На прошлой неделе мы писали про старт необычной акции пивного бренда «Жигули». В Беларуси при помощи открытого голосования была найдена автолегенда – автомобиль «Москвич». Силами специалистов он будет восстановлен. Стать же обладателем «легендарного авто» может каждый желающий, зарегистрировавшийся на сайте проекта. Тема советского автопрома заинтересовала и нас. Сегодня мы решили взять ее шире, и вспомнить, что кроме автомобилей путешествия во времена СССР совершались и на туристических автобусах.
Первые серийные автобусы появились в мире еще в ХІХ веке. Интересно, что первоначально этот городской транспорт был электрическим, автобусы с двигателями внутреннего сгорания были построены только в самом конце позапрошлого века – первым был созданный в Германии в 1895 году 8-миместный омнибус марки «Бенц». С началом ХХ века автобусы прочно укрепились на городских и междугородних линиях Европы и Америки. Уже в 1900-е годы начали появляться и первые туристические модели автобусов. Часто они имели открытые многоместные кузова, и использовались для неспешных поездок по городским маршрутам с осмотром достопримечательностей не выходя из салона. Впрочем, до Беларуси туристические автобусы добрались не скоро, об этом пути наш новый материал на Holiday.by.
Первые автобусы в межвоенной Беларуси
По итогам Советско-Польской войны с 1921 по 1939 годы Беларусь была разделена на две части: западная была включена в состав Польской Республики, а на территории восточной была провозглашена БССР. Если говорить о Советской Беларуси, то первые автобусы тут появились в середине 1920-х годов. Впрочем, их было не так много: например, в 1925 году в БССР насчитывалось только 20 автобусов зарубежных марок. В СССР в те годы автобусное производство было малоразвито, поэтому правительству БССР приходилось закупать за валюту австрийские «Steyr», немецкие «MAN», британские «Leyland» и пр. Использовались они в основном на междугородних линиях, так что об организованных автобусных туристических маршрутах в те годы говорить не приходилось. Хотя сам туризм в Советской Беларуси поощрялся и пропагандировался на государственном уровне. Так, например, в конце 1920-х годов в журнале «Наш край» издательства Института белорусской культуры почти в каждом номере публиковались разработанные специалистами туристические маршруты по крупным городам и по стране в целом, правда, ориентированы они были в основном на железнодорожный транспорт. Позже в 1930-е годы по территории БССР прошло несколько десятков автопробегов, в которых испытаниям подвергались, в том числе и новые советские автобусы. Эти поездки сквозь страну на экспериментальных автобусах с натяжкой можно назвать экскурсионными.
В Западной Беларуси, которая входила в состав Польши, с автобусным туризмом в 1920-е, 1930-е годы дела обстояли немного лучше, чем в БССР. В стане действовали польские туристические организации, так же было образовано несколько курортных зон, самая известная из которых была на Браславских озерах. Организовывались маршруты и в Новогрудок, на родину поэта Адама Мицкевича. Впрочем, мировой экономический кризис начала 1929 года сильно ударил по этой отрасли, количество автобусных маршрутов на территории Западной Беларуси в начале 1930-х годов сократилось в несколько раз.
Послевоенные дестилетия: ЗиСы, ЛАЗы и первый «Икарус»
Полноценные туристические автобусы появились в Беларуси только после войны, но далеко не сразу. Разрушенная боевыми действиями экономика и инфраструктура страны в первое послевоенное десятилетие требовала огромных вложений. Только в начале 1950-х годов в СССР задумались о создании собственных междугородних и туристических автобусов. Первой ласточкой был ЗиС-127, производимый с 1955 года. После 1956 года московский Завод имени Сталина был переименован в Завод имени Лихачева и автобус также получил новое название ЗИЛ-127. ЗиС-127 создавался с оглядкой на американские магистральные автобусы фирмы «Пасифик Грейхаунд». Новые советские автобусы ставились в основном на дальние междугородние маршруты, и изредка использовались для туристических целей. В БССР в 1950-е попало несколько ЗиС-127, которые работали на междугородних маршрутах до 1970-х годов.
Первым по-настоящему туристическим автобусом в СССР стал львовский ЛАЗ-697. Выпущенная в 1959 модель предназначалась в первую очередь именно для экскурсионных маршрутов и имела соответствующую приставку к названию ЛАЗ-697 «Турист». Вместительность автобусов этого семейства составляла 33 человека, машина также была оборудована местом для экскурсовода. Впрочем, на дорогах Беларуси эта модель встречалась редко, чаще можно было увидеть городскую версию ЛАЗ-695. Выпуск 697-х был прекращен только в 1982 году.
Кроме советских туристических автобусов на территории БССР в конце 1950-х стали появляться машины известной венгерской марки Ikarus. Первыми «Икарусами» в Беларуси были междугородние и туристические Ikarus-55 Lux, они поставлялись в Минск с 1959 по 1969 годы. В огромном салоне могли с комфортом разместится 32 пассажира, прекрасный обзор на достопримечательности для них обеспечивали панорамные гнутые окна на крыше автобуса. До недавнего времени считалось, что «Икарусов» этой модели в Беларуси не сохранилось, но в 2016 году энтузиастами в одной из деревень Минской области был найден заброшенный экземпляр Ikarus-55 Lux, который в скором (или не слишком скором) будущем ждет восстановление.
1970-е, 1980-е: эпоха красных «Икарусов»
Автобусный туризм в позднем СССР нельзя представить без Ikarus 250-й серии. Красно-белые «Икарусы» заполонили междугородние линии дальнего следования, а так же оккупировали туристические маршруты. Их можно было увидеть на стоянках, находящихся возле основных экскурсионных объектов БССР: Брестской крепости, мемориального комплекса Хатыни, на площади Ленина в Минске и других местах, куда во времена БССР возили туристов со всего Союза. «Икарусы» 250-й и 256-й моделей, отличались высоким уровнем комфорта. Каждое пассажирское место было оборудовано собственным светильником, динамиком оповещения и соплом индивидуальной вентиляции. В салоне могло находиться от 44 до 57 мест для пассажиров, а также дополнительное место для экскурсовода или экспедитора. Многие туристы вспоминают, что это были самые теплые автобусы из всех встречавшихся на советских дорогах того времени.
Не смотря на то, что первые автобусы Ikarus 250 были выпущены в далеком 1968 году, некоторые поздние модели можно встретить на белорусских дорогах до сих пор. «Икарусы» активно использовались на туристических маршрутах в 1990-е и даже в 2000-е годы наряду с поддержанными моделями туристических автобусов из Западной Европы.
Несмотря на почти монополию «Икаруса» в сфере туристических автобусов, свои экскурсионные модели делал в 1970-е и Львовский автобусный завод. За несколько десятилетий вышел ряд модификаций автобуса ЛАЗ-699 «Турист». Впрочем, эти машины запомнились слабо, потому что имели мало отличимый от пригородных моделей ЛАЗов вид.
Бонус: экспериментальные туристические автобусы СССР не попавшие в серию
В эпоху всеобъемлющего советского дефицита специальных экскурсионных автобусов не всегда хватало. Для туристических нужд использовали обычные рейсовые модели машин. Но, тем не менее, советские конструкторы постоянно занимались созданием новых максимально удобных туристических автобусов. К сожалению, чаще всего эти машины так и не доходили до конвейера. Например, на ЛАЗе с 1961 по 1973 годы был создан ряд экспериментальных международных автобусов под общей серией ЛАЗ «Украина». Эти машины имели повышенный уровень комфорта, некоторые даже были оборудованы кондиционерами, гардеробными и туалетными комнатами, а также телевизорами с проигрывателями. Но каждая из моделей серии была построена только в единственном экземпляре. Первенец ЛАЗ «Украина-1» засветился в советском фильме 1962 года «Королева бензоколонки».
Также на Львовском автобусном заводе в 1960 году была построена модель редкой для Советского Союза полутораэтажной компоновки. ЛАЗ-698 «Карпати-1» должен был стать междугородним и экскурсионным автобусом повышенной комфортности: в автобусе были установлены регулируемые пассажирские кресла самолетного типа, присутствовал гардероб, туалет и даже буфет. Панорамные окна и сдвижная крыша обеспечивали отличный обзор для туристов. Автобус был построен в единственном экземпляре.
На Павловском автобусном заводе тоже задумывались над туристической версией своих пригородных автобусов. Созданный в 1969 году опытный ПАЗ-Турист был показан в том же году на международной выставке в Ницце, где получил множество положительных отзывов и несколько наград. Впрочем, успех экспериментального автобуса на выставке, остался единственным его достижением, в серию машина не пошла.
Уже совсем скоро мы расскажем и покажем, куда отправлялись во времена БССР туристы на своих автомобилях. До 20 июля 2017 у всех есть шанс стать обладателем собственной автолегенды - для этого принимайте участие в акции «Жигули. Возраждая легенды».
Смотрите также архивные фото и продолжение серии - Автотуризм времен БССР: частные автомобили.
Автор материала Владимир Садовский на Facebook
Автопутешествия на Holiday.by: репортажи, тест-драйвы и обзоры
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах