О развитии рынка туров выходного дня, уравнивании стоимости авиа- и автобусных туров, а также первом в Беларуси туристическом онлайн-магазине отдыха выходного дня говорим сегодня с директором компании «ВОЯЖТУР» Евгением Сазыкиным.
Директор компании «ВОЯЖТУР» Евгений Сазыкин
- Евгений, можно ли уверенно сказать, что настало время рассматривать туры выходного дня как отдельный востребованный турпродукт?
- Да, конечно. И это можно проследить на примере компании «ВОЯЖТУР» – если в 2008 году к нам приходило 6-8 туристов в месяц, например, за авиатуром во Францию, то сегодня это уже порядка 30-40 туристов.
- Если говорить о туристических предпочтениях белорусов, по вашему опыту, какие направления они выбирают, какие туры наиболее популярны?
- Очень высокий спрос на отдых в Праге – за счет своей бюджетности, в тренде туры выходного дня в Будапешт благодаря новизне и доступности – осенью открылся прямой рейс Минск-Будапешт-Белград. В итоге по направлению Будапешта произошел настоящий бум! Среди наиболее популярных позиции сохраняют Рим и Париж. Сегодня в структуре продаж 70% туров продаются с вылетом из Минска, и 30% – с вылетом из Вильнюса.
- Значит, все-таки белорусский турист слегка ленивый в плане вылетов?
- Белорусский турист очень ленивый! При этом наш турист еще и расчетливый, ведь при выборе города вылета нужно все досконально просчитать. Лоукосты, как правило, вылетают или рано утром или поздно вечером. Значит, что нужно приехать в Вильнюс заранее и еще где-то переночевать, а с этого момента уже съедается разница между ценой авиабилета. Не стоит забывать и о стоимости багажа. Часто лоукосты прилетают не в центральный аэропорт, а в отдаленный—значит, дороже трансфер, тяжелее добраться. Если не нужен чемодан и есть силы и желание подождать на вокзале рейса, можно на самом деле сэкономить. Но если есть средства и хочется просто отдохнуть, то при правильном расчете белорусский турист предпочтет прямой рейс. Если же до Вильнюса он едет на машине – посчитайте стоимость зеленой карты, парковки, перекуса, гостиницы – в итоге разница нивелируется. Например, перелет Минск-Рим стоит 227 евро, из Вильнюса без багажа можно долететь за 70 евро, с багажом – за 150 евро. Разница – 77 евро, в которую нужно уложить все упомянутые расходы. И не нужно отметать вопрос удобства – дорога, ожидание, очереди на границе, если ехать на машине… Так что есть как свои плюсы, так и свои минусы в способах перелетов. Но, как правило, те туристы, которые вылетают в дальнюю Европу, выбирают прямые перелеты из Минска.
Белорусский турист предпочтёт прямой рейс подороже, нежели лоукост из Вильнюса
- А если говорить о ценовом диапазоне? Готов ли белорусский турист отдать хорошие деньги, чтобы, соответственно, хорошо провести время?
- Да, готов. И мы отчетливо это видим по запросам с сайта weekends.by - проекта, запущенного нами не так давно, посвященного отдыху и событиям за границей в выходные. В его рамках мы пытаемся соединить отдых и интересные мероприятия – концерты, выставки, спортивные матчи, местные праздники. Этим проектом мы пытаемся откровенно бороться с самостоятельными туристами, демонстрируя, что авиатур на уикенд более удобен и выгоден по цене. Одна из наших главных целей – минимизация цены на перелет и проживание, причем к этому пакету мы добавляем трансфер и экскурсии. В итоге турист за те деньги, которые при самостоятельном планировании путешествия отдал бы за транспорт и гостиницу, получает максимум сервиса, визовую поддержку, при необходимости, и возможность присоединиться к групповым сервисам и экскурсиям, мероприятиям, на которые мы заранее выкупаем билеты. Как пример могу привести авиатур в Чехию, который по стоимости уже сравнивается с аналогичным автобусным туром – перелет, четыре ночи в гостинице в центре Праги, трансфер и экскурсии обойдутся туристу в 350 евро.
- То есть, за счет тех же групповых тарифов можно уровнять стоимость готового тура со стоимостью самостоятельного путешествия?
- Да, именно. Мы стремимся сделать конкурентоспособный продукт. В итоге туристу не нужно самому выбирать отель из незнакомых, думать о том, как добраться. Все эти функции мы берем на себя.
- Сегодня у вас есть конкуренты на рынке туров выходного дня?
- Я считаю, что конкуренты есть везде и всегда. Сделать такой тур для компании, которая имеет надежных партнеров в европейских странах, не проблема. Особенности – то, что для нас это отдельный сегмент нашего бизнеса, который требует ресурс, штат. Отдельных сайтов по уикендам в байнете я не встречал. На сайтах крупных операторов можно найти разделы по турам выходного дня, но, как правило, что ближе – в Литве, Польше. На самом же деле нет никакой проблемы вылететь куда-то далеко на выходные. Например, уикенд в Грузии с четверга по понедельник – достаточно времени, чтобы и со страной познакомиться, и отдохнуть. Рим и Париж благодаря частоте полетов «Белавиа» также открыты. Предполагаю, что, глядя на нас, конкуренты не будут зевать, а подключатся и будут делать что-то подобное.
Цель онлайн-магазина отдыха выходного дня - минимизировать цены на перелёт и проживание, добавив экскурсии
- Как давно появилась такая необходимость выделить туры выходного дня в отдельный турпродукт, специальный проект?
- Так сложилось, что в нашей компании очень много своего продукта и сайт компании не справляется с количеством того предложения, которое мы формируем для наших клиентов. Поэтому и пришла идея структурировать предложение, чтобы клиенту было удобно подобрать нужный тур. Так появились «предложение дня», отдельно – разделы по раннему бронированию и круизам, были выделены наши клубные путешествия. Одновременно на сайте размещаются порядка 400 собственных предложений. Когда мы увидели, что авиауикенды стали пользоваться очень большим спросом, решили создать отдельный сайт weekends.by, чтобы туристу было удобно ориентироваться в предложении, выбирать нужный тур.
- Как формируется тур выходного дня? Для этой цели существует какой-то отдельный штат?
- Да, проектом занимаются два человека – дизайнер и специалист по продаже. Практически по всем направлениям мы являемся основными операторами, пользуясь выгодными контрактными ценами, формируем продукт выходного дня. Сегодня мы предлагаем пакеты с лоукостами из Вильнюса и Каунаса, помогаем правильно зарегистрироваться, оформить багаж. Есть предложения, которые выгоднее автобусного тура. Например, 300 евро стоят две ночи в Риме с вылетом из Вильнюса – в стоимость уже включены перелет, проживание и экскурсии. Жители Брестской и Гомельской областей активно вылетают из Киева, поэтому наши агентства в южных регионах скоро будут предлагать продукт с вылетом из украинского аэропорта с возможностью оплаты и оформления продукта в РБ. А скоро туры на сайте можно будет оплачивать онлайн – после транзакции клиенту будут высылаться договор и детали программы: билеты, ваучер – все в электронном виде. Идем к тому, чтобы это был первый реальный онлайн-магазин туров выходного дня, где турист сможет получить все необходимые документы для поездки.
- А есть такая возможность сформировать тур выходного дня под конкретные запросы клиента?
- Конечно, сегодня это не составит никаких сложностей. Разрабатывая продукт, мы можем учесть пожелания клиента как по дате, так и по отелю.
- Как давно туры выходного дня как продукт присутствуют в предложении компании «ВОЯЖТУР»?
- Раньше мы не выделяли этот продукт из всей структуры, хотя занимаемся и довольно давно. Например, уикенд-туры в Испанию, Францию у нас предлагаются уже лет шесть. Но целенаправленно в качестве проекта мы занимаемся такими турами с сентября прошлого года.
Благодаря партнёрским связям компании, туристу предложат экскурсии по таким низким ценам, которые он самостоятельно нигде не найдёт
- Если оглянуться назад, какие тенденции можно отметить, как оценить структуру спроса на такие туры?
- Количество туристов, пользующихся такими турами, выросло существенно – если шесть лет назад за ними приходило 8 человек, то сегодня в «ВОЯЖТУР» за отдыхом выходного дня приходит 6-7 раз больше клиентов. За прошедшие годы мы наладили прочные партнерские связи в европейских городах, благодаря чему имеем, например, гарантированные экскурсии вне зависимости от количества туристов. В выходные обзорная экскурсия по Парижу в нашем туре стоит 12 евро. Самостоятельно турист за такие деньги экскурсию не найдет. Появляется интерес со стороны туристов и к странам СНГ – скоро должны появиться авиатуры в Москву, Киев, Ереван, Баку и Санкт-Петербург. Хотя, конечно, еще жив стереотип, что на просторах СНГ «все моё и стоить должно копейки». А ведь гостиницы в Питере не дешевле парижских. И чтобы не трястись по псковским дорогам, можно взять авиатур в Санкт-Петербург. И в этом своя новация, своеобразное разрушение стереотипов.
- Предусматривается ли ранее бронирование в таком турпродукте?
- Да, конечно, здесь также действует принцип – чем раньше приобрести тур, тем он дешевле обойдется. Ведь просчитывая стоимость тура за пять месяцев, мы закладываем минимальный тариф, а после пересчитываем с актуальными ценами. А значит, цена будет меняться в сторону увеличения. Уже сегодня можно говорить у турах на Октоберфест, Женевский автосалон, матчи мировых футбольных клубов, концерт Роби Уильямса в Чехии. В октябре будет концерт Леди Гага в Праге – готовимся также предложить тур на это мероприятие.
- А озвучьте, пожалуйста, для наших туристов диапазон цен на туры выходного дня.
- Из Минска авиатур будет стоить порядка 300-500 евро, из Вильнюса чуть дешевле – 200-350 евро, но это без учета багажа. Вылеты из Киева, как ни странно, практически похожи по ценам на минские. Например, перелет из Киева в Прагу дороже, чем из Минска. А вот в Будапешт на рейсах Wizz Air намного дешевле – менее 100 евро.
- На какие события вы бы посоветовали обратить внимание туристу?
- Только из Киева доступен вылет на фестиваль Лас Фаллас в Валенсии. Стоит обратить внимание на фестиваль Тюльпаны Амстердама с посещением парада цветов. Ну и, конечно, не стоит обходить вниманием гастрономические туры в Грузию.
- Если попробовать сделать прогноз, что будет в тренде в сезоне 2014 года?
- Не могу не отметить, что туристам очень нравится Будапешт – тур в этот город обойдется от 329 до 500 евро за неделю. Отдых премиум-класса на курортах Венгрии может и стоить 700 евро и больше – зависит от тех услуг, которые включены в пакет. Я думаю, что Венгрия выйдет на достойные позиции в этом сезоне.
- А вам какие события наиболее интересны?
- К сожалению, на те события, которые мне интересны, не всегда удается попасть. Я люблю и фестивали, и концерты, и футбольные матчи, и тусовки – есть заманчивое предложение на Мальте, open-air с MTV, где будет много звезд и бесплатный вход. В то же время посещение Венской оперы и Ла Скала в Милане… К слову, скоро в Бельгии состоится фестиваль шоколада, где можно и посмотреть процесс приготовления и попробовать шоколад – очень интересное событие.
- На ваш взгляд, можно ли сказать, что развитие событийного туризма – дело благодарное?
- Мы стараемся совмещать развитие «уикендного» и событийного туризма. Конечно, как и в любом деле, есть свои нюансы. Назвать благодарным дело развития событийного туризма? Скорее, нет. Самый яркий пример – отмена концерта. Деньги за билеты мы возвращаем, но от самого тура отказаться уже нельзя. Выкупаются билеты по невозвратному тарифу, отели по спецтарифу… Иногда мы сами остаемся в таких ситуациях в убытке. Конечно, больших денег на таком продукте не заработаешь, но это интересно и формирует дополнительный клиентский спрос.
- Не было идеи развивать внутренний событийный туризм по Беларуси?
- Нет, пока мы занимаемся отправкой туристов за рубеж. Рынок инкаминга в Беларуси достаточно сложный для работы, приходилось сталкиваться с особенностями отношения наших отельеров к местным туроператорам. Охотнее они распахивают двери иностранным туроператорам. Наш белорусский туризм к нам пока лицом не повернулся, поэтому и не представляет особого интереса.
- А есть ли события, под которые стоило бы формировать предложение?
- Да, в Беларуси проводится достаточно интересных мероприятий, например, Вишневый фест в Глубоком. Но где в Глубоком разместить людей, где им вечером погулять?.. Или фестиваль "Мотальскія прысмакі"... Где там поселить туристов? Надо ехать в Брест. Если объективно, то мероприятия – хорошие, идеи – отличные. Но условий для работы нет. А еще, как правило, сказывается ценовая политика – часто такие поездки обходятся не дешевле, чем отправиться куда-то за рубеж.
- Если посмотреть года на два-три вперед, каким вы видите развитие рынка туров выходного дня, вашего интернет-проекта?
- С нынешним развитием технологий сложно предсказать, каким будет рынок через два-три года. Сегодня же уровень развития сайтов, интернет-продукта у нас в стране низкий, немногие компании уделяют этому внимание. Немногие могут позволить себе иметь в штате маркетолога, специалиста по продвижению сайта. И это отодвигает наши компании на годы назад. А современные европейские конкуренты задвигают нас. Российские операторы предлагают качественные системы онлайн-бронирования, с которыми белорусским коллегам тяжело тягаться. Хотелось бы видеть реальные туры по реальной стоимости, которые можно легко купить в интернете. Своеобразный онлайн-магазин уикендов, где турист может купить тур, как сегодня он покупает фотоаппарат в интернете – таким я вижу наш проект weekends.by. Максимум услуг и информации при минимуме действий.
Туры выходного дня в каталоге Holiday.by
Также читайте
Анимэ, карате и сакура. Зачем белорусы покупают туры в Японию
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах