Прошло уже 25 лет с тех пор, как между Беларусью и Эстонией установились дипломатические события, и недавно в честь этого прошел автопробег ретро-автобусов по маршруту Таллинн – Минск – Таллинн. «ЗИС-127», «Икарус-55», «Икарус-Люкс», «Икарус-255», «Иризар-Люкс» ― если вы не знаете о чем речь, многое потеряли. Посмотреть на блеск былых королей дороги середины прошлого столетия, можно в репортаже Holiday.by.
В Верхнем городе и так обычно ажиотаж, а тут уж и вовсе ― родители с ребятней сбежались посмотреть на диковинные раритеты из прошлого. Эстонская компания «Люкс Экспресс» выставила несколько ретро-автобусов в поддержку своего современного международного экспресса, на котором можно прокатиться из Минска в Таллинн и Ригу.
Возле старых автобусов чинно прогуливаются водители в милых фуражках. На гениальный вопрос: «Почему эти автобусы считаются ретро?» был получен столь же гениальный ответ: «Потому что они старые».
ЗИС-127, например, 1956 года. Икарус-55 ― 1968 года, Икарус-Люкс родом из 1972, а Икарус-255 из 1979-го. Черные номера на них значат, что автобусы в музейном регистре, поэтому и воссоздают их как бы по ГОСТу, а-ля «все нужно делать так, как было раньше». Все отреставрированы, отдают глянцем, короче, выглядят шикарно.
Один из водителей охотнее всех идет на контакт. Это Тыну Пибур, он за рулем ЗИСа. В обычной жизни мужчина ― директор таллиннской гимназии, но в качестве хобби коллекционирует и восстанавливает старый транспорт. Лето в школе свободное, вот и занимается.
Проводит экскурсию по своему автобусу. ЗИС-127 был произведен в Москве на заводе имени Сталина (ныне завод имени Лихачева). Выглядел точно так же: серебристо-бордовый окрас, двухтактый мотор, комфортные сидения с подставками для ног и вогнутыми выемками для головы. Сюда бы кондер – и все, можно жить. Ну а так остается довольствоваться открытой форточкой, или как водитель обдуваться индивидуальным вентилятором.
Изначально сиденья были светлыми, но вдруг заметили, что советские граждане очень любят есть в салоне шоколад, поэтому решили делать обивку потемнее.
Внутри радио на средних и длинных волнах. Но если нажать на кнопочки музыки не случится ― нерабочее. Все, в общем-то, по старому, только пользуются не картами, а навигатором.
ЗИС создавали как междугородний автобус, поэтому были предусмотрены и довольно внушительные для того времени багажные отсеки. Плюс деревянные подстилки, чтобы при случае ЧП (что-то разбилось, вытекло), остальной багаж остался невредимым и сухим. По нынешним меркам отсек все-таки небольшой. Кажется, вместить туда пожитки всего автобуса довольно проблематично, но раньше-то и вещей меньше было. Народ путешествовал налегке.
― Как вы себя чувствуете за рулем этого прекрасного ЗИСа?
― Чувствую себя нормально. Много на нем катался и знаю, как здесь все работает. Тяжелый руль, тяжелая коробка передач, туго все дается, но ездить можно.
В наш разговор вклинивается какой-то человек «в теме». Все бегал от автобуса к автобусу и выглядел самым заинтересованным. Его зовут Геннадий, и 35 лет он работал водителем во втором автобусном парке Минска. Ездил на Икарусах, но успел пару рейсов сделать еще на ЗИС-127. Водитель на пенсии специально приехал на выставку посмотреть, что изменилось.
― Много чего не хватает. Под каждым сидением раньше стояла печка, сиденья регулировались, раздвигались. А здесь уже Икарусовские сиденья стоят. В конце автобуса раньше было отдельное отеделение. Если поездка дальняя, второй водитель шел туда, и спал за перегородкой на матрасе, пока напарник едет. Нет и ручки для регулировки отопления. Вроде и такой же автобус, но по мелочам сразу понятно, что после капремонта.
Спрашиваю про другие автобусы, так ли их было трудно водить.
«Ну, вот Икарус-55. В нем все нормально поворачивалось. Единственное, что очень холодно было зимой. Пассажир садиться, сразу раздевается, а потом смотришь, к стеклу уже все примерзло. Радиатор сзади стоит, такую машину не прогреешь. И кузов слабоватый. Икарус-Люкс почти такой же, как обычный Икарус, только нет боковой двери со стороны водителя и двигатель помощнее.»
На таких автобусах сильно не разгонишься, но километров до 100 в час выжать можно было, в рейсах ехали в пределах 80 км.
А сколько стоил билет?
Из Минска в Брест ― 6,59 рублей. До Пинска ― 7,21 рублей. Для сравнения: стоимость по городу была от 3 до 5 копеек.
После долгих причитаний о том, как все было тогда, и как сейчас, Геннадий выпалил, что самая прекрасная машина это все равно ЗИС. Почему?
«Потому что он не ехал, а плавно качался по дороге, пассажиры в нем не ощущали скорости. И в нем тепло. Когда у нас только ЛАЗы раздолбанные были, ЗИС воспринимался как –СВЕРХ.»
Охотно верим и смотрим на довольные лица вокруг.
«Разрешите ребенку сфотографироваться!»
Сейчас ретро-автобусы заказывают на свадьбы, снимают в кино. Еще один горячий эстонский парень сообщил, что снять такой автобус стоит около 1000 евро в час, а на день почему-то 500. Арифметика по-эстонски, так сказать.
Какими ещё были автобусы времен БССР? Смотрите редкие фото в материале «Автотуризм времен БССР: туристические автобусы и их прототипы. Редкие фото!»
Автотуризм времен БССР: частные автомобили. Архивные фото - также рекомендуем к просмотру.
Напоминаем про старт необычной акции пивного бренда «Жигули». В Беларуси при помощи открытого голосования была найдена автолегенда – автомобиль «Москвич». Силами специалистов он будет восстановлен. Стать же обладателем «легендарного авто» может каждый желающий, зарегистрировавшийся на сайте проекта.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах