Одна из самых сложных автомобильных историй для пересказа за это полугодие. Просто я считаю до сих пор, что побывал в параллельной вселенной. Случилось это, как в случаях с НЛО, случайно. Описывать трудно, но я постараюсь. Речь пойдет об автопробеге по окрестностям Сморгони «От Кушлян до Залесья». В самом начале мая наша команда, запрыгнув в верный автомобиль Lada Largus Cross, отправилась на Запад от Минска по направлению к Сморгони.
Как это письмо попало мне в электронный ящик? До сих пор гадаю. Только подпись и приложенный файл. Девяносто девять процентов таких писем автоматически удаляются в корзину. Единственное слово «пресс-автопробег» в теме письма заставило меня открыть документ. Так я узнал о существовании в Сморгони газеты «Светлы шлях» и о факте того, что организуется «автопробег по знаковым местам Сморгонщины, посвященный Дню письменности и Дню Победы». Пресс-релиз грустный, но имена Богушевича и Огинского творят чудеса – регистрируемся и выезжаем.
Дорога из Минска до Сморгони занимает около 1,5 часов и может пролегать как через Родошковичи и Молодечно по трассе Р-28, так и через Гродненскую трассу М-6 с поворотом в сторону Вильнюса на М-7. Мы выбрали второй вариант за практическое отсутствие населенных пунктов на пути следования и большую живописность окрестностей.
Есть ещё один повод, по которому я выбираю именно эту трассу. Недалеко от съезда на Крево и Сморгонь с трассы М-7 есть крутая АЗС сети «Лукойл» - тут работает магазин, есть достаточно места для отдыха снаружи и внутри, туалеты и душевые…
Главное - тут работают милые, непосредственные и смешные дядечки, за которыми просто интересно наблюдать за чашкой горячего напитка. После дозаправки железного коня, решаю внимательно присмотреться к салону нашего Lada Largus Cross (вот, подумал, мужского или женского рода «Лада Ларгус»? – авт.)
В прошлый раз я достаточно сказал про управление автомобилем и его повадки на асфальте и при съезде на грунт. Пришло самое время рассказать и показать салон этого необычного автомобиля. Я продолжаю считать его в хорошем смысле необычным, местами странным, но при всём этом достаточно комфортным при эксплуатации в разных условиях.
Итак, пока заваривается кофе и разогреваются хот-доги, милости прошу познакомиться с убранством Lada Largus Cross.
Салон – большой. Это вы заметите сразу, как только сядете на любое из сидений «Ларгуса». Оранжевый «дизайн» выдает комплектацию Cross, но одновременно выносит мозг своей аляповатостью и полным диссонансом с внешним видом машины. Я надеюсь, что есть модификации со спокойными серыми панелями и вставками в дверях вместо этого «багатага» оранжевого дермантина.
Я продолжаю восхищаться сиденьями переднего ряда – они большие и мягкие, с бесступенчатыми регулировками «барашками» угла наклона спинки и поясничного валика. Зачастую такого не найдешь в автомобилях этого ценового сегмента, и очень важно в случае отсутствия регулировки рулевой колонки по вылету.
В этом случае очень важно подобрать высоту водительского кресла, а тут уже начинаешь встречаться с «анекдотами» этой марки авто. Многим водителям привычно, что для нужной высоты нужно либо потянуть рычаг вверх и сиденье опуститься; накачать – оно будет постепенно подниматься. Только не в Lada Largus – тут целая акробатика!
Надо упереться ногами в пол или педаль тормоза, например, ухватиться одной рукой за руль и, подняв пятую точку над сиденьем, дёрнуть рычаг, чтобы кресло выстрелило в максимально высокое положение. Держась за руль в той же позе, следует медленно опускать тело на сиденье, чтобы найти нужную высоту. Утренняя зарядка с растяжкой – не иначе!
Такие неожиданности в машине не редкость: кнопки стеклоподъемников на центральной консоли и на полу между сиденьями; не вмещающие бутылки «карманы» на дверях (к слову, подстаканники тоже не вмещают бутылку, а единственный карман, который вместил тару – это задняя дверь багажника – авт.); странные ручки-подлокотники у пассажиров заднего ряда; забегая вперед скажу, что нам не хватило нескольких гнёзд «прикуривателя» для зарядки всей техники – пришлось вахтовым методом заряжать устройства в единственном около КПП.
С этим нужно будет свыкнуться будущему владельцу Lada Largus Cross, не забывая про его сильные стороны.
К ним я отнесу высокий потолок машины с отдельной полкой (!) для вещей, огромный багажник, который в некоторых комплектациях может быть оборудован дополнительным рядом сидений, комфортное размещение водителя и всех пассажиров в удобных креслах, а также высокий дорожный просвет, отличающий Cross от простого «Ларгуса».
Заливаю полный бак 95-го бензина и сегодня в конце поездки подведу математические итоги двух месяцев владения «АвтоКартой» от МТБанка. Буду считать, при каких условиях выгодно заправляться именно таким способом. Не переключайтесь, как говорится.
Что-то пошло не так…
Это я понял, когда припарковал наш АвтоВАЗовский космолёт рядом со свежей Toyota RAV4 с надписями «Пресса» и «Светлы шлях».
Дальше было резкое переключение на белорусский язык, так как практически все участники автопробега – сотрудники музеев, журналисты, чиновники говорили на отличной «мове». Мне даже сейчас неловко переводить с белорусского самого себя, чтобы написать этот отчёт… «А вот и ошмянские подъехали!» - к нам подъезжает новый Nissan X-Trail с коллегами-журналистами из соседнего района.
- Вот, оказывается, как живет сегодня региональная пресса! – отдельно во время приветственного слова обращает внимание на автопарк заместитель председателя Сморгонского райисполкома Геннадий Бычко.
- Завидуйте молча! – в шутку парируют журналисты «раёнак» и приглашают на маршрут.
Колонной в сопровождении доблестного и исполненного желания перекрыть, погудеть и покричать сотрудника ГАИ отправляемся по маршруту.
Восстание продолжительностью в 150 лет!
Теперь я считаю, что в это место должен приехать каждый белорус и тот, кто интересуется нашей историей последних двух сотен лет. С одной стороны, тут просто интересно посмотреть на небогатый по тем временам дом 1896 года постройки, пару хозпостроек и полюбоваться прекрасными видами.
С другой стороны, благодаря хранителю музея в Кушлянах Александру Жамойтину, вы можете открыть для себя совершенно неожиданные стороны белорусской классической литературы и узнать много нового о национально-освободительном движении XIX века.
Оказывается наш классик, один из основателей новой белорусской литературы Франциск Бенедикт Казимирович Богушевич поступил на физико-математический факультет в Санкт-Петербург, но спустя два месяца покинул ВУЗ для принятия участия в одном из белорусских восстаний второй половины XIX века. После поэт долгое время работал адвокатом и следователем. Книги издавались большими по тем временам тиражами, при этом Богушевич, как и многие повстанцы, подписывались псевдонимами.
Один из первых томов «Дудки белорусской» сегодня храниться в доме-музее. Когда же в доме после захватывающего рассказа звучит та самая дудка, но не в записи, а в исполнении экскурсовода, группа замирает в восторге.
Что же касается национально-освободительных восстаний, которые начались в XVIII и продолжились до 1863 года, то мне в память просто врезался следующий факт. Дело в том, что эта деятельность носила далеко не только военный характер.
Если Российская империя делала ставку на русский язык, русских попа и учителя, то этому всему нужно было что-то противопоставлять. Освободительное движение было рассчитано на 120-150 лет, так как посчитали, что Беларусь станет новой и свободной только тогда, когда сменится несколько поколений патриотов. Таким образом, процесс национальной самоидентификации белорусов, начатый в середине XIX века, должен был завершиться полностью примерно в 2010-2013 году.
Здесь принимал парад немецкий кайзер
В окрестностях Ошмян находится один из самых необычных костёлов Беларуси. Я сейчас говорю про деревню Солы, над которой возвышается белокаменный храм Матери Божьей Руженцовой.
Сегодня обычная деревенька, несколько раз попадала в мировую историю. Но обо всём по порядку. Постройка костела необычна своими модерновыми чертами и датируется 1926-1934 годами. Храм ассиметричен, стоит на высоком пригорке, имеется колоннада слева от входа, над входом встречаются редкие для наших мест божественные символы – сети и якоря.
Примечательно, что «амбон» (место, с которого произносится проповедь священником – авт.) выполнен в виде ладьи.
Наш экскурсовод Владимир Прихач готов рассказывать тут много интересных историй – слушать его одно удовольствие. В интерьере храма много росписи, но до последнего не замечаешь необычность икон в алтарной части. Там, где должны быть лики святых и библейские сюжеты – справа и слева огромные батальные сцены.
Среди них есть фреска «Чудо на Висле» про события 1920 года, на которой изображены поверженные солдатами Пилсудского у Варшавы советские войска. На обеих фресках в алтаре можно видеть лики святых или священников. Напротив фреска рассказывает об обороне Ясногорского монастыря в польском Ченстохове во время вторжения шведов на территорию Речи Посполитой в XVII веке.
В главном алтаре расположена икона Матери Божией Ченстоховской. Одним словом, если будете в районе Ошмян или Сморгони – обязательно заезжайте в Солы посмотреть один из самых необычных белорусских костелов. Место и правду намоленное – первый костел на этом месте в Солах появился при Радзивиллах в XVI веке.
Деревня примечательна ещё и тем, что рядом с ней в 1917 году парад германских войск во время Первой мировой войны принимал кайзер и германский император Вильгельм II. Сегодня в интернете можно найти фото (и даже цветные – авт.) этого события. В том же 1917 году в Солах был о подписано одно из перемирий между Германией и Советской Россией.
Голубые озера под Сморгонью
Равно как всем известны голубые озера на Нарочи, также почти никому неизвестны такие же «голубые» - под Сморгонью. Всё дело в том, что до недавнего времени тут, в Сморгонских лесах, располагались советские войска стратегического назначения, о чём до сих пор свидетельствуют таблички на деревьях в духе «Не входить – будут стрелять!».
Проехав бесчисленное множество поворотов по узеньким песчаным дорогам, наш автокараван выехал на лесную поляну, где по-белорусски богато были накрыты столы. Наша тяга к прекрасному и дорогому просто неубиваема.
Ну, не может белорус без красной и… чёрной икры. Пусть даже она не настоящая, из водорослей – главное, чтобы глаз радовался, а не знающие секрета - завидовали. От чего радовался желудок – это точно от вкуснейшей ухи из котелка и домашних беляшей вприкуску. «Юшка-паўза» - так назвали это организаторы маршрута.
Голубые же лесные озера так и приглашали пройтись по бережку и задержаться тут как можно дольше. Скрепя сердце, отрываю координаты места на карте в конце отчёта. Однако, нам нужно было ехать дальше…
Жодишки – школьный музей и действующая мельница
В бывшем местечке Жодишки всё пошло не так, как было описано в программе. Всё дело в том, что для нашей группы нашёл и выделил время Олег Мизуло – краевед, бард, смотритель и собиратель местного школьного музея, а также владелец агроусадьбы «Велес».
Поэтому вместо «обзорки» по населенному пункту, мы надолго зависли в неказистом внешне здании на территории школы. Именно в Жодишках у меня окончательно потерялась связь с 2016 годом, Республикой Беларусь, русским языком и прочими атрибутами нашей с вами действительности.
В малюсенькой комнатке ты слушаешь про первые упоминания местечка в начале XVI века, великокняжецкую частную таможню, которая работала в Жодишках, магдебургское право, данное Жодишкам в 1774 году, потом рассматриваешь польские газеты начала XX века с рекламой тех времен и слушаешь про снесенный памятник Пилсудскому… Завершает это авторская песня «Пад белай гарой» Олега Мизуло, которая стала гимном экспедиции 2012 года по реке Вилия в честь 150-летия путешествия по ней же графа Тышкевича.
Примечательно, что в Жодишках до сих пор исправно работает старая мельница. С одной стороны, это памятник архитектуры и своего рода музей. С другой стороны, сюда до сих пор приезжают люди молоть зерно, например, на корм скоту. Внутри вся система действующая, что выводит колорит места на самый высокий уровень.
В этих местах очень любят активный отдых и с радостью предлагают его туристам. Наверное, про это что-то было в завещании графа Тышкевича. Сайт усадьбы «Велес» Олега Мизуло сплошь пестрит предложениями про сплавы и походы. По дороге к следующей точке маршрута мы заехали в агроусадьбу «Вита» под Сморгонью.
Её хозяйка Елена Махнач рассказала нам про недавно возведенные на территории скалодром и веревочный город. Усадьба давно пользуется популярностью у тех, кто занимается водными, пешими и конными походами. Одним словом, у вас уже две точки для отдыха в этой местности на примете.
Почти не забытая война: покинуть город в считанные часы
Я до последнего думал, что в канун Дня Победы много будет говориться про Великую Отечественную войну. В Сморгони же есть мемориал, который рассказывает посетителям не только про события 1941-45 годов, но напоминает о трагических событиях Первой мировой войны.
По этим землям проходила огромная линия фронта противостояния Российской империи и Германии. Здесь проводились первые газовые атаки с двух противоборствующих сторон. Людские моря шли друг на друга в штыковую, а по ночам солдаты рыли тоннели под окопами, чтобы подорвать позиции противника.
На этих землях несколько раз подписывались перемирия, которые тотчас же нарушались. Когда сюда подходила российская армия, все жители Сморгони получили приказ покинуть город за несколько часов. В результате же кровопролитных боёв город был полностью разрушен.
Так появился мемориальный комплекс, посвященный этим событиям. Он выполнен на союзные деньги Беларуси и России, но до сих пор не завершены работы – продолжается поиск финансирования. Возможно, к этому процессу пригласят немецкую сторону. В центре мемориала находятся большие бронзовые скульптуры «Крылатый гений солдатской славы», «Солдаты Первой мировой» и один из немногочисленных в мире памятник «Беженцы». Большие валуны по периметру несут на себе медальоны, на которых нанесены основные вехи тех страшных событий.
Экскурсовод Владимир Прихач вместе с «зампредом» Сморгонского райисполкома Геннадием Бычко добавляли живых красок каждому событию или факту.
«Северные Афины» и Огинские из… России. И всё это под звуки полонеза!
Формально, это место определило решение поехать в пресс-автопробег. Когда-то давно мы побывали в начале стройки-реконструкции Михаила Клеофаса Огинского. Сохранились фотографии этого процесса.
Сегодня населенный пункт Залесье под Сморгонью, с чьим названием связано двадцать лет жизни прославленного в Европе общественного деятеля и композитора, принимает гостей на совершенно другом уровне. В своё время Михаил Клеофас перестроил старую усадьбу на свой лад и жил тут с 1802 по 1822 годы.
Сегодня мы также имеем дело с реконструкцией, в которой бережно хранят непростую историю рода Огинских. Под звуки знаменитого полонеза «Прощание с родиной» перед нами развернулась целая анимированная историческая ретроспектива.
Из зала в зал нас водили… дочери и сын композитора, рассказывая про свою жизнь тут две сотни лет назад. Получилась такая дополненная реальность, и теперь я даже не знаю, как приехать сюда и просто молча прогуляться по залам.
Интересно, многие ли знают, что род Огинских – это самые что ни на есть Рюриковичи. Князья Глушонки переселились на территорию Великого княжества Литовского в XV веке. Тогда же они от князя Александра Ягеллончика получают привилегию на владение местечком Огинты (на территории современной Литвы – авт.). Именно с того времени тянется новая фамилия – Огинские. До конца XVIII века пост Короля в Речи Посполитой был выборным, поэтому отец нашего славного соотечественника готовил Михаила Клеофаса на этот пост.
По этой причине рядом с Михаилом Клеофасом появляются лучшие европейские преподаватели, представители рода активно участвуют в политической жизни. Уверен, что если бы не новая Конституция 3 мая, отменившая выборность короля, и не разделы Речи Посполитой, у этого человека был огромный шанс занять трон. Сама фигура общественного деятеля Огинского противоречива и тем самым интересна.
Оставаясь патриотом своего края, будучи влиятельным дипломатом и политическим деятелем, он сперва был одним из активных лидеров восстания Тадеуша Костюшко. После подавления восстания эмигрировал в Константинополь, а затем в Париж, продолжая политическую карьеру, не отказываясь от мыслей о восстановлении независимости Речи Посполитой. Именно после амнистии в 1802 году он вернулся в белорусское Залесье, перестроив старую усадьбу.
Примерно в эти же годы он встречается с Наполеоном в Италии. Уже в 1810 году он переезжает в Санкт-Петербург, где становится сенатором и доверенным лицом императора Александра I. Говорят, что он предлагал императору план по воссозданию Великого княжества Литовского в составе Российской империи.
Будучи музыкантом-любителем, он оставил огромное музыкальное наследие. Самый известный полонез – это «Прощание с Родиной», написанный в 1794 году. Огинский был автором маршей, вальсы, романсы и единственная опера.
Я до сегодняшнего дня не знал, что в 1991 году полонез Огинского, к которому написали стихи, чуть было не стал гимном Республики Беларусь. Я предложу читателю оторваться от репортажа и послушать полонез Огинского со словами на белорусском языке. Решение парламента заблокировали представители коммунистической партии. Здесь же в залах усадьбы эта волшебная музыка звучит часто, задевая нужные струны души белорусов, которые сегодня «мірныя людзі». С учётом того, что музыку польского гимна «Jeszcze Polska nie zginęła», написанного предположительно в 1797 году, также приписывают Михаилу Клеофасу Огинскому, это был бы хороший пример в истории.
На этой в буквальном смысле слова ля-минорной ноте, пора возвращаться домой – космолёт Lada Largus Cross мы развернули на Минск.
Пора возвращаться в нашу с вами реальность! Вечерняя езда по Гродненской трассе местами правда напоминает космос. Мы зависли для солнечной фотосъемки чуть ли не на целый час – отличное закрепление полученных за день нереальных впечатлений.
Традиционно буду подводить итоги поездки и давать полезные советы, как самостоятельно повторить такой автомаршрут по окрестностям Сморгони.
Дорога и продолжительность: такую поездку комфортно совершить за один день. Нужно рассчитывать на продолжительность в 400 километров из Минска и обратно. Большую часть пути займет трасса до Сморгони. Только в некоторых участках (если поедете на «Голубые озера» - авт.) вас ждёт грунтовка. В остальном – приличного качества асфальт.
Карта автомобильного маршрута «От Кушлян до Залесья»: я нанёс на Яндекс.Карту основные точки маршрута. Безусловно, можно сделать больше остановок – от этого маршрут станет только насыщеннее, но и времени потребуется больше.
Где отдохнуть, переночевать и поесть: по дороге до Сморгони есть несколько АЗС, на которых можно передохнуть, сходить в кафе. Первая, «Беларуснефть» при съезде с М-6 на М-7 справа. Затем буду рекомендовать «Лукойл» перед поворотом на Крево с трассы М-7 также справа. Центр Сморгони вполне способен вас прокормить, а вот насчет ночёвки в Сморгони я бы подумал трижды. Центральная гостиница больше похожа на филиал ада на земле (по крайней мере так было последний раз со мной несколько лет назад – авт.). По маршруту мы познакомились с хозяевами усадеб «Вита» и «Велес».
Как сэкономить на бензине: автомобильное путешествие требует своих жертв. На круг «От Кушлян до Залесья», если выезжать и возвращаться в Минск следует отвести сумму в примерно 400 000 рублей на топливо АИ-95. На нашем Lada Largus Cross я получил средний расход в этот день 8,1 литров на 100 км пути. Вот уже два месяца я оплачиваю все заправки рабочих и личных автомобилей «АвтоКартой» МТБанк и сегодня готов подвести промежуточные итоги, выгодно это или нет. Суть состоит в том, что банк возвращает 3% от стоимости всех заправок на вашу карту. Я обзавелся карточкой в середине апреля и первый возврат получил первого мая. Бесплатный интернет-банк, электронные письма и СМС-оповещения не дадут вам пропустить этот торжественный момент.
В апреле этого года я потратил 2 020 000 на оплату бензина (около 100 долларов) и из сети партнеров МТБанка выбирал автомойку с максимальным кэшбэком, оплатив услуги мойки в количестве 350 000 рублей. Трёхпроцентный возврат за топливо составил 60 000 рублей и за автомойку мне вернулось 30 000 рублей. Общий возврат за неполный месяц составил 90 000 рублей (примерно 4,5 доллара).
В мае (полный месяц путешествий и владения «АвтоКартой») мои затраты на топливо уже превзошли 2 500 000 рублей, за которые я ожидаю получить возвратом от МТБанка 75 000 рублей. Один раз машина мылась на мойке за 410 000 рублей, за которую банк обещает первым числом июня вернуть 8,5%, то есть 35 000 рублей. На сегодня майский кэшбэк по моим затратам должен составить сумму около 110 000 рублей (примерно 5,5 доллара). При этом до конца мая у меня есть ещё время потратить дензнаки с «АвтоКарты».
Выгодно или нет заводить «АвтоКарту» МТБанк? Здесь я сознательно вынесу за скобки все «плюшки» в виде кэшбэка со всех покупок, повышенные комиссии от партнёров, специальные условия «Автопомощи» и пр. Посмотрим на карту через призму цифр ежемесячных затрат на её обслуживание и ваш ежемесячный бюджет на топливо. Каждый месяц банк будет просить у вас 25 000 рублей (около 1,25 доллара) за «Сервисное обслуживание дебетовой карты». Таким образом, чтобы выйти в бухгалтерский плюс, нужно чтобы ваш возврат на карту был не меньше этой суммы. Это означает, что на топливо в месяц нужно тратить не менее 835 000 рублей. Это эквивалентно 70-ти литрам АИ-95 в текущих ценах в Беларуси на 22.05.2016 или 865 километрам пути, если ваш автомобиль, по примеру Lada Largus Cross, потребляет около 8,0 литров на 100 км пути в смешанном цикле.
Надо также понимать, что ваши затраты на автомобильное топливо могут отличаться месяц от месяца – в один месяц можно проехать и тысячу километров, а в следующем - отдыхать от руля. В это же время банк будет ежемесячно списывать сумму за обслуживание «АвтоКарты». К слову, если оплатить обслуживание на год, то сумма будет 199 000 рублей, и это уже примерно 16 600 (около 0,82 доллара) в месяц вместо 25 000 ежемесячной оплаты.
К чести банка надо сказать, что если вы выберите ежемесячную плату за пользование «АвтоКартой» и в какой-то месяц движения средств по ней не будет, то банк обещает не взимать оплату за этот период.
В любом случае, данное решение МТБанка в первую очередь подойдёт тем, кто на протяжении года много времени проводит за рулём и в дороге.
Дополнительно сэкономить поможет набор карт лояльности самих АЗС. Вы заправляетесь по «АвтоКарте» и получаете бонусы или скидки за счет участия в корпоративных программах.
Музеи. Время работы и стоимость: в этом маршруте вы можете посетить несколько интересных музеев – это усадьба Богушевича в Кушлянах и усадьбу Огинского в Залесье, а также школьный музей и мельницу в Жодишках. Музей-усадьба Франтишка Богушевича «Кушляны» работает с 10:00 до 17:00 все дни, кроме понедельника и вторника. Стоимость входного билета - 15 000 для взрослых (около 0,75 доллара) и 7 500 – для детей (примерно 0,4 доллара). Стоимость экскурсии - 30 000 рублей (примерно 1,5 доллара). Группы формируются до 30 человек. В Кушлянах вам лучше иметь при себе наличные белорусские рубли для оплаты услуг. Для предварительного заказа или уточнения информации, воспользуйтесь телефоном кушлянского музея +375 (159) 295-459.
Если вы хотите побывать в музеях в Жодишках, то лучше заранее созвониться с Олегом Мизуло по телефону +375 (29) 960-53-13 и договориться о вашем визите. Стоимость экскурсии составит 15 000 рублей (около 0,75 доллара) на человека. Здесь также оплата только наличными деньгами.
Актуальную информацию и цены по музею-усадьбе Огинского в Залесье можно найти на сайте oginskizalesse.by в разделе «Услуги». Музей работает с 09:00 до 18:00 все дни кроме понедельника. Театрализованная экскурсия обойдется в 200 000 рублей (примерно 10 долларов) с группы до 25 человек. На выходе из усадьбы меня поразил тот факт, что перед нами выступали не актёры, а самые что ни на есть научные сотрудники музея! Серьёзные люди, а такое погружение в эпоху. Снимаю шляпу!
Полезные ссылки на сайты: в этой статье выше я уже делился с вами ссылками на музеи и агроусадьбы региона. Вот ещё несколько важных ссылок для планирования путешествия по Беларуси. Достопримечательности Беларуси на карте с ближайшее к ним жильё вы сможете найти здесь. Готовые идеи самостоятельных путешествий на машине по Беларуси находятся в специальном разделе про автотуризм.
Огромное спасибо импортеру «АвтоВАЗ» в Республике Беларусь СОАО «МИНСК-ЛАДА» за предоставленный автомобиль Lada Largus Cross.
Отдельная благодарность организаторам пресс-автопробега и поздравления с отличным стартом - это было первое мероприятие такого рода для журналистов, которое они организовали своими силами.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах