Holiday.by продолжает следить за ситуацией вокруг «брендирования» белорусских замков. Вот какие комментарии на нашумевшую ситуацию можно встретить на форумах, посвященных этой теме: «Если замки хотят, чтобы художники брали разрешение на тиражирование изображений замка, то и мастера могут отвечать. Возьмут, к примеру, и выставят встречный счет за то, что руководители музеев смотрят на работы, которые они создали. И мало того, что смотрят, так еще и критикуют!». Так считает пользователь vladimir.trok в обсуждении темы на форуме портала Tut.by.
Абсурдность ситуации налицо. Именно так общественностью воспринимается шумиха вокруг ситуации с оформлением заявок на регистрацию товарных знаков со стороны музея-заповедника «Несвиж» и замкового комплекса «Мир».
Самые активные пользователи интернета оставляют под этой темой еще более злостные комментарии: «В Беларуси туризма нет, не было и не будет с таким отношением к народным мастерам!». Или «У Google на снимках и Мирский, и Несвижский замки видны со всех сторон. Пусть в следующий раз руководители замков на поисковик в суд подадут!».
Holiday.by уже делился своим мнением о том, почему плата за тиражирование сувениров с очертанием крепостей и их интерьеров — это во многом желание руководства музеев получить деньги из воздуха.
В материале «Замки Беларуси: так ли страшен бренд, как его малюют» мы писали, почему путешественники и продавцы сувениров будут отчислять замкам деньги, если захотят растиражировать изображение крепостей.
О товарных знаках музея-заповедника «Несвиж» Holiday.by попытался поговорить с директором комплекса Сергеем Климовым.
К сожалению, вопросы о том, могут ли народные художники прийти с мольбертом к Несвижскому замку и нарисовать его или перенести начертание замка на магниты, руководство музея-заповедника «Несвиж» фактически оставило без ответов. Директор Сергей Климов к телефону так и не подошел. Его заместитель выслала сухой ответ по факсу. Мол, согласно 19-й статье закона «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь», «изготовление изобразительной, печатной, сувенирной продукции и другой тиражированной продукции и изготовление товаров народного потребления с использование изображений музейных предметов, зданий музеев, объектов, размещенных на территориях музеев, в том числе с изображением их названий и символики, осуществляются только с разрешения музеев». И тут же приписка: «Плата за использование изображений музеем не взимается».
Понимай, как хочешь. Ясности в ситуацию официальный ответ руководства музея-заповедника «Несвиж» не внес.
Своим мнением по поводу оформления товарных знаков на изображения поделилась и Ольга Попко, директор замкового комплекса «Мир»:
— Мы получим сертификат о регистрации товарных знаков со дня на день. Каким образом будет регулироваться использование изображений Мирского замка пока неясно. Что касается народных художников, то у них проблем не будет. Недавно, один из них приходил ко мне. Я дала письменное разрешение на использование изображения, он может дальше продавать сделанные сувениры. А вот, что касается бутылки с алкоголем, то за изображение Мирского замка на этикетке, придется платить. Сам алгоритм действий пока неясен. Подсказать нам как вести себя в этом вопросе не может никто, даже Министерство культуры. Однако с оформлением товарного знака на логотип, название и начертание замка, любой, кто захочет использовать эти составляющие, должен будет спросить разрешение у замка. Заодно на сувенирной продукции перестанет существовать старое изображение замка, где отчетливо видны черные навесы. Если говорить о названии, то мы не будем предъявлять претензии тем, кто использовал словосочетание «Мирский замок» до введения патента. Сейчас такое название забронировано в своем сегменте на четырех объектах. Один из них, ресторан «Мирский замок» в Минске.
Эту информацию подтверждает и управляющий гостиницы «Мирский замок» Сергей Березовский. Он говорит, что у гостиницы нет никаких проблем с замковым комплексом «Мир», ведь она является частью этой структуры.
И все же, некоторые темы в оформлении замками товарных знаков на изображения остаются неясными. Если с логотипами музеев вопросов не возникает, то как быть с попыткой запатентовать начертания силуэтов сооружений? Ведь замок в Мире и дворец в Несвиже — культурное наследие белорусского народа и объекты, входящие в список мирового наследия ЮНЕСКО, а не собственность директоров музеев или Министерства культуры. Парадокс еще и в том, что сувенирная продукция, которую делают народные мастера — реклама для самих замков. Из-за новых требований руководства музеев, такая инициатива будет полностью загублена. Очевидно, что изображения замков являются самой популярной темой белорусской «сувенирки» и желание на этом заработать у директоров музеев вряд ли можно назвать случайностью. При этом надо понимать, что именно через эти образы на сувенирах Беларусь получает тот самый «туристический имидж», столь необходимый для заполнения гостиниц, увеличения числа визитов в страну. Пока что о мирном сосуществовании ремесленников и производителей с администрациями музеев речь не идет. При этом музейщики крайне неохотно отвечают на вопросы журналистов, что добавляет неясности всей ситуации.
О том, что думают насчет регистрации товарных знаков на изображение замков народные мастера, Holiday.by спросил у них самих.
Татьяна Ацецкая:
— Наша продукция — изделия ручной работы из керамики. Сувениры в основном покупают украинцы, латыши и литовцы. Считаю, что подобными решениями убивается весь туризм. Удивлена, что такие вопросы вообще встают на повестке дня. Мастера выкрутятся в любом случае, конечно не без убытков. Но нарабатывать связи по всей Беларуси будет тяжело.
Дмитрий Гончаренко:
— Я продаю деревянные и глиняные сувениры, медальки с изображением Мирского замка. Перерыв в торговле бывает только зимой. Основные покупатели — россияне. Дети тоже покупают презенты, но больше по мелочи. Если Мирский замок зарегистрирует товарный знак на изображение, то нам придется нелегко. Может, вообще перестану заниматься этим бизнесом.
Анфиса Карлюк:
— Мы продаем магниты и тарелки с изображением Мирского замка. На покупателей не жалуемся, их хватает. Что касается решения о регистрации товарных знаков на изображение замка, то о нем я слышала мельком. В этих вопросах лучше разбирается хозяйка. Я только продавец.
Поделиться своим мнением по поводу сложившейся ситуации вокруг «брендирования» замков мы попросили также фотографа, директора краеведческого издательства «Рифтур» Сергея Плыткевича:
— До того момента, пока замки не представляли культурной ценности, то есть, не были отреставрированы, до них никому не было дела. Энтузиасты, среди которых был и я, делали все, чтобы их продвинуть. После того, как большое количество государственных денег было вложено в эти объекты и они стали популярными, руководство начало говорить о брендах. Директора этих культурных объектов стали думать, что на замках нужно зарабатывать деньги. С одной стороны, могу их понять. Однако с точки зрения здравого смысла — это неверно. То есть если речь идет о съемке интерьеров, и, допустим, тиражировании таких изображений — согласовывать с замком нужно. Если мы говорим об экстерьерах, то предъявлять претензии к авторам работ неверно. Ситуация на самом деле очень сложная. И к чему все это приведет, неясно.
Приведу пример. Со мной сейчас судится автор одной деревянной скульптуры. Он делал ее по заказу районного исполнительного комитета. Я сфотографировал эту работу и поместил в каталог. Народный мастер подал на меня в суд за то, что я зарабатываю на его деревянной скульптуре. Абсурд ситуации, думаю, объяснять не надо. Что касается замков, то однозначной оценки ситуации нет. Я стараюсь сотрудничать с руководством музеев, ведь мы вместе делаем имидж Беларуси.
Насколько оправданно право собственности на эти символы? Этот вопрос мы задали белорусским экскурсоводам. Одна из них — Лидия Пляшкевич, например, считает, что подобное нововведение ущемляет права народных художников. Получается, что мастера будут сдавать свои работы в официальные магазины музеев за бесценок, а замки будут продавать их дороже. В накладе останутся именно туристы.
Еще одна экскурсовод Елена Центий придерживается той мысли, что «брендирование Мирского и Несвижского замков — оправданная практика лишь с точки зрения оперативной экономики — «куда должны идти деньги и прибыль». Однако с точки зрения духовности, культуры, человечности, развития — путь в никуда. Ввиду того, что процесс запущен и наверняка реализуется, творческим людям нужно будет «пробивать» новые возможности. Это как две параллельные реальности — расчет и вдохновение. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь».
А сейчас небольшая фотозагадка на тему. Вы видите два рекламных щита, которые расположены в центре Минска. На одном из них коммерческий банк рекламирует свои возможности, на другом – социальная реклама про историю Беларуси. Внимание, вопрос! Должны ли создатели обоих рекламных баннеров оплатить право на изображение замков и почему? Свои ответы публикуйте в комментариях ниже.
***
Получается, что на сегодня однозначно оценить ситуацию не может никто. Руководство замков отказывается от детальных комментариев, прячась за секретарей и постоянную занятость, не забывая упрекнуть журналистов в однобокости подачи информации. Народные мастера не довольны решением об оформлении товарных знаков на изображения. Экскурсоводы переживают за туристов из-за возможно не совсем привлекательных цен на новые официальные сувениры. Поэтому чтобы ситуация обрела прозрачный характер мы будем ждать от директоров музеев Несвижа и Мира приглашения на встречи, в рамках которых будут расставлены все точки над «i» в вопросах «брендирования» известных белорусских архитектурных памятников.
Из истории вопроса читайте на Holiday.by:
Страна двух замков окончательно «сбрендила»
Замки Беларуси: так ли страшен бренд, как его малюют. Фоторепортаж из Мирского замка
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах