Тренд «вышиванки» продолжает захватывать Минск. Не так давно в «Луче» стали продавать часы с орнаментом, даже шины для велосипедов можно заказать с национальным узором. Началась всеобщая мания с одежды. За последние два года в Минске открылось несколько фирм, выпускающих одежду с национальной символикой. Мы встретились с организатором одной из таких. Павел Довнар, создатель бренда Honar рассказал, кто покупает одежду с «вышиванками», о конкурентах из Китая и специфике белорусского льна.
— Вы сами подбираете орнамент для моделей одежды. Руководствуетесь ли какими-то канонами, ведь у орнамента есть семантика, или берете узоры из головы?
— Из головы было бы сложно. Мы не руководствуемся строго всеми этнографическими канонами, которыми пользуются ремесленники или мастера при изготовлении аутентичной одежды. Мы берем традиционный орнамент, перерабатываем его и так получается «наш орнамент» с белорусской историей.
По одним исследованиям орнаменты имеют смысл и выступают как обереги. Для орнамента есть определенное место, в котором он вышивается, есть варианты для мужчин и для женщин, девушек, матерей. Я бы не предавал какой-то сверх смысл оберегам и символам, самое главное, что это современное, белорусское.
Над брендом Honar работает супружеская пара. Павел и Карина начали заниматься пошивом одежды в 2013 году. В апреле 2015 открыли шоу-рум.
На старте пара делала свитера с орнаментом, но производство этого типа одежды оказалось дорогостоящим и нерентабельным. Сейчас же «Гонар» выпускает одежду изо льна: рубашки, платья, сумки. Все модели шьют на заказ, прийти и купить рубашку как в магазине не получится.
Ткань для пошива одежды покупают в Нидерландах, а нитки в Германии.
Самый ходовой товар – мужские рубашки. В частности, заказывают классический белый вариант, в котором на внутренней стороне воротника вышит орнамент.
— Мы любим минимализм, когда надо лишь что-то подчеркнуть. Хотя есть один яркий или даже хипстерский вариант с вышивкой на кармане. Здесь мы пошли на поводу людей.
— У нас есть новая разработка – «Король дискотеки». Для неё мы используем фосфорные нити, которые светятся в темноте зеленоватым. На вечеринке такая рубашка будет выглядеть интересно.
Супруга занимается пошивом и женской линейкой. Над орнаментом и дизайном работает Павел. На то, чтобы обучиться как работает машинка, которая наносит «вышиванку» на ткань, ушло три месяца
— Раньше мне казалось, что все очень просто: нарисовал в фотошопе и давай вышивай. Графическим редактором пользоваться надо, но это не основная программа. Орнамент делает специальная швейная машинка.
Только на вышивку для женской рубашки уходит три часа. Это сама вышивка, она вышивается, но не так выглядит, надо же обработать, убрать нитки.
У нас ручной пошив. На фабриках воротники пришивают роботы. У нас же всё ручное. Мы не шьем массово, мы изменяем рубашки под клиентов: сделать рукава длиннее или укоротить.
Основное занятие Павла — видеопродакшн, пошив аутентичной белорусской одежды —хобби.
— Сначала это было хобби, сейчас это что-то вроде второй работы. Есть люди, которые работают уборщиком и сторожем, так и я. На видео можно заработть намного больше денег, чем на той же одежде. Люди привыкли, что одежда у нас относительно недорогая.
— «Гонар» существует два года, сколько человек за это время купили вашу одежду?
— Тяжело называть цифру в людях. Я скажу так, на все ушло 700-800 метров ткани. На человека в среднем расходуется 1,5 метра. Считайте сами.
— Кто заказывает у вас рубашки и платья? Молодежь или люди постарше, кем они работают?
— Тяжело сказать. К нам приезжают люди и на общественном транспорте, и на Lamborghini.
У нас сегмент «средний плюс», потому что вещи недешевые. Рубашки стоят по 840—895 тысяч. Понятно, что от китайских товаров за десять-пятнадцать долларов мы отличаемся качеством ткани и пошивом.
Я посмотрел, что рубашки известных брендов продаются вообще под два миллиона. Если честно, не вижу, чем они отличаются от наших. У нас много ручной работы.
За качество приходится платить. Ткань и нитки импортные и с ростом курса в декабре, пришлось увеличивать цену на одежду. Но пока сильного влияния кризиса Павел не ощущает:
— Да, цены выросли. Если ты в Голландии ткань заказываешь, то не за белоруссские же рубли. Но я не сказал бы что заказов меньше стало. У нас коллекция летняя представлена, была зима. Мы раскручиваемся все больше и больше. Вот если в конце лета у никто не будет ничего заказывать, тогда я скажу, что кризис нас коснулся. А пока люди приходят.
По наблюдениям Павла, самое сложное в работе — бумажная волокита и сертификация. Модель одежды придумать просто, куда сложнее создать к этой модели вышивку, чтобы она гармонично смотрелась.
— Сложно в Беларуси найти качественную ткань. Хотя страна славится выпуском льна, но этого качественного материала для современной одежды нет. К примеру, итальянский лен не мнется, в то время как белорусский мнется и ещё не тянется. Поэтому из белорусского льна мы делаем только сумки. Мне белорусский лен нравится, для сумок отлично подходит, но вот на пошив одежды его не пустишь.
— Свою одежду носите?
— У меня так много денег, чтобы её покупать. А если серьезно, то у меня две рубашки – одна самая популярная белая и модель «Король дискотеки». Хочу сделать ещё одну. Мы купили экспериментальный лен синего цвета.
Сначала надо на себя сшить и посмотреть, а вдруг страшная модель получится. Новый лен надо неделю проносить и посмотреть насколько в нем комфортно. Надо постирать и проследить как ткань отреагирует. Лен к нам приезжает и после ещё вручную термически обрабатывается. Потому что если не обработать, то ткань садится после первой стирки.
— Слышала, что вы не очень любите, когда вашу одежду называют «вышиванкой». Мол «орнамент» — правильный вариант. Почему такая принципиальность?
— По сути дела любую вещь на которой что-то вышито можно называть вышиванкой, но то я о чем говорил в самом начале – наш орнамент не аутентичный. Мы никогда себя не позиционировали как производителя аутентичной одежды. И далее мы не будем всё свое внимание уделять орнаменту.
У нас есть проекты брать не только старую одежду и перерабатывать на современный лад, вставляя туда старую вышивку. Есть желание использовать одежду, которая была ранее на территории Беларуси, её перерабатывать и делать современные модели.
В планах Honar начать продавать одежду без предварительного заказа. Для этого необходимо запастись терпением, оформить все бумаги и сертифицировать товар. Павел надеется, что на все уйдет не больше двух-трех месяцев.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах