как бы разрешено, но, во-первых, нужно быть очень богатым; во-вторых, предоставить веские аргументы и получить одобрение судьи; в-третьих, заручиться согласием первой подруги. А с последним все сложно. Так что по факту — самоубийц нет :)
Страна крута для самостоятельного путешествия на машине. Безопасно. Недорого. Идеальные дороги. Указатели продублированы на английском. Развитая сеть недорогих хостелов и международных отелей.
Перед поездкой просматривала форумы. Спрашивают: почему марокканцы так не любят, когда их фотографируют без спроса? Ну действительно :) Прочитала предположение — это из-за того, что они верят в джинов и вообще малообразованны. Боятся, что фотоаппарат украдет их душу. Зря «Алладина» так часто крутили по телевизору :) Марокканцы — умные ребята, тонкие психологи. Легко считывают внутреннее напряжение русскоязычных групп. Наши фоткают сразу, в упор, без спроса. Иногда громко обсуждают, что получилось. Хотела бы представить обратную ситуацию. Араб идет по Минску и тычет объективом в лицо прохожим мужчинам, их женщинам, детям, мамам. Вероятность драки и последующих разборок в милиции? Один миллион процентов. Эти же только раздраженно машут рукой и прикрывают лицо. А вообще, когда спросишь разрешение (и дашь монетку) — лучшие фотомодели forever. Знают свои удачные ракурсы, знают, что чертовски красивы в разноцветных джелябах. Если ты им симпатичен, сами сделают пятьсот кадров на твой и свой телефон.
Не могу разобраться. Так ли здесь на самом деле любят короля?
Спрашиваю у местного взглядом: можно сфотографировать? Царственно кивает головой. Да ладно, месье, откуда такая величественная грация, вы же продавец лимонов! Сняла. Смотрю, рыдаю. Как научиться так позировать. Полная расслабленность в кадре. И это сидя на прилавке, в зеленых махровых носках.
Вообще, надо бороться со стереотипами. Называется, сломай телевизор в своей голове. Мир добр, и люди в нем хорошие. Марокканцы: 1) гостеприимны; 2) в курортных городах многие знают три-четыре языка: арабский, французский, английский, некоторые даже испанский; 3) это мудрые люди широких взглядов, несмотря на ислам — или благодаря ему; 4) любят, когда дети получают образование в Европе; 5) хорошо настроены по отношению к туристам; 6) не заморочены на чистоте — но кто идеален; 7) сберегли огромное культурное наследие и активно используют его в новом мире.
Единственная страна на континенте, которую не затронула «арабская весна». Когда начались военные разборки, Мохаммед VI (король) быстро сориентировался и принял конституционную реформу. Результат: Египет, Тунис — падение турпотока на 30%, Марокко — прирост на 3% (в том же году!).
Намаз — молитва. Внутренний диалог с самим собой и своей совестью. Молельные комнаты есть везде, на каждой автозаправке. Без пафоса и без мраморных полов. Иногда третья дверь рядом с туалетом. Это шокирует.
Не успела увидеть, надо вернуться за:
- снегом в Африке (Тубка́ль — самая высокая гора Атласских гор и Марокко. 4165 метров. Зимой — центр горнолыжного спорта в Марокко);
- звездным небом ночью в пустыне;
- фотками из голубого города Шефшауэна;
- приличным торгом на рынке в Марракеше;
- песнями берберов.
Мужчинский народ — беззлобный, но эмоциональный. При малейшем диалоге и сближении пытается дотронуться до руки, до волос. Этот тактильный контакт не то чтобы смущает, но как-то ставит в тупик. Эй, парень, ну ты чего. Давай просто поговорим, это же всего лишь волосы. А в целом — добрые, коммуникабельные ребята. Но глаз горит, конечно. Комплиментов не жалеют, но так как словарный запас на русском пока очень бедный, то сразу после «богини» и «бриллианта» следует короткое замыкание. Пшшш-пшшшш :)
Марокко = энергия. Она пульсирует. Марокканцы щедро делятся ей. Самый мощный канал — сук (в переводе "рынок") в Марракеше. Ты заходишь — на тебя будто обрушивается цирк с заклинателями змей, водоносами, городскими сумасшедшими, девочками-попрошайками, темнокожими продавцами очков от «Riy Dan».
Как и планировала, заблудилась в Медине.
Ушла с рынка. Надулась. Недовольна :) Минус пакетного тура: в экскурсионной группе совсем нет времени на живое общение с местными. А брать безделушки по озвученной цене — никогда! Между тем, по непроверенным данным, торговое место на рынке в Марракеше стоит от 50 до 100 тысяч долларов.
Купила кожаную сумку и «бабуши» (национальные тапки из кожи). Здорово воняют. В чем их там отмачивают — в конской моче или птичьем помете? Странно, что об этом запахе никто не пишет. Знаменитые дубильни города Феса (где происходит этот первобытный ритуал) — плюс в список выше к Сахаре и Тубкалю.
Эмигранты. Весело просят деньги прямо на дороге. Чистенькие, с мобильными, кто-то в кроссовках «New Balance». Говорят, некоторые приезжают «на работу» на такси. Но у марокканцев какой-то национальный комплекс, вроде: Африка — наш общий дом, нужно помогать. Поэтому средний заработок на трассе вполне приличный, от 30-50 евро в сутки (здесь «рука-лицо»).
Здорово бы научится вот так делать туризм просто из своего образа жизни. Отели-риады. Рыбацкий порт. Сук и Медина. За бетонными заборами — дворцы современных арабских принцев. Джелябы и бабуши на улицах. При этом современная часть больших городов здорово напоминает Испанию. Мне кажется, это часть взросления цивилизации — расставаться со своей воображаемой уникальностью. Все давным давно смешалось в этом лучшем из миров.
За организацию поездки в Королевство Марокко благодарим компанию «ИНТЕРСИТИ» и Национальный марокканский туристический офис.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах