21 день, 44 попутки, 8,5 стран, 5600 километров и 2 банки тушенки. В прошлом мае два отчаянных белорусских парня – Евгений Левончук и Алексей Завадский – впервые рискнули променять спокойствие и размеренный ритм столицы Беларуси на пыль европейских дорог и романтическую непредсказуемость жизни автостопщиков.
Алексей Завадский и Евгений Левончук
- Ребята, для начала расскажите, как вас вместе свела судьба? Что объединило?
Алексей: Мы вместе учились в экономическом университете, сдружились практически сразу, на первом курсе.
Евгений: Сближающим фактором стала любовь к велоспорту. Велопрогулки позволяют узнать казалось бы знакомый и привычный город с новой стороны. К тому же поездку на велосипеде себе можно позволить тогда, когда нет времени и денег на более масштабные путешествия.
- А что стало толчком для путешествия стопом? Помните тот момент, когда решились на него?
Евгений: Сама идея путешествия автостопом витали в воздухе очень давно. На эту тему написано много песен, снято немало фильмов. Один из моих любимых альбомов – сольный альбом Роджера Уотерса об автостопе по Европе. Это настроение постепенно накапливалось и в итоге…
Алексей: Сначала мы просто решили пофантазировать, как это будет, начали узнавать полезную информацию. Планировать приблизительный маршрут, думать, что нам нужно для путешествия. Многие говорят и пишут об автостопе, мол, как же хорошо было бы отправиться путешествовать, махнув рукой на все, но так и не делают этого.
Евгений: Определенного момента не было. Просто постепенное поглощение информации переросло в уверенность – пора действовать! Так и получилось, что зимой решили, весной поехали. Больше сил ушло на психологическую подготовку, поскольку из практических, материальных вещей у нас были маршрут GoogleMaps и рюкзаки, которые мы купили за две недели до путешествия. А все остальное – это момент, когда ты выходишь на трассу и понимаешь, что оказался один на один с дорогой и неизвестно, как закончится день и чего вообще ожидать. До этого мы стопили только с Минского моря до города, да я для разминки съездил на попутках в Псков…
- Как планировали путешествие?
Алексей: Вложились ровно в 21 один день, с точностью до часа. Теоретически можно было задержаться еще на пару дней, но физически мы были очень уставшими и измотанными. Первоначальный план был доехать до Амстердама, дальше – до Ла-Манша. Дальнейших четких планов не было. Рассчитывали вернуться через Париж, а если останется время, заехать в Швейцарию. Хотя когда выходили из дома, не знали, в какой срок доберемся до Амстердама и доберемся ли вообще…
Евгений: Когда ты выходишь на дорогу, все запланированное кажется таким далеким и неосязаемым… В путешествиях стопом нельзя четко сказать, что через две недели ты точно будешь, скажем, в Праге, Париже или еще где-то. Ты даже не знаешь, сдвинешься ли ты с этой точки к концу дня… Например, под Варшавой мы застряли на 4 часа на дороге из-за плохой погоды: в дождь водители не хотят брать в салон мокрых людей.
- Так сколько же на самом деле стран вы проехали? 8 или 9?
Евгений: На самом деле 8,5. Мы 15 минут ехали по Австрии - на видео это зафиксировано!
- Путешествия на попутках не предполагают оплаты. А вам в дороге приходилось платить?
Евгений: Один раз. Это был немец, он ехал в аэропорт под Амстердамом. Пришлось заплатить 20 евро, хотя он хотел 30. Мы застряли на голландско-немецкой границе, в воскресенье, мертвое время для автостопщика… Пришлось соглашаться на его условия. Но больше ни один водитель за все путешествие не попросил ни евро.
- Можете сказать по итогам путешествия, что в каких-то странах сложнее путешествовать автостопом?
Евгений: Сложнее всего нам было во Франции. Нам попалась всего одна француженка, все остальные водители, которые брали нас «на борт», были швейцарцами, бельгийцами, литовцами, латышами…
- Были какие-то языковые сложности? Как известно, многие водители любят поболтать в пути…
Евгений: Француженка, которая нас подвозила, не знала ни слова по-английски, даже базовых фраз. Французы, в принципе, не особо жалуют английский язык. В целом же практически по всей Северной Европе почти безупречно говорят по-английски.
Алексей: Легче всего было в Голландии – там каждый знает английский, поэтому языкового барьера не было совсем. Да и вообще люди в этой стране веселые, отзывчивые.
- Европейцы, с которыми вы общались, знали что-то о нашей стране?
Алексей: Естественно, все спрашивали, откуда мы. В Беларуси не бывал никто, но большинство слышало. Мы же тут рядом совсем, по соседству.
- А как решали жилищный вопрос? Бронировали жилье заранее или искали уже на месте, надеясь на удачу?
Евгений: В путешествии автостопом очень сложно все спланировать наверняка, поэтому мы не бронировали заранее хостелы. Очень хотелось попробовать и каучсерф, но по той же причине не хотелось подводить людей. Хотя если бы воспользовались услугами каучсерферов, сэкономили бы не менее половины бюджета.
Алексей: Все было спонтанно. Заранее мы забронировали только хостел в Праге, но, как оказалось позже, сделали это зря. В Прагу успели, но еле-еле... Но все равно отлично отдохнули, впервые за все путешествие нормально поели, в кафе.
- А как питались в путешествии? Из чего состоит рацион автостопщика?
Евгений: Питались бюджетно. Покупали готовую еду в обычных супермаркетах – в Европе она оказалась на удивление недорогой, дешевле, чем в Беларуси. Обычный рацион – йогурт, булочка. Кило 5 я за это путешествие сбросил.
Познань: скромный обед автостопщика
Алексей: Тут еще физические нагрузки сказались. Один рюкзак весил не менее 20 кило. Мы потащили с собой палатку, хотя можно было бы и не брать – она нам пригодилась всего один раз, когда застряли на стоянке дальнобойщиков на границе с Нидерландами. Проехав 8 часов, водители фур должны остановиться на отдых. В итоге мы оказались на голландском поле – луг с коровами, бегают кролики, ферма вдалеке… У нас было с собой только 2 банки тушенки, за хлебом пришлось идти к дальнобойщикам. В итоге среди них оказался белорус, который накормил нас гречкой, сосисками, огурцами. Даже предлагал заночевать в кабине, но втроем там, конечно, тесно. В итоге спали в палатке. Но мы убеждены: если ты общительный, уверенный в себе, то в Европе без крыши над головой на ночь не останешься.
- Насколько я понимаю, не все моменты попали в видео? Есть какие-то, о которых жалеете, что не успели снять?
Евгений: Да, интересные моменты происходили чаще всего в пути, когда не всегда успеешь выхватить камеру и снять. Было много курьезов, интересных личностей, которые нас подбирали или отказывались подвезти… Ощущение приключения нас не покидало ни на минуту.
- Немец-гей, который вас подвозил, тоже принадлежит к таким личностям?
Алексей: Да, примечательное знакомство. Чудом поймали машину перед границей Германии. Очень радушный, общительный оказался человек, ехал в Кельн. Несмотря на то, что его еще ждала ночь пути, он свернул с автобана, долго петлял, чтобы завезти нас в центр Берлина, нашел хостел и отвез прямо к его дверям.
Евгений: И это не единичный случай неожиданной помощи, нам постоянно попадались хорошие люди, которые предлагали еду или ночлег, деньги, сворачивали ради нас с пути. Им искренне хотелось нам помочь, стать частью нашей истории. 44 водителя – 44 истории. Самая неожиданная история – как мы должны были попасть в Прагу, а попали в Дрезден. Подошли на стоянке к водителю, он сказал, что едет в ту сторону, в Дрезден. Прямо в дороге накормил нас молдавской брынзой, чем-то из национальной кухни. Сказал, что мы можем остановиться у него в Дрездене. Мы и согласились. Утром он накормил нас завтраком, отвез ближе к трассе, пожал руку и уехал. С водителями вообще легко общаться, в этом плане особо можно отметить поляков. Даже если они видят, что ты чего-то не понимаешь, стараются рассказать, расспросить, пообщаться.
На Берлин!
Алексей: Еще один случай, один из самых значительных во всем путешествии. До Женевы нас подвозил швейцарец, который очень плохо говорил по-английски. Почти вся дорога прошла в молчании. И вдруг на подъезде к городу он спрашивает, не хотим ли мы посмотреть на Женеву сверху. Мы не стали отказываться. Он повез нас по серпантину, остановил машину на вершине горы, на альпийском лугу, где паслись коровы, с одной стороны садилось солнце, была видна Женева и Женевское озеро, а с другой стороны - подсвеченные солнцем вершины Альп. Гора называлась Балкон Женевы. Мы не могли сказать ни слова от открывшейся красоты.
На Балконе Женевы
- Какие сложности встречаются на пути автостопщика? По видео понятно, что нелегко выбраться из города на трассу?
Евгений: Да, в Европе дороги располагаются не так, как в Беларуси. Там чаще всего нужно долго и утомительно выезжать из большого города. Международная трасса может находиться в 25 километрах, причем туда не будет ходить общественный транспорт… Именно поэтому выехать из города – настоящее приключение. Повезло за два дня до трипа наткнуться на сайт для автостопщиков http://hitchwiki.org/, где подробно расписано, как и на каком транспорте выехать на большую дорогу.
Алексей: Хотя неопытность, конечно, сказывалась. За первый день мы планировали доехать через Вильнюс до Варшавы. Но это были очень смелые планы начинающих автостопщиков. Мы оказались на провинциальной трассе на литовско-польской границе и поняли, что рискуем остаться здесь на ночь, рядом с совершенно пустой дорогой. Мы бросили монету, которая сказала, что таки уедем. И через 3 минуты остановилась машина – и мы уезжаем. Вообще в пути было много неожиданных поворотов. Мы честно намеревались попасть в Брюссель, но несколько водителей нам сказали, что не так уж он хорош. И когда нам попался водитель, который ехал в Брюгге, мы отправились с ним. Еще один неожиданный поворот в путешествии – поездка в Женеву. Мы ехали в Лион, когда водителю позвонили и он резко изменил планы – отправился в Женеву. Женева – очень дорогой город. Хостелы дороже, чем в Москве.
Евгений: Пельмени за 16 евро на видео присутствуют. Там вообще много русских и много продуктов, ориентированных на русских. На видео слышно, как в женевском магазине звучит песня Елки.
Женевские пельмени "Сибирские" за 16 евро
В супермаркете Женевы
- А были действительно опасные ситуации в путешествии?
Евгений: Самая экстремальная ситуация произошла с водителем, который сразу показался нам подозрительным. После того, как мы сели в машину, он начал звонить по телефону и кому-то что-то активно рассказывать на румынском, причем в речи четко звучало слово Беларусь. Всю дорогу он читал нам проповедь о роли Господа в его жизни и закончил тем, что дал нам 10 евро на карманные расходы. Еще в Мюнхене попался жуткий хостел, где пришлось ночевать в комнате с пятью храпящими 50-летними косовскими мигрантами. В Берлине тоже пришлось заночевать в эмигрантском районе, где в хостеле не закрывалась дверь в комнату, вокруг были какие-то странные личности. Выходя, каждый раз мы забирали ценные предметы с собой, мысленно прощаясь с остальными вещами, но по возвращении находили все на своих местах. Зато этот хостел был самым дешевым за все время путешествия – 9 евро.
Алексей: Но где бы мы ни жили, везде встречали интересных людей. В Женеве встретили настоящего пилигрима, который шел из Баварии пешком в Испанию, по пути Святого Иакова. В Мюнхене на ресепшене встретили парня из Гомеля.
Тот самый жуткий хостел за 9 евро
- А как насчет 7 часов беседы с водителем?
Евгений: Да, это тоже была довольно напряженная ситуация. Из Польши в Беларусь ехали с водителем, который не спал двое суток. И стоял вопрос: либо ночуем в Бресте, либо развлекаем разговором, чтобы водитель не уснул во время движения. Но нам уже так хотелось в Минск, мы были простывшие, уставшие, измотанные. Приехали в Минск на рассвете, ровно в тот же час, что и 21 день назад, когда вышли из дома в сторону трассы.
- Если не секрет, сколько в итоге потратили на путешествие?
Алексей: 500 евро, но большая часть пошла на подарки и сувениры.
Евгений: Чуть больше, но тоже основная часть ушла на подарки. Хотя мы убеждены, что можно съездить на три недели и за 300 евро, если жить у каучсерферов.
- Что посоветуете тем, кто только планирует подобный трип?
Алексей: Почитать сайты автостопщиков, прикинуть маршрут, придерживаться крупных трасс, планировать так, чтобы на ночь не застревать в поле или на трассе и не ездить в выходные. Дорога в выходные дни просто мертвая.
Евгений: Все необходимые вещи мы докупали в пути. Я, например, выехал без полотенца и спального мешка. Но в Европе их можно купить в любом крупном магазине. Палатка будет лишней, а вот без спальника выезжать не стоит.
- А если вспомнить потребительские ощущения: чего не хватает у нас, что хотелось бы перенести?
Алексей: Да, в пути постоянно отмечали что-то, чего нет у нас, а хотелось бы… У многих европейцев нет стиральных машин – они не связывают себя такими громоздкими вещами, а пользуются услугами общественных прачечных. Это быстро и очень дешево.
Евгений: Мы с удовольствием отмечали каждый раз, насколько развито велосипедное движение в Европе, начиная уже в Вильнюсе. Удобен еще дневной проездной на все виды транспорта.
- Куда хочется вернуться?
Евгений: Вернуться хочется в Париж, разнообразнейший, мультикультурный город, но жить хотелось бы в Амстердаме. Там все приспособлено для комфортной жизни. Потрясающая архитектура, дешевая еда, каналы, чистый воздух, потому что все ездят на велосипедах.
Алексей: Я был в Париже раньше, да, там чувствуется ритм планеты, потому что в таких городах - весь мир. Но Амстердам понравился больше всего, этот город стал для меня открытием.
- Куда дальше? Уже есть планы для следующего трипа автостопом?
Евгений: Есть планы, конечно. Изначально мы поделили Европу на три среза – Северную, Южную и Скандинавию. Север проехали, впереди – Юг.
- Где успели побывать за прошедший год?
Евгений. Я успел побывать на Кавказе, в Грузии и Азербайджане. На Украине, в Черновцах. Мои ближайшие планы – Великобритания. Зимой ломку по автостопу снимали поездкой в Москву. Спонтанно, в самые холодные выходные в минус 25 моментально уехали туда-обратно. Погуляли по городу, пожили в хостеле на Старом Арбате, посмотрели достопримечательности. Многие воспринимают Москву как город для бизнеса, а зря – там есть что посмотреть.
Алексей: Я за этот год был раза три в Вильнюсе, это мой любимый город. Там родственники и друзья, я провел экскурсию для друзей по этому городу. Этим же летом собираюсь увидеть Италию.
- Ломка чувствуется, на самом деле?
Алексей и Евгений (в один голос): Однозначно да!
Евгений: Находясь в той же Праге, чувствуешь, что тебе снова хочется в путь, хочется этой романтики дороги. Задаешься вопросами – куда сегодня приведет дорога, какие встретятся люди, какие ждут приключения?... Это прекрасное ощущение непредсказуемого путешествия, которое люди сегодня променяли на комфорт и спокойствие. И вот это ощущение приключений гораздо ценнее и острее впечатлений от достопримечательностей или пляжного отдыха.
Ну, а теперь - фильм, фильм, фильм! Смотрим, впитываем, наслаждаемся видеорядом и отлично подобранной музыкой!
Первая часть: Литва — Польша — Германия
Вторая часть: Нидерланды — Бельгия — Ла-Манш
Третья часть: Франция и Париж
Дорога домой через Швейцарию, Германию, Чехию и Польшу. И кусочек Австрии :)
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах