«У вас очень чисто в городе, приветливые улыбающиеся люди». На этой фразе белорусские журналисты дружно хмыкнули. «Вы в Москве людей видели вообще? Там люди в погоне за бабками потеряли чуть ли не человеческий облик» - парировал большой бородатый дядька. Слово «дикаря» - закон. Бородача зовут Сергей Родин, а его команда, больше похожая на рок-группу, называется «Дикари». На ВАЗовских машинах ребята покоряют труднодоступные и знаковые места по всей России.
Встреча в салоне «Минск-Лада» не случайна. В этом году 50-летие «АвтоВАЗа» среди прочих мероприятий будет отмечено слётом любителей автопрома made in USSR и made in Russia в Германии недалеко от Мюнхена. Поэтому без таких послов тольяттинского бренда мероприятие просто не могло обойтись. Все дороги через Беларусь, поэтому со слоганом «LADA: дружим странами» на фестиваль отправились белорусский автожурналист Павел Козловский и фотограф Ольга Канашиц на новенькой серийной Lada 4х4 Urban.
Если поездка в Мюнхен для ребят из России больше похожа на экскурсионную прогулку, то экспедиции таковыми не назовёшь. Сергей Родин с нескрываемой гордостью рассказывает о том, что буквально на днях его команда на двух «Нивах» (так по старинке до сих пор называют модель Lada 4х4 – авт.) взяли печально известный перевал Дятлова на Северном Урале.
Фото с сайта lada4x4.net
Попав в непогоду участники экспедиции были вынуждены несколько дней провести в палатке, укрываясь от ливня и спасаясь рытьем водоотводных траншей. Затем был брод с ледяной водой, в которой «погибла» длиннобазная Lada 4х4. Одну машину пришлось оставить у местного дилера. «Лютый внедорожник!» - говорит Сергей Родин про возможности машины. Его словам можно верить, ведь за плечами и под колесами «Дикарей» на сегодня уже 80 000 не самых простых русских километров пути и 20 экспедиций.
Любопытно слушать рассказы Сергея про путешествие в Арктику, куда вместе с подготовленными автомобилями было решено взять новинку Lada X-Ray прямо с конвейера. «Мы думали, что убьём тачку» - честно говорит руководитель проекта - «Это 5500 километров пути по зимнику в температурах около минус 40 градусов и никакой специальной подготовки машины. Тут же подключились «кухонные автоэксперты», мол, куда вы на этом тазу поехали». Бодренькое полутораминутное видео такого «арктического теста» только подтверждает высокое мнение Сергея о новинке «АвтоВАЗ». Ребята любят снимать кино. Уже готов фильм про подъем на Lada 4х4 на Эльбрус. Машины дошли до отметки 3 658 метров, а дальше команда взяла высоту 5 642 уже без авто.
Хороший повод поговорить с руководителем проекта Сергеем Родиным.
- Так кто же такие «Дикари», способные на такие поступки?
- Нас в проекте «Дикари» всего 17 человек в команде. Дальше под класс сложности экспедиции мы смотрим и определяем состав участников очередного приключения. Люди в проекте появляются стихийно. Команда по крупицам собиралась с 2012 года. При этом собираем именно мы сами – к нам не приходят.
- Где вы находите своих людей?
- Например, сейчас с нами катается Петр Литвинов. Мы его видели три раза по дороге, когда ездили в «автономки» по Карелии. Просто встретили человека, который трижды нам попадался по дороге. Один раз мы вышли на сложную трассу – дорогу Тысячи Ручьёв на Кольском полуострове. Там беда совсем с дорогой. Смотрим, едет тачка какая-то знакомая, а в ней Петя. При этом в машине жена и двое детей спят. Поняли, что у него «слабоумие и отвага» отлично работают. Решили ему помочь преодолеть брод – тащили его по бездорожью 60 километров. Теперь мы его не отпускаем никуда из «Дикарей». Человек уже телефоны в речке топит, чтобы мы его не «вызвали» в очередную поездку.
- Какую музыку вы слушаете в машинах, когда преодолеваете препятствия?
- Сейчас мы не слушаем ничего – мы утопили всё на перевале Дятлова вместе с машинами. В одной машине до погружения под воду играл инди-рок. В нашей какая-то солянка из Софии Ротару и какого-то трэша. Всё, что есть в мобильнике слушается по 27 раз. Уже сейчас от Москвы до Минска мы приехали тупо молча – никакой музыки, просто открытое окно и тишина. Пробовали слушать аудиокниги – не получается, отбирает внимание.
- Куда отправятся «Дикари», когда не останется знаковых точек на карте России?
- Не знаю. Ещё не метили никуда. Но надо сказать, что в России с каждым годом повышается класс бездорожья, поэтому нам места хватит. Сейчас мы уже думаем о том, чтобы комбинировать автопутешествие с какими-то катерами, которые можно будет разобрать и погрузить на машины. Например, в ближайших планах пойти на Оймякон (считается, что это одно из самых суровых мест на Земле и один из «Полюсов холода» - авт.) не в марте, когда все обычно туда идут, а в феврале. В это время там минус 64 – минус 70 градусов примерно. Себя проверим холодом.
- В такие поездки просто так «сегодня-на-завтра» не выедешь? Как планируются экспедиции?
- Совершенно верно. Например, поехать на перевал Дятлова мы планировали с 2012 года и сделали это только сейчас. У меня есть правила. Первое - жизни и здоровью участников не должно угрожать ничего. Второе – если после первого правила тачки останутся целыми (не путать с «сохранностью»!). Если оба правила соблюдаются, то мы едем и берем точку на карте. Было дело, что мы даже создали клуб из 17 экипажей. Однако быстро поняли, что даже по техническим и организационным вопросам нам комфортнее быть своей маленькой командой. В каждую поездку идет не более двух машин.
- В обычной жизни, Сергей, какую машину вы водите?
- Я без машины – люблю передвигаться пешком. Кстати, сейчас будем осваивать лонгборды. Нами готовится проект на Алтае, где будет лагерь для тех, кто делает крутые штуки на лонгбордах. Это будет первый Lada Longboard Camp.
- Сколько времени нужно, чтобы восстановить силы после очередной экспедиции?
- Наверное, день. На следующий день идём дальше. Это раньше были депрессии недели на три, когда по приезду ты попадаешь в непривычную толпу народа, суету; все спрашивают тебя «ну, как там?» и что-то в этом роде. Хотелось побыть интровертом. Сейчас с этим всё в порядке.
Пока мы общались в салоне, на улице уже появился экспедиционный автомобиль «Дикарей».
Всё внимание переключилось на него. В основе самая обыкновенная 83-сильная Lada 4х4. Тюнинговое ателье по заказу ребят выполнило доработки кузова, трансмиссии, установило навесное оборудование. В итоге машина стала на 42 мм выше своих заводских аналогов. Проведена шумо- вибро- изоляция, сделана специальная защита картера двигателя.
В салоне доработки коснулись боковой поддержки сидений, некоторых функциональных зон (появились розетка, USB-входы и пр). Сергей оценивает доработку машины в сумму примерно 600 000 российских рублей (около 10 000 долларов в эквиваленте).
Внушительно по сравнению со стоимостью автомобиля в примерно половину этой цены. Тут же вспоминается любимое слово руководителя проекта - «люто». И тут же ты понимаешь, зачем это всё нужно. Без такой подготовки в Арктике или на Эльбрусе делать нечего. К слову, ребята выполняют важную для «АвтоВАЗа» миссию – разрабатывают и на себе испытывают доработанную технику и её узлы, чтобы потом запустить комплекты в мелкосерийное производство. В этом случае, хочется верить, оно будет обходиться желающим «проверить себя» дешевле.
На этом фоне белорусский «Урбан», который вместе с «Дикарями» отправился в Германию, выглядит холёным хипстером.
В целом же, проект «Дикари» это ещё одна крутая история про «бросил всё и поехал». В послужном списке Сергея Родина работа продюсером в Comedy Club Production, начальником маркетингового отдела «Питер-Лады». Сказав себе «Мечтай и действуй!», Сергей полностью отдался проекту об автопутешествиях. Прямо в автосалоне нам раздали специальные браслеты, способные осуществить мечту. Достаточно загадать желание, оттянуть браслет и щёлкнуть резинкой по запястью. Я обязательно нащёлкаю себе пару интересных маршрутов, так как нам пообещали многоразовый эффект.
«А ещё я хочу, чтобы когда на 18-летие я подарю своему сыну машину «ВАЗ», он бы принял её как крутой подарок» - перед отъездом из Минска делится с нами своими мыслями главный «Дикарь».
Читайте на тему автопутешествий:
Мировой рекорд по преодолению Евразии на автомобиле пролегает через Беларусь
Маршруты для путешествий на машине по Беларуси. Отчёты, карты, полезные советы
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах