Я бы это сравнил с открытием нового шикарного ресторана. Ведь когда открывают пиццерию на углу, радуются только жители окрестных домов. Когда же объявляют о начале работы нового фешенебельного места со знаменитым шеф-поваром во главе, то сюда стремятся попасть все, чтобы прикоснуться к высокому искусству. На прошлой неделе автоцентр «Атлант-М Британия», представитель марок Jaguar и Land Rover в Беларуси, объявил о начале работы в Минске «Школы мастерства вождения». Почему это знаковое событие для всех, расскажу далее.
Зачем нужна «Школа мастерства вождения»
Полагаю, что мало будет читателей, которые захотят оспорить факт, что английские автомобили марок Jaguar и Land Rover являют собой примеры высокого автомобильного искусства. Самое важное - публику познакомили с «шеф-поваром» новой инициативы. Им стал шеф-инструктор школы Jaguar Land Rover Experience в России Егор Васильев. Именно этот специалист участвовал в проектировании под Москвой уникального полигона для школы JLR Experience и там же является лид-инструктором.
Примечательно, что на московском полигоне созданы специальные условия одновременно для автомобилей марок «Ягуар» и «Лэнд Ровер». При этом запись на 1,5-часовой курс совершенно бесплатна и не зависит от того, какой марки автомобиль у вас сейчас. Так британские автомобилестроители хотят «ягуаризировать» и «лэндровиризировать» как можно больше потенциальных клиентов по всему миру. Машины Jaguar Егор Васильев на встрече с журналистами в Минске называет не иначе как «произведениями искусства». Любой вопрос лид-пилоту об автомобиле вызывает большой экскурс в историю. Будто бы читаешь родословную дорогой породы собак или стоишь перед генеалогическим древом знатного рода. Полагаю, что перед продажей автомобиля можно проводить зачёт по знанию истории, потому что каждая деталь интерьера или технический приём в нём неслучайны, по мнению господина Васильева.
Между витиеватыми мыслями, признаюсь, на секунду улетел в свои воспоминания десятилетней давности. Мне с преподавателями и инструкторами в простой городской автошколе повезло, но знаю много историй про «типажей», о которых ходят анекдоты и байки. Думаю, тем, кто получая права, получил психологическую травму от общения с «упырями» стоит в будущем рассмотреть визит в «Школу мастерства вождения» Jaguar и Land Rover, как некий способ реабилитации. Интересное общение, вежливые и опытные инструкторы, доступные автомобили с историей – всё это слагаемые для разрушения стереотипов. Я уже не говорю про возможность получить дополнительные навыки управления личным автомобилем.
Егор Васильев неоднократно озвучивает мысль о том, что автомобиль создается не для того, чтобы попадать в аварии и вести себя агрессивно на дороге. За эти действия отвечает исключительно один человек – водитель. «Посадите человека за руль и отправьте в городскую пробку. Тут же в нём всё плохое проявится на сто процентов», - делится своими наблюдениями шеф-пилот Jaguar. Эти рассуждения – не праздное философствование. Уже на полигоне, на ледяном покрытии, между фишек извилистой трассы ты ещё раз осознаёшь, что мастерство вождения – это в первую очередь умение совладать с собой. Не поддаться излишнему адреналину, суметь повернуть голову в ту сторону тогда, когда никогда этого не делал, задержать ногу на педали тормоза до конца, хотя ты всегда её уже отпускаешь в подобных ситуациях…
Ягуары на полигоне: борьба с инстинктами
Это я уже про полигон. Автоцентр «Атлант-М Британия» регулярно устраивает для своих клиентов школы и разнообразные выезды. Под эгидой открытия «Школы мастерства вождения» были приглашены и журналисты, которые совместно с пилотами школы JLR Experience и инструкторами «Центра контраварийной подготовки» могли побывать в роли учеников.
Для теста был предоставлен почти весь модельный ряд автомобилей Jaguar - полноприводные седаны XF и XJ, заднеприводный ХЕ, бензиновый и дизельный кроссоверы F-Pace. Первый круг трассы ты проезжаешь на месте пассажира рядом с водителем. Опытный инструктор дает всю необходимую информацию о прохождении участка, рассказывает об особенностях систем, которые будут задействованы.
Второй – едешь сам, понимая, сколько проблем в себе ещё предстоит решить, чтобы водить лучше и безопаснее, чем вчера. Действительно, за полтора часа занятий вряд ли станешь управлять автомобилем на каком-то другом уровне.
Это время дано для того, чтобы постичь азы «интеллектуального подхода» к вождению, который пропагандирует Егор Васильев. «Мы учим людей думать за рулем, осознавать ситуацию в потоке, тогда есть возможность получать радость и удовольствие от процесса управления автомобилем», - в одном интервью сказал шеф-пилот и добавляет – «Чем больше людей проходит такое обучение, тем ниже аварийность на дорогах. Например, ехать за рулем быстро и правильно – это абсолютно разные вещи». Скоро для Минска будут разработаны учебные программы на основе технологий, которые используются в бренд-экспириенс центре в Москве.
«Первое, чего не нужно делать за рулём – это думать о плохом»
Как записаться в минскую «Школу водительского мастерства» Jaguar и Land Rover в Минске читайте в конце материала. Пока мы ехали от автоцентра до полигона, я задал Егору Васильеву несколько вопросов, как опытному автопутешественнику.
- Вы говорите, что не только в уставшем, но и излишне перевозбужденном состоянии не следует садиться за руль. Как в дороге понять своё состояние?
- Хороший вопрос. У меня давно есть идея создать некую систему критериев по оценке степени усталости. Если с физической усталостью, например, когда затекла нога или плечевой пояс, всё более-менее понятно. Достаточно сделать паузу в пребывании за рулем и выполнить ряд физических упражнений. Худший вид усталости – когда за рулём устаёт мозг от монотонной продолжительной езды. Лично я в такие моменты напрягаю нервную систему тем, что постоянно оцениваю уровень сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием. И когда я ощущаю, к примеру, скольжение, тогда, когда его на самом деле нет – дальнейшее пребывание за рулем я считаю для себя опасным. Попытки вернуть должный уровень концентрации, как ни парадоксально, ведут к тому, что наш мозг ещё больше устаёт от этого процесса. Получается замкнутый круг. Поэтому у меня основное правило - я еду по самочувствию, так как от поездки к поездке километры могут либо тянуться, либо пролетать незаметно. Но обязательно стоит делать паузы каждые 2-4 часа пути, как это принято у дальнобойщиков.
- Пользоваться телефоном, например, за рулем запрещено ПДД. Чего ещё вы не рекомендовали бы делать за рулём в автопутешествии?
- Ну, на самом деле первое – не надо думать о плохом. Я всегда должен помнить, что я управляю автомобилем. То есть я должен быть всегда сконцентрирован на этом процессе, а все остальные мысли, рассуждения и эмоции должны работать в фоновом режиме и на втором плане. Если я начинаю на чём-то концентрироваться больше, чем на управлении машиной – это всегда опасно. По большому счету, ничего нельзя делать за рулём автомобиля, кроме управления им. Надо получать радость от происходящего: от факта контроля над ситуацией, слушать мотор, пытаться предугадать поведение соседей по дороге. Всё-таки пилот – это пилот. Есть ещё одна закономерность. Большинство аварий происходят либо в начале, либо к концу поездки. В середине ты в ритме, а «по краям» что-то его может нарушать. В дальних поездках хороша раллийная практика, когда «штурман», он же пассажир своими подсказками по сути помогает водителю управлять автомобилем. Разговоры также помогают, главное, чтобы темы не раздражали и не вызывали излишней эйфории.
- Адреналин. Есть ли некий авторский способ избавиться от внезапного приступа этого гормона за рулём?
- Это важный вопрос, потому что есть ситуации, когда человеческий организм сложно назвать союзником. Как правило «адреналиновая волна» накрывает уже после определенной ситуации. И здесь следуют индивидуальные, если можно так сказать, настройки каждого человека, как справиться с этими последствиями, чтобы не попасть в новую ситуацию на дороге. Ближайший пример – выход из ритмического заноса. Ты объехал первое препятствие и справился с ситуацией. Затем тебя накрывает адреналином, и при следующем маневре допущена ошибка. Здесь важно сказать, что человек с современным автомобилем должен работать на прогнозе – то есть заранее себя готовить к тому, что делать в той или иной ситуации. Если решать по факту – человек может не успеть в отличие от автомобиля. Безусловно, тут в действие вступят все электронные системы – стабилизации, курсовой устойчивости, потери управляемости. Они пытаются убрать временной разрыв между реакцией человека на поведение машины. Но они не всемогущи.
- От управления автомобилем к путешествиям. Какая страна лучше всего подходит для поездки туда за рулем и почему?
- Зимой мне очень нравится ездить в Финляндию, потому что я еду к Деду Морозу. Снег, замерзшие озера, деревья в снегу создают нужную атмосферу. Вообще, я думаю, что Дед Мороз может объединить всё человечество в силу того, что в него верят абсолютно все. Также зимой для автопутешествий я могу порекомендовать Европу, а конкретнее - Доломитовые Альпы. В этих местах едешь, и глаз просто отдыхает – замёрзшие виноградники, горы, выглядывающее из-за них солнце, снег, трава… Всё создает нужный пейзаж. Летом же мне очень нравится север России – поездки на Полярный круг. Там совершенно другие ощущения – понимаешь бренность бытия. Лето там короткое, но очень красивое.
- Не могу не задать такой вопрос. Недавно для жителей 80 стран Беларусь отменила визы. Мы опять пытаемся создать свой «бренд». Вы живете всего в семи сотнях километров от нас. Чем лично вам известна Беларусь, кроме Минска?
- На самом деле пор Беларусь я знаю не очень много. Она всегда была как бы на стыке Польши и России – все претендовали на эти территории. Очень интересной историей мне кажется Несвиж - замок и Радзивиллы. Это какая-то мистическая мощная история - там бы я с удовольствием побывал. Представители этого рода, на мой взгляд, это красивые европейские корни Беларуси.
Благодарю автоцентр «Атлант-М Британия» за приглашение на открытие школы мастерства. Чтобы стать курсантом «Школы мастерства вождения» Jaguar и Land Rover вам надо заполнить заявку здесь. Возможно, это неплохая альтернатива походу в ресторан в выходной день.
Небольшое видео с занятий на полигоне прямо сейчас:
Автопутешествия на Holiday.by: фоторепортажи, идеи для поездок, новости
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах