Семежевский обряд «Колядные цари» является историко-культурной ценностью Беларуси и с 2009 года внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Обряд «Колядные цари» превратил деревню Семежево Копыльского района в настоящую туристическую дестинацию. Множество туристов, интересующихся историей и культурой Беларуси, ежегодно 13 января (на Старый Новый год) приезжают сюда, чтоб стать участниками и зрителями потрясающего самобытного действа.
Обряд «Колядные цари» в деревне Семежево появился в конце 19 века и вдохновили местных жителей на его сотворение…солдаты русского царского войска. Дело в том, что после Третьего раздела Речи Посполитой (1795 год) деревня Семежево перешла во владение царской России и на её территории некоторое время размещался лагерь русских солдат. То ли от великой любви к кулинарным традициям белорусов, то ли от безделья, то ли по доброте христианской, но каждый Новый год солдаты русской армии ходили по крестьянским домам и поздравляли хозяев с праздником. Когда же солдаты уехали, местные жители то ли в шутку, то ли всерьез продолжили традицию поздравлений в «солдатской» форме.
Не прервалась традиция и в поздние времена. Только вот дата проведения немного сместилась – по новому календарю этот день выпадал на 13 января, а не 31 декабря, как ранее. В народе этот вечер зовётся «Щедрый вечер» и традиционно по всей Беларуси вечером 13 января взрослые и дети ходят «колядовать». Так чем же семежевские коляды так отличаются от всех прочих?
А вот чем: в Семежево сохранилась весьма своеобразная форма колядного поздравления жителей деревни. От дома к дому в Щедрый вечер ходят семь стройных кавалеров-солдат. Праздничный марш, барабанная дробь, горящие факелы и веселая гурьба зрителей - вот обязательные атрибуты семежевских Коляд. «Солдаты» – неженатые молодые жители деревни – одеты «с иголочки»: белые парадные костюмы, начищенные до блеска ботинки, нагрудные кресты, высокие головные уборы с праздничными лентами, крест-накрест перевязанные красные пояса с традиционным семежевским орнаментом. Кавалеры – просто загляденье!
Сопровождает «кавалеров-солдат» в их походе по деревне «врач» с огромных размеров атрибутами, соответствующими профессии, «баба» - переодетый в женскую одежду парень, и «дед» - переодетая в парня девушка.
В каждом доме «Колядные цари» разыгрывают сценки по мотивам народной драмы «Царь Максимилиан». И у каждого своя роль: «солдаты» показывают сценку о встрече, ссоре и драке царей, врач – лечит побежденного царя Мамая, а баба с дедом в это время демонстративно пытаются украсть что-нибудь «плохо лежащее» и шутят, всячески пытаясь придать празднику колорит народных гуляний. По окончанию праздничного похода по деревне всех участников ожидает щедрое угощение. Ведь ни из одного дома «царей» не отпускают без традиционных кулинарных даров – пирогов, колбасы, сала и пр.
Семежевский обряд «Колядные цари» - это наследие белорусской земли, это яркий пример самобытной белорусской культуры, не лишенной юмора и воображения. Поэтому и нет ничего удивительного, что на один день в году – 13 января – деревня Семежево превращается в турдестинацию, к которой стекаются сотни выбравших отдых в Беларуси туристов.
Дата обновления: 27 февраля 2013