Двое россиян отправились в кругосветное путешествие в сентябре этого года из Москвы. Они собираются преодолеть путь вокруг нашей планеты за 500 дней, записывая в каждой стране уникальные звуки (саундтрипы). Читать полностью о проекте..
Китай закончился. Оборвался, можно сказать. Как край пропасти. И мы, будто провалились в мягкую зелень Лаоса.
Лаос чаще всего посещают "заодно". Заодно с Таиандом или Вьетнамом, или Камбоджей. У Лаоса нету какой-то особенной кухни, известной на весь мир. У Лаоса нет моря и ярких лазурных берегов. Зато у Лаоса есть его религия, есть горы и непроходимые леса, покрывающие их склоны. Поэтому просто так туда мало кто ездит, особенно из России и стран СНГ. Может быть ввиду этого, сведения, которые у нас имелись, были весьма призрачными - лишь сухие факты.
Эта страна, бывшая некогда французской колонией, населена большим количеством народностей, которые в настоящее время разделяют на три группы: живущие на равнинах - в долине Меконга, в гористой местности и труднодоступных горах. Мы знали, что люди в Лаосе живут бедно, и вместе с тем - это самое сердце Индокитая. Что через нее течет знаменитый Меконг.
В жизни все оказалось ярче и ощутимее. Попрощавшись с Китаем, почти на бегу, потому что пешеходная граница закрывается в 16.30 (россиянам не нужно получать визу на срок до 14-ти дней, - как и белорусам(прим. редакции)), мы оказались перед стеной тропического леса, на небольшой замызганной грунтовой площади с сараюшками из бамбука.
От нее шла одна единственная покрытая асфальтом дорога без разметки. И шла она вглубь страны. Через пару километров, впрочем, началась цивилизация - небольшой китайский поселок, в котором можно встретить еще китайскую лапшу и куриные лапки в вакуумных пакетиках, а так же разменять юани на лаосские кипы (при этом почувствовать себя миллионером - уж больно их много получается). В пять часов вечера граница перестает пропускать, поэтому еще до наступления темноты уходит последний автобус, на котором можно доехать до ближайшего города. Нас этот факт не испугал, топая по асфальтовой дороге, мы присматривались к лесу по сторонам, выбирая место под палатку.
Но вдруг, остановилась машина, без номеров, с затонированными под ноль стеклами, включая ветровое. Из нее вышел молодой приятный парень, чтобы освободить багажник для рюкзаков. В салоне сидела его жена. Это оказался пограничник, который возвращался домой после рабочего дня. Он сказал, что довезет нас до ближайшей деревни в 50 км отсюда, а завтра утром там пройдет автобус. Мы обрадовались такой встрече, потому что наш новый знакомый хорошо говорил по-английски, и мы могли, наконец, узнать, как сказать те или иные бытовые слова на лао. Кроме того, мы попросили его написать нам "грамоту" на лаосском, о том, что мы из России и путешествуем на попутном транспорте.
Спустя 50 км наши дороги разошлись, пришло время попрощаться. Солнце уже село, воздух, такой чистый - это действительно заметно после Китая - наполнился пением цикад. В первом же кафе (как потом оказалось, единственном) мы решили посмотреть, что здесь едят. Пара за соседним столиком - тоже люди деловые, не бедные (как и первый наш лаосец, не считая пограничников), мужчина и женщина мирно ужинали, с удовольствием заедая рис личинками жука. Вот и здравствуй, Лаос, подумала я.
Ожидая наш рис с овощами, хоть мы и объяснились с веселой хозяйкой, что хотим еды без какого-либо мяса, я все же волновалась. Но все оказалось вкусным и простым, хоть и подороже, чем в покинутом нами Китае.
Дети, встречающиеся на пути, искренне улыбались и протягивали еще непривычное, но приятное на слух "сабадиии". В глаза бросалась открытость жизни: если в Китае совершенно не видно, как живут местные люди, то здесь - распахнутые настежь двери, пропускают взгляд в самую глубь дома.
В совсем сгустившейся темноте, пройдя еще немного по дороге, мы присмотрели хорошее местечко под сводом высоких деревьев, на стриженом поле неподалеку от двух одноэтажных маленьких зданий школы. Только у одного из зданий имелись двери (при том не все были закрыты), другое же было похоже больше на длинную сараюшку с соломенной крышей и покосившимися стенами, из того же повсеместного бамбука.
Мы еще долго не могли заснуть, любуясь звездным небом, через сетку открытого бокового входа. Ночью пришли облака, прямо по земле, но тепло никуда не делось. Плотный туман оседал на огромных листьях деревьев в вышине и скатывался тяжелыми каплями. Звук был похож на дождь, но дождя так и не было.
Проснулись и выдвинулись в путь, все в том же тумане.
Все та же одна-единственная асфальтовая дорога петляла в зеленоватом свете - во влажном воздухе начали проступать очертания бушующей по сторонам растительности. Автобуса все не было, и мы ждали хотя бы попутку. Когда солнце поднялось выше, облака тоже поднялись, открыв нам, наконец, виды на горы и рисовые поля.
И вот, наконец, начался автостоп! Нас подобрала первая машина - в кузов, и это было именно то, что, чего мы хотели. Из кузова открывается отличный обзор - что еще нужно в первый день в новой стране?
В Лаосе туннелей нет, прямой китайский хайвей заканчивается на границе, и небольшая Лаосская дорога вьется серой лентой по каждой горе, в точности повторяя все ее изгибы, через редкие маленькие деревушки с бамбуковыми бунгало на сваях. От этого передвижение становится не столь быстрым - средняя скорость любой машины на этой дороге 50 км в час. Кроме того, мало кто ездит на большие расстояния, чаще в соседнюю деревню. Поэтому до маленького городка Намо мы добирались достаточно долго, долго и до следующего города покрупнее с трудночитаемым названием на карте Oudomxay. Уже там попали на автовокзал, и купили билет на автобус до Луангпрабанга.
Автобусы в Лаосе - это отдельная тема. Локальный автобус, как правило, не имеет четкого времени отправления (нет, оно может быть заявлено в расписании, но это еще ничего не значит). При этом, если ты уже имеешь билет, то стоит прийти заранее, так как места в билете не указывают. Если спустя час, после запланированного времени выезда, в автобусе еще есть пустые места, то его оперативно меняют на более маленький. Объемный багаж перекидывают с крыши на крышу, пассажиров трамбуют в другой салон. Но и это еще не все. Количество пассажиров ограничивается только воображением водителя и еще следующий час проходит в поисках желающих поехать этим же автобусом. Когда все утрамбованы и дверь, наконец, закрыта, водитель включает музыку, и забитый фургон отправляется в путь.
Дорога до Луангпрабанга, ввиду более частого использования, видимо, совсем изношенная. В некоторых местах она и вовсе имеет вид пунктира: асфальт-грунтовка. Поэтому скорость становится еще ниже. В Лаосе вообще, расстояния бесполезно мерить в километрах из-за бесконечного серпантина. Так, до Луангпрабанга мы ехали 9 часов, хотя путь составлял не более трехсот километров (и примерно 100 километров по прямой - на карте). И вот, совсем уже к ночи, мы наконец в Луангпрабанге!
И со следующего дня началось уже другое знакомство с Лаосом, о котором мы еще расскажем. Но несмотря на все, казалось бы, трудности, первые дни в Лаосе были для нас радостными. Открытые люди, смеющиеся дети и столько необычного вокруг, невиданного ранее. Зеленые горы и джунгли, поля и редкие деревушки, чистый воздух и облачное синее небо - все это было неимоверно приятно. И мы с радостью погрузились в это новое для нас место.
Послушать Лаос вы можете по ссылке: звуки Лаоса
Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы о городах, в которых в данный момент находятся Никита и Настя и ребята обязательно ответят на них в нашем блоге или в Facebook. В общем, впереди много красочных и интересных моментов - не пропустите!
Интересное от Никиты и Анастасии Истоминых:
«Страну встречаем по кормежке» или за что можно любить китайскую еду
Путешествие в поисках звуков. Сиань, о быте передвижений
Никита и Анастасия Истомины - активные путешественники, предпочитающие самостоятельный отдых и здоровый образ жизни. Среди их увлечений: серфинг, сноуборинг, параглайдинг, пешие походы. Это их первое кругосветное путешествие. В своём блоге SoundAround.me они выкладывают новые саундтрипы и полевые записи.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах