Автор Holiday.by отправилась с друзьями в путешествие по Азии, подальше от минских вьюг и морозов. Из вещей – минимум одежды и путеводители Lonely Planet в разных форматах и по разным странам. В дополнение к этому немногочисленному багажу редакция вместе с компанией SeeMax выдала автору экстремальную камеру и редакционное задание, чтобы поездка приносила пользу путешествующему сообществу.
Если вы читали книгу Пелевина «Желтая стрела», то легко сможет понять, что такое поезда в Индии. В этой стране все настолько удивительно, что даже индийские железные дороги переворачивают привычное восприятие мира с ног на голову. О них хочется рассказать отдельно, поскольку во время путешествия по стране в поездах приходилось проводить достаточно много времени, ведь это единственный удобный и дешевый способ передвижения.
Самолеты внутри Индии летают только между крупными городами, поэтому иногда единственная возможность доехать до нужного места – воспользоваться поездом. Да и билеты стоят раз в 10-15 дешевле
Во время поездки на поезде можно увидеть множество очень красивых пейзажей
Представьте себе ситуацию: вы собираетесь всей своей огромной семьей (включая двоюродных родственников) из Минска в Витебск на ночном поезде, но остается только один билет в плацкарт. Естественно, поездка отменяется или начинается поиск вариантов, как добраться другими способами.
В Индии такой проблемы не существует. Ведь на одном сидении можно поместить как минимум 4 человека, а остальных можно устроить на полу или аккуратненько посадить к соседу по вагону. Когда обычные билеты с гарантированными местами закончились, в кассе и интернете продают билеты типа RAC. Он дает право на проезд в вагоне-«слипере» (что-то вроде белорусских плацкартов, только с тремя полками вместо двух, с решетками на окнах вместо стекол), но у вас нет места, и куда вы поместите себя – исключительно ваша проблема (зато место может появиться, если кто-то из пассажиров не успел на поезд).
Но бывает, что и RAC заканчивается! Тогда вы покупаете билет в General сlass (это билет без места в вагон типа электрички, куда набивается миллиард людей, потому что билеты там не проверяют никогда) и идете в «слипер», устраиваетесь поудобнее - обычно на полу или в тамбуре - и платите кондуктору дополнительно стоимость билета за проезд именно в этом вагоне.
В Индии живет более 1,4 млрд человек, а некоторые поезда ходят только раз в неделю. Если за 2-3 недели не купить билет на поезд, а ехать нужно срочно – будете спать, где придется
И потом уже начинается «Желтая стрела», о которой упоминалось в самом начале. Индия огромная страна, порой, из пункта А в пункт Б приходится ехать по 40 часов, и все окружающие вас люди за это время успевают перезнакомиться, передружиться и расстаются чуть ли не родственниками. Туристам - особое внимание и уже через 3 часа в проезде вы автоматически отвечаете на вопросы «Which country?», «What’s your name?», «Do you like India?», «What’s your job?» в правильной последовательности.
Жители Индии очень открытые и дружелюбные люди, им нравится общаться, хочется узнать, откуда приехал человек, который едет с ним вагоне, и задавать ему хотя бы самые простые вопросы. Поэтому ничего не остается, как просто отвечать с улыбкой каждому, кто пожелает спросить.
В Индии существуют поезда-отели, которые стоят неимоверных денег, зато поездка получится «царской», с остановками в крупных городах и походами на экскурсии
Еще в поездах Индии во время движения не закрываются двери. И это действительно неописуемо здорово, потому что во время поездки виды открываются невероятно красивые, и можно, удобно устроившись в проходе, ехать и смотреть, что происходит вокруг. Кстати, если выбираете вагон класса 3AC или 2АС (это все еще белорусские плацкарты, только с кондиционером и окнами со стеклами), то можно выходить в тамбур греться, поскольку из-за хорошо работающих кондиционеров в вагоне достаточно холодно. Билеты в такой вагон стоят около 20 долларов за сутки поездки, хотя все зависит от расстояния. И здесь никто и никогда не будет висеть у вас надо головой и душой, потому что класс повыше и вокруг должен быть порядок.
Поскольку дорога дальняя, должно быть организовано питание. Почти в каждом поезде есть вагон-кухня и с назойливой постоянностью мимо вас будет проходить разносчики, очень громко сообщая, что они несут. После первой поездки в индийском поезде еще долго в вашей голове будут звучать крики «Гарам-гарам чай» (горячий чай), «пани-вотер» («вода» на хинди и англ) и «томато суп». Позже вы привыкнете и не будете их слышать даже в 6 утра. Есть в поездах можно, никаких проблем с желудком не возникнет. Только не берите «тали» - это рис с соусами и местным хлебом, который по правилам едят руками, поэтому вилки к нему не дают. Нам не хотелось брать и курицу - только вегетарианские блюда.
Знаменитые в интернете фотографии, на которых индийский поезд с висящими на нем гроздьями людьми, - это на самом деле не поезд, а наземное метро в крупных городах, вроде Мумбая
Поезда и вагоны бывают разного уровня комфорта. Если расстояние между городами небольшое (5-7 часов езды), то можно доехать на таком кондиционированном двухэтажном поезде
Ваш гастрономический мир не будет больше таким, как раньше, после дегустации некоторых блюд и напитков. Например, чай с черной солью. Был прекрасный случай в поезде, когда молодой человек из Индии, с которым мы успели разговориться и подружиться, решил угостить этим напитком. Врожденная вежливость помогла раскрыться актерскому таланту: представьте себе смесь лимонного чая с сероводородом. Парень увлеченно рассказывет, насколько это «good for health» («Хорошо для здоровья» - любимая фраза индийцев), а вам приходится большими глотками поглощать содержимое маленького стаканчика и мечтать, когда же оно закончится.
Кстати, местные жители часто угощают в поездах. Не стоит отказываться! Если не собираетесь есть, возьмите, поблагодарите и скажите, что съедите позже. Опять-таки, местное гостеприимство и дружелюбие.
Обязательно стоит попробовать арбуз или манго с «масалой». Масала – это смесь из специй, куда входит опять-таки черная соль, красный перец и еще куча всего, но это неимоверно вкусно и необычно.
Высовываясь в окно, чтобы сделать фотографию, убедитесь, что на вас не летит мусор из соседнего вагона
Еще один шок, который ожидает в первую очередь любящих чистоту белорусов – это утилизация мусора пассажирами в поездах Индии. Во время первой поездки в поезде вам гарантированно потрясение. В этом году у одного знакомого человека, который впервые приехал в Индию и впервые ехал на поезде, случилась «перезагрузка системы». Произошло это, когда почтенная индийская бабушка во время светской англоязычной беседы, аккуратненько свернув в трубочку тарелку из фольги, спокойно выбросила ее в окно.
Вся одноразовая посуда, бутылки и мусор в поездах выбрасываются на ходу из поезда. Почему так? Можно только предположить, что в индийской традиции нет привычки собирать мусор и поэтому приспособления для этого в поездах отсутствуют совершенно. Единственный выход – в окно. Поэтому не стоит во время движения поезда высовываться из двери в тамбуре – из форточки соседнего вагона в вашу голову может прилететь пластиковая бутылка.
Еще один важный момент, как бы дружелюбен ни был мир вокруг, никогда, даже на три минуты не стоит оставлять без присмотра сумки и личные вещи, а на рюкзак лучше всего повесить замок и положить его на свое место, а не на пол. В последний раз, когда мы ехали в поезде, в полупустом вагоне, кому-то хватило 3 минут, пока мы вышли в тамбур, из которого просматривались наши места, чтобы захватить электронную книгу, оставив на память лишь подзарядку. А у соседа по вагону ночью украли сумку, которая лежала на столике.
В вагонах general, sleeper, 2 АС и 3АС по три полки в ряду. Есть еще первый класс, который стоит, как перелет на самолете. В первом классе обычно едут люди, которые боятся летать
Существует еще класс chair-сидячие места с билетом
Многие полезные навыки появляются после поездок в поездах Индии. Во-первых, вы научитесь смирению, как нигде. И даже не потому, что 15 часов проезда воспринимаются как обычная, не напрягающая поездка, а еще и потому, что железнодорожный транспорт в большинстве случаев опаздывает на несколько часов. Т.е. прийти на платформу нужно вовремя, а сколько вы там проторчите – только Джаганатхе известно (прим. авт. – индуистский бог).
Второй полезный навык – всегда переспрашивать, если вы не уверены в чем-то. Даже если с ж/д билетом совпадают станция, платформа и номер поезда, это не доказательство того, что поезд вам подходит. Спрашивать у пассажиров не всегда резонно, потому что они, улыбаясь, ответят «Да», и не со зла, а просто они вас могут не понять, и не смогут в этом признаться. Уточняйте у работника поезда.
Однажды, сев по билету в ночной поезд в Дели, согнав со своего по билету места мужчину с ребенком, «свив гнездо» на полке, отдав кондуктору билеты и приготовившись спать, благодаря настойчивости согнанного с законного места пассажира, мы выяснили, что поезд едет совершенно в другом направлении. Оказалось, что двигается он не в Дели, откуда через 12 часов должен был улететь самолет, и Татьяну Юрьевну (т.е. автора) высадили в 3 часа утра на станции под «говорящим» названием Диария. Правда, вовремя добраться до аэропорта каким-то чудом все равно получилось.
Поездов на вокзале может быть тьма! Найти свой бывает не так просто
Поэтому прежде, чем прыгать в свой вагон, поищите на распечатке свою фамилию
Часто можно услышать фразу «я люблю сойти с туристической тропы, чтобы узнать особенности нации и ее культуры». Возможно, это приемлемо в Европе, но не в Индии. Во-первых, это будет деревня, где нечего смотреть, а наблюдать за жизнью в селе не так интересно, как рисует воображение. Кроме того, чувствовать себя вы будете как обезьянка, убежавшая из зоопарка. Все будут с любопытством смотреть, трогать, чем-нибудь угощать, а дети бежать за вами, сколько будет у них сил.
Мы говорим об этом к тому, что если есть желание увидеть настоящую жизнь и колорит, привычки и особенности жителей Индии, то лучше отправьтесь в путешествие на поезде в «слипере». За время поездки узнаете очень многое, и это приключение можно будет сравнить с небольшой авантюрой.
Что взять с собой в поезд:
- два тряпичных шарфа: один как простынь, второй как одеяло (ночью может быть прохладно);
- коробочку с мини-жидким мылом, мини-зубной пастой, зубной щеткой и салфетками (все продается в любом магазине);
- полотенце;
- надувную или мягкую подушку для поездок;
- замок на багаж;
- электронную книгу (времени почитать будет очень много);
- белорусские деньги на сувениры.
Примечание автора: все фотографии к статье сделаны экшн-камерой SeeMax RG700 Pro. Девайс был выдан на тест-драйв и прекрасно справляется со своей функцией – в воде, на суше и где угодно. Крепления, поставляемые в комплекте, помогают использовать камеру в самых необычных условиях.
Читайте по теме
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах