На выходных мы посетили Лиду, точнее предприятие, которое находится около нее. Встать пришлось рано, но поездка того стоила. О том, зачем Holiday.by отправился в Гродненскую область и при чем тут узкоколейная железная дорога читайте в репортаже.
Суббота. 7:30 утра. В метро заспанные люди: кто-то, судя по осыпавшейся косметике и каблукам, едет с вечеринки, другие – на работу или в университет. Мы же держим путь на станцию метро «Каменная горка». На улице еще темно и довольно холодно. Идет снег. Где-то за остановкой на выезде из города нас ждет серебристый бус и очень бодрый парень Артем: «Доброе утро! – восклицает молодой человек, почти все собрались, можем ехать». Дождавшись последнего экскурсанта, через минуту мы отправляемся на необычную промышленную экскурсию под Лиду.
В автобусе всего человек пятнадцать. Почти все выглядят готовыми к новому дню, громко разговаривают между собой. Многоголосие перебивает Артем: «Чтобы вы не заскучали, я немного расскажу об истории узкоколейных железных дорог Беларуси».
Здесь мы вынуждены прервать наше повествование, чтобы вы немного узнали, кто такой Артем и почему мы едем в Гродненскую область:
Хобби бывают разные. Кто-то увлекается самбо, кто-то тащится от рисования лисичек вместе с Никой Сандрос. Артем Слизкий просто обожает узкоколейные железные дороги.
Когда-то давно, будучи маленьким мальчиком, он, как и все дети времен СССР, каждое лето проводил у бабушки в деревне. Однажды маленький Артем буквально около своего забора заметил необычные «миниатюрные» рельсы. Опросив взрослых, мальчик узнал, что увидел обычные белорусские узкоколейные железные дороги. И тут понеслось: Артем начал искать подобные жд по всей Беларуси. Позже перешел к чтению специальной литературы и, кажется, уже выучил историю этих дорог наизусть. Беларуси молодому человеку оказалось мало, Артем поехал за любимыми узкоколейками за пределы страны. Побывал даже в Перу, на Мачу-Пикчу .
«Ты стоишь посреди леса, видишь траву, цветы. Где-то там спрятаны рельсы, по которым может проехать поезд и не навредить этим растениям. Это же просто чудо какое-то!», - ответ Артема на вопрос, почему его так зацепило необычное хобби.
Одному изучать узкоколейки парню не хотелось, поэтому он решил собрать единомышленников, которые, как и он интересуются промышленным туризмом. Сначала организовал клуб по интересам, затем решил устраивать собственные экскурсии.
«Торфобрикетный завод «Лидский» - очередной экскурсионный маршрут, придуманный Артемом. Туда-то мы и едем.
«Узкоколейки, как проводники в таинственную зону «Сталкера» со страниц братьев Стругацких и одноименной ленты Андрея Тарковского. Дорога, по которой дрезина увозила своих пассажиров на поиски самих себя, поиски ответов на самые сокровенные вопросы», - немного романтизированно, зато как есть сказал Артем.
К сожалению, хобби не приносит доход, на который можно выжить в Беларуси. У Артема есть основная работа – он инженер в минском метрополитене. В какой-то мере и от него зависит, когда столица увидит третью ветку метро. Но парень не жалуется: «Если захочешь, найдешь время для всего».
Светает. До Лиды еще километров 110. Артем достает из рюкзака кипу бумажек: готовится к рассказу. Пассажиры оживляются. Мы узнаем, что среди нас не только белорусы: на экскурсию приехали гости из России и Украины. И сразу спойлер: нет, разговоры о политике не велись – людям были интересны исключительно узкоколейки.
«Мы ехали полночи», - рассказывают россияне. Тут нам становиться стыдно за свои жалобы по поводу раннего подъема. «Как узнали? Увидели рекламу в интернете, заинтересовались и решили приехать».
Артем окончательно прерывает разговоры и начинает погружать присутствующих в атмосферу экскурсии: «История узкоколейных железных дорог в Беларуси насчитывает более полутора веков. Первая узкоколейка на территории нашей страны появилась где-то в 60-х годах XVIII века. Это была дорога протяженностью восемь верст, которая располагалась в Могилевской области, на реке Сож. На этой узкоколейке использовались вагонетки, передвигаемые вручную», - буквально выдохнул парень.
Для тех, кто не в теме: узкоколейная «чыгунка» – это дороги, с шириной колеи уже стандартной. В разных странах стандарты разные. Например, в Беларуси стандартная ширина колеи обычной железной дороги – 1520 миллиметров. Все железные дороги, имеющие колею меньшего размера, считаются у нас узкоколейными. В Европе стандартная ширина колеи – 1430 миллиметров. По сути, белорусы могут и ее называть узкоколейкой. Есть стандарты и для узкоколеек – в Беларуси, еще со времен СССР, узкоколейные железные дороги имеют ширину 750 миллиметров.
Самая маленькая узкоколейка в мире имеет ширину колеи всего 260 миллиметров. На чудо можно посмотреть в Великобритании.
«Сегодня также используются узкоколейки с шириной 600 и 900 миллиметров – обе при строительстве метрополитена», - со знанием дела прокомментировал Артем.
Обычно узкоколейки используются на рудниках, в шахтах, на предприятиях по добыче торфа. Часто такие «чыгунки»» строят в горах, потому что они допускают более крутые кривые, чем обычные железные дороги. В Индии очень много подобных дорог. Они дешевле в постройке и эксплуатации, чем железные дороги со стандартной шириной колеи.
На часах 10:25. Небо все серое и немного мрачное. Перед нами вывеска «Торфобрикетный завод «Лидский». К автобусу быстрым шагом подходит мужчина в кепи: «А это Михаил Станиславович, мастер цеха, он сегодня будет показывать нам завод», - прояснил ситуацию Артем.
Вышли из автобуса прямо в черный снег: предприятие маленькое, два основных цеха находятся рядышком со зданием администрации, поэтому угольные следы можно увидеть на каждом метре завода.
Не успели мы оглядеться, как дама с пучком на голове окликнула всю группу: «Вам нужно расписаться за технику безопасности». Все формальности были соблюдены. «Ну, давайте, показывайте ваш завод», - нетерпеливо шептали участники экскурсии, держа наготове фотоаппараты.
Два небольших цеха из красного кирпича. Несколько зеленых составов. Два «крытых гаража» для вагонов и линии узкоколеек, уходящие вдаль – примерно такую картинку мы видели в тот момент и слышали голос Михаила Станиславовича: «Наше предприятие существует с 1957 года.
«Сейчас у нас трудится где-то 160 сотрудников. На объектах «в поле» работают только мужчины – раньше и женщины тоже ездили, но сейчас все в администрации».
«Получаем нормально: иногда и 700 рублей может выйти», - на этом вопросе Михаил Станиславович решил немного сменить тему.
Все участки по добыче торфа находятся довольно далеко от здания администрации. Поэтому сотрудники ездят на свои рабочие места в пассажирских вагонах. У предприятия их всего два. На одном из них нам предложил прокатиться Михаил.
Вагоны старые: их не меняли со времен постройки предприятия, но теплые и чистые. Очень миниатюрные. Мы загрузились. Машинист дал гудок, вагончик тронулся.
Скорость движения держалась в районе 28 километров в час, но по ощущениям мы топили все сто. Было очень шумно, Михаил Станиславович продолжал рассказывать: «Когда мне позвонил Артем, я очень удивился: ну кому может быть интересна эта дорога? Не было у нас раньше никаких экскурсий, поэтому мне приятно видеть всех вас здесь», - абсолютно искренне утверждал мужчина.
За окном то и дело мелькали огромные торфяные горы – на белом фоне смотрится особенно красиво. «А это наши местные хутора, в некоторых из них раньше жили наши сотрудники», -Михаил об очередном виде за окном.
Первая остановка. Вдали от рельсов стоит вагон-столовая и кирпичный домик. Слышно, как лает старая собака: приехали на объект.
Экскурсанты вооружились камерами. Мы пошли знакомиться с машинистом и его помощником. Залезли в тепловоз – там теплее всего. «Я уже двадцать лет здесь работаю. Привык. Все нравится», - рассказал машинист.
Тепловоз такой же старый, как вагон: обшарпанное, прикрытое покрывалом спальное местечко, скрипучее кресло.
На панели управления лежит большой фонарь и гаечный ключ с надписью «made in USSR», под панелью закреплен магнитофон: «Сломался, зараза», - комментирует машинист.
«Отправляемся дальше», - созывает всех Артем. Едем. «Одна из фишек этой узкоколейки – мост, сейчас мы по нему проедем», - добавил экскурсовод.
«У нас тут очень много бобров в последнее время развелось», - говорит Михаил Станиславович. Все вспоминают нашумевшую новость о колбасе из бобров, которую задумали производить в Беларуси.
Прошел час дороги. Первые эмоции поутихли. Многие просто молча смотрят в окно, думая о чем-то своем: даже если ты не фанат узкоколейки, подобные путешествия приносят радость, думается нам.
В чем же основной кайф? Для каждого он свой. На экскурсию приехали абсолютно разные люди. Девушка с маленькой сумочкой и в высоких сапогах, которая часто делала селфи со своим другом: «Мы узнали об экскурсии ВКонтакте». Матерые мужчины: «Друг посоветовал». Девушка в бандане и с фотоаппаратом: «Я знаю Артема еще времен его клуба, частенько с ним езжу». Девочками с косичками и в резиновых сапогах: «Узнали о поездке на сайте в интернете».
Каждый из героев путешествия улыбался, и был рад находиться посреди снежных просторов непонятно где.
«Ко мне кто только не приезжал. Один раз была девчонка на высоченных каблуках и платьице – ходила вместе со всеми, не жаловалась», - улыбаясь, подтверждает нашу теорию Артем.
Конечная станция. Даже если бы захотели, никуда бы не уехали – на месте, куда мы прибыли, узкоколейка лидского предприятия заканчивается. Еще долго мы не могли расстаться с Михаилом Станиславовичем: он звал приехать еще раз, мы – обещали, что вернемся.
Темнеет. Нас ждет серый микроавтобус и обратная дорога в Минск. За окном совсем темно. А в голове мысли: «День прошел не зря».
Если вы также увлекаетесь узкоколейными железными дорогами, но все еще не знакомы с Артемом, советуем познакомиться с его сайтом 750mm.by, где можно узнать много всего интересного и забронировать местечко на новую необычную экскурсию.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах