Не всегда то, что называет себя усадьбой, таковой на самом деле и является. В интернете парит куча самых разных предложений с прекрасными картинками и обещаниями, но стопроцентной гарантии того, что по приезде в деревню вы не найдете вместо красивого деревянного домика с резными ставнями развалюху с дыркой в крыше и летучими мышами на чердаке, нет. Для тех, кто все еще не знает, напоминаем, что в Беларуси существует система категоризации усадеб. Зеленые петушки (эквивалент гостиничных звезд) помогают определиться с выбором и понять уровень обслуживания. Как работает эта система, мы узнали у руководителя Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой.
Главное в хорошем сельском туристическом объекте — хороший хозяин
Стандарты оценки усадеб действительно существуют. Их разработкой и проведением своеобразных проверок и занимаются сотрудники объединения «Отдых в деревне». Валерия Клицунова отмечает, что пришлось приложить массу усилий, чтобы наладить в Беларуси данный процесс:
— Мы провели большую работу. Специально ездили за примером в Латвию, где тщательно изучали их систему оценки, которая создана по европейскому образцу, а также смотрели на работу местных инспекторов. Вернувшись, адаптировали полученные стандарты к нашей стране. Когда работа над проектом только начиналась, у нас были средства на бесплатное проведение сертификации усадеб. Хозяева сельских владений ничего за получение категории не платили. Я считаю, что это не совсем правильно. За любые услуги необходимо платить, в том числе — и за сертификацию, тем более что такие усадьбы вызывают у потенциальных гостей намного больше доверия.
Если гостиницам присуждаются звезды, то усадьбам в Беларуси мы присуждаем зеленых петушков. Четыре птицы — максимальный результат. Кроме того, усадьбы, имеющие подтверждение своей экологичности, могут получить знак «ласточка». Наши сотрудники оценивают не только элементы инфраструктуры. Очень большое внимание уделяется гостеприимству хозяев, а также списку дополнительных услуг, который должен быть достаточно широким.
Первая волна сертификации уже прошла. Категории присвоены более чем 200 усадьбам Беларуси. Сейчас подготавливаются списки новых сельских владений, хозяева которых желают получить сертификат. Но теперь оценка будет платной:
— Существует мнение, что подобная официальная категоризация не нужна, так как люди, выбирая себе место для отдыха, обращаются в первую очередь к различным интернет-ресурсам, таким как, например, TripAdvisor, и отдают предпочтение тем местам, у которых больше положительных отзывов. С этим утверждением можно поспорить. Мне лично кажется, что нужно обращать внимание и на мнение туристов, и на сертификаты усадеб. Такой план выбора места для отдыха будет самым мудрым.
Валерия Клицунова считает, что самое главное в хорошем сельском туристическом объекте — не внешний вид и список услуг, а по-настоящему хороший хозяин:
— Бывает, что дома некоторых владельцев не блещут особыми роскошествами, однако именно в них ежегодно приезжает наибольшее количество гостей. А все потому, что им полюбились владельцы, которые умеют создавать теплую атмосферу, поэтому туристы с удовольствием рассказывают о проведенном отдыхе друзьям и возвращаются туда снова сами.
Мы общаемся с хозяевами усадеб при своих проверках, отслеживаем комментарии в их адрес на различных форумах, общаемся с соседями владельцев и с некоторыми туристами лично. Пока не используем такой интересный метод, как «тайный гость» в усадьбах, но идея, конечно, хорошая.
Цена не всегда зависит от количества петушков
В сельском туризме давно появилась традиция присуждать усадьбам не звездочки, а какие-нибудь другие обозначения. Так, у литовцев — это аисты, у латышей — бабочки, у французов — колоски, у испанцев — оливки и так далее. В объединении «Отдых в деревне» для данных целей были выбраны петушки:
— Во-первых, эта птица была символом нашей организации изначально. Во-вторых, мы решили, что петух очень соответствует деревенскому образу. Кроме того, он будит утро и борется со злом. Визуализировать мы его решили в стиле техники вытынанки, по образцу великого мастера Вячеслава Дубинки. Также мы выбрали зеленый цвет, как символ природы и экологичности.
Стоит отметить, что цена не всегда зависит от количества петушков. Хозяин вправе выставить любую сумму. Другое дело, согласятся ли на нее туристы. Это та отрасль, где все регулирует рынок.
Иногда спрашивают, можно ли петушков потерять со временем по каким-то причинам. Конечно, гипотетически их можно потерять. Пока нет строгой выработанной системы, но мы обращаем внимание на негативные отзывы. Хотя, могу сказать, что хозяева усадеб, которые мы уже проинспектировали, это серьезные люди, которые любят свое дело и очень старательно подходят к нему. Они больше всех заинтересованы в том, чтобы сохранить свою репутацию.
— Есть ли какой-то готовый список с усадьбами, которые уже сертифицированы? Может ли обычный турист где-то найти и просмотреть его?
— Пока такой системы публичности нет. Но, безусловно, она должна быть. Думаю, после второй волны сертификаций, информацию обо всех усадьбах можно будет найти и на нашем сайте, который, кстати, сейчас модернизируется, и на других порталах.
— Могут ли гости усадьбы обратиться куда-то с жалобой на хозяина или наоборот, может ли хозяин предъявить претензии туристам, допустим, за порчу имущества?
— Этот вопрос, конечно непростой. Обычно пункты о порче имущества или какие-то подобные нюансы включаются в договор. Многие проблемы решаются владельцами и гостями в устной форме. Но, конечно, если произойдет что-то очень серьезное, и конфликтная ситуация не сможет разрешиться мирно, придется вызывать милицию.
— Если хозяин предоставляет завтраки, или владеет небольшим ресторанчиком, проверяется ли инспекторами все нормы хранения продуктов и приготовления пищи?
— Есть определенные правила, которые хозяева должны выполнять. Владельцы о них знают. Да и, поверьте, они сами заинтересованы в том, чтобы ничего плохого не случилось. Боюсь сглазить, но я, правда, не слышала ни одной истории о том, что в какой-то из наших усадьбах кто-то отравился предложенной едой. Здесь для приготовления блюд часто используются свои экологические продукты. Ясно, что никто не повезет на экспертизу в город каждое яблоко или кусок сала. За тем, как обрабатывается мясо, конечно, следят специальные службы. Но все-таки не стоит забывать и о тысячелетнем опыте и традициях, которые соблюдаются в усадьбах. Технологии обработки и приготовления продуктов передавались из поколения в поколение. И я этой своеобразной тысячелетней «сертификации» доверяю.
Не стоит также забывать об особом вкусе. Ведь где еще можно попробовать натуральные яйца, молоко, творог, овощи, фрукты? Есть усадьбы, которые специально сделали акцент на еде и предлагают редкие блюда, приготовленные по старинным традициям. Туристам такие предложения очень нравятся.
Экономика — это не армия. Ей нельзя отдавать приказы
— Как вы считаете, из года в год качество услуг повышается?
— Все это зависит от конкретных усадеб. Кто-то старается больше, кто-то меньше. Тенденции меняются очень быстро. И то, что несколько лет назад считалось шиком, сегодня уже никого не удивляет. Хотя даже если человек просто сдает в аренду самый обычный дом, не вижу в этом ничего плохого. Даже наоборот. Он построил этот дом — уже улучшил деревню, к нему приехали люди, по дороге они заехали на заправку, в кафе, заглянули в музеи, что тоже вклад в экономику.
— А что касается налогов? Говорят, их для владельцев усадеб хотят повысить?
— Сейчас хозяева выплачивают сумму в размере всего лишь одной базовой величины в год. Но рассматривается вопрос о том, чтобы эти налоги увеличить. Причем, увеличить настолько, что, боюсь, многие усадьбы сразу после вступления подобного указа в силу закроются. К данным вопросам надо подходить разумно. Ведь экономика — это не армия. Ей нельзя отдавать приказы. Она просто не слушается. Хотелось бы, чтобы к этому вопросу подходили с большой внимательностью.
— Работает ли объединение «Отдых в деревне» над какими-нибудь проектами на будущее?
— Главный наш проект, которому мы уделяем сейчас больше всего внимания, это создание кулинарной карты Беларуси. В ней можно будет найти многие забытые традиционные рецепты нашей кухни, которые сохранились лишь в глубинках. Например, многие знают о литовском традиционном торте шакотис, и практически никто даже и не догадывается, что на самом деле в Беларуси с давних времен тоже пекли подобное лакомство, которое, к слову, безумно вкусное. Называется оно банкуха. У нас есть немало усадеб, которые предлагают гостям отведать блюда, приготовленные по старым рецептам. Но все это касается не только усадеб. Например, некоторые белорусские ресторанчики готовят удивительные национальные кушанья, которые больше нигде не отыскать.
Наша карта послужит не только толчком к самоидетификации и возрождению белорусских традиций, но и, мы надеемся, что привлечет внимание молодежи. Поскольку, я знаю, что сегодня юноши и девушки не жалуют рестораны белорусской кухни. Помимо этого, в планах разработка мобильного кулинарного приложения, чтобы удобнее было путешествовать и прокладывать свои маршруты гастрономических странствий.
После разработки проекта встал вопрос о его спонсировании. Мы решили, что на свою культуру белорусы могут собрать и сами, и разместили наш проект на портале ulej.by. Уже собрано почти 70% той суммы, которая нам требуется. Однако срок сбора денег на этом сайте почти истек, и мы можем потерять все. Поэтому призываем неравнодушных белорусов заглянуть туда, оценить наши старания и по возможности внести свою лепту. Как только необходимая сумма будет собрана, мы начнем активную работу по воплощению проекта в жизнь. Уверена, это будет большим всеобщим вкладом в нашу культуру.
Подобрать коттедж или усадьбу на Holiday.by
Читайте также:
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах