Что приходит нам на ум при слове «Молдова»? Вино и кукуруза, а также армия гастрарбайтеров, без которых редко какое строительство в Москве обойдется. Мало кто представляет себе, что это вообще за страна. Многие всерьез полагают, что это какой-то медвежий угол без особых достопримечательностей. Могу заверить: это абсолютная неправда! В Молдове есть на что посмотреть и что попробовать!
Почему мы поехали в Молдову? Мы хотели навестить нашего хорошего друга, живущего в данный момент в городке Ниспорени (семьдесят километров от Кишинева, недалеко от границы с Румынией). Вначале мы собирались лететь из Таллинна до Кишинева, а там на месте взять машину напрокат, но «Airbaltic» внезапно так сильно поднял цены на авиабилеты, что мы подумали-подумали и решили совершить небольшой автопробег по Европе, конечной целью которого станет Молдова. Благо, время позволяло, и авто было в боевой готовности.
Дабы добраться до конечного пункта, нам нужно было проехать Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Украину. Через Беларусь было бы короче, но у моего мужа и его сына, к сожалению, не было белорусской визы, а сделать ее в короткие сроки не представлялось возможным. Мы выехали из Пярну после обеда в понедельник и меньше чем через час уже были в Латвии. Там мы решили сделать остановку, ибо термометр в машине показывал:
А море за окном манило своей синевой. Мы немного отдохнули на пляже и покупались. Несмотря на жару, водичка была совсем не горячей, бодрящей такой, я бы сказала.
Литву мы проскочили очень быстро, как-то даже незаметно, и в Белосток прибыли уже ближе к ночи. Там мы заселились в гостиницу, переночевали, покушали, и, конечно же, совершили с утра набег на торговые центры. А потом мы, полные решимости, двинулись в сторону Молдовы, намереваясь проехать весь оставшийся путь в быстром темпе и к вечеру вторника прибыть в Молдову.
Могу сказать одно: мы очень сильно погорячились в своих расчетах. Через области Польши, граничащие с Украиной, и непосредственно через Украину так быстро не проедешь. Во-первых, очередь на польско-украинской границе. Ну и, самое неприятное и тормозящее передвижение – дороги. А ведь это Западная Украина, почти Европа, казалось бы. Освещения на трассах нет, знаки криво-косо натыканы непонятно по какому принципу (например, только через час тряски по убитой дороге встретился знак «осторожно, ямы и ухабы»), асфальт гармошкой.
В общем, впечатления от автопробега по этим регионам остались самые удручающие, в здравом уме и трезвой памяти на машине мы туда больше ни за что не поедем! Единственное, что как-то скрасило нашу поездку по тем местам, была еда в придорожных кафешках. Очень дешево и безумно вкусно! Ну и красота природы вокруг, все же Закарпатье – очень красивое место.
К украинско-молдавской границе (пропускной пункт с названием «Мамалыга») мы прибыли только в среду часов в одиннадцать утра. Там все прошло без особых происшествий. Очереди не было, к содержимому машины никто не цеплялся; разве что утомленный нестерпимым бодуном украинский таможенник попросил у моего мужа денег на пиво – немного, всего пять евро. Видимо, и вправду жажда замучила. Мы люди добрые, человека в беде не оставим. Надеюсь, он выпил там пивка за наше здоровье :)
На молдавской стороне мы должны были заплатить экологический сбор. Поскольку местной валюты у нас не было, мой муж отдал пять евро, и ему с этой суммы дали сдачу в молдавских леях - сорок лей. Обменного курса мы тогда еще не знали, и подумали, что это, может, десять евроцентов или что-то около того.
Последний штамп в паспорт получен – и, здравствуй, солнечная Молдова!
Дороги, поля и озера
Первое же, что бросилось в глаза – подсолнухи. Высокие, сочные и красивые! Для полсолнухов молдавское лето – благоприятное, поэтому и вырастают они такие.
Места для отдыха начали появляться сразу после границы:
Практически во всех местах отдыха на дороге есть колодцы или источники с чистой водой. Вода в них – удивительно вкусная!
Хочу сказать про дороги. Мы боялись, что в Молдове они будут еще хуже, чем в Украине, ведь то, что мы слышали про Молдову, не внушало оптимизма. Проехав Украину со средней скоростью 30 км/ч, мы сжались... что же будет ТАМ? Но – на удивление – дороги оказались НОРМАЛЬНЫМИ! Конечно, это не шведские автомагистрали с разрешенной официально скоростью 130 км/ч (а неофициально – 150 км/ч), но все равно! Во многих местах (особенно по направлению к Кишиневу) дороги отремонтированны, и даже 120 км/ч не было губительно для машины.
Но основная масса дорог – это еще наследие советских времен.
На некоторых трассах движение настолько оживленное, что между полосами зеленеет травка :)
Вообще, интенсивное движение только в столице – Кишиневе; отъехав от него на пару километров, попадаешь в мир сельского хозяйства, где никто никуда не спешит, любимым средством передвижения является лошадь с телегой, а по основным трассам ездят комбайны и прочая сельхозтехника.
В отличие от Румынии, гужевые повозки тут не подлежат обязательной регистрации в органах надзора за транспортом. Но телеги с номерами встретить в Молдове все же можно. Однако, это регистрационные номера какого-нибудь американского штата, или еще какой-нибудь далекой страны, прибитые на телегу хозяином исключительно шутки ради.
Пустырей и заброшенной земли я в Молдове не встречала, по крайней мере, в пределах досягаемости моего взгляда. Молдова – страна маленькая, всего 34.000 км², поэтому нужно использовать буквально каждый клочок драгоценной земли. Из культивируемых растений я заметила уже упоминаемые подсолнухи, кукурузу, грецкие орехи, сливы, яблони, а также виноградники.
(фото: IMG_2138, IMG_2122, IMG_2139)
Вдоль дорог местные жители часто продают свой урожай: овощи и фрукты. Цены радуют еще как. Например, мы приобрели двенадцатилитровое ведро сочнейших абрикосов за те самые сорок лей, который нам на таможне дали как сдачу с пяти евро. По курсу на тот момент это составило два с половиной евро. Мой муж сказал, что таких вкусных абрикосов он еще никогда не ел. Он вообще не любил их, думал, что они кислые и твердые, а оказалось, нужно всего лишь купить их в правильном месте :)
Летом в Молдове очень жарко. Например, когда мы приехали, термометр показывал +36, и мы отчаянно хотели купаться. Это тоже не оказалось проблемой: озер и речек в Молдове достаточно.
Наш друг, у которого мы гостили, показал нам много красивых водоемов.
На одном из озер мы познакомились с местными рыбаками, которые утверждали, что клев там есть!
А это – местная царевна-лягушка, ждет своего принца :)
Если говорить про ландшафт страны в целом – то это холмы, от низких до напоминающих горы. Говорят, раньше на месте Молдовы было древнее море, и холмы- это изгибы доисторического дна. Похоже на то!
А если спросить, каких цветов в Молдове очень много, я отвечу без колебаний: роз. Розы повсюду: и на остановках общественного транспорта, и возле заправок, и на улицах городов и поселков. Очень красиво!
Очень жаль, что в Молдове пока что не развит агротуризм. Климат хороший, природа живописная, фруты-овощи на любой вкус, люди доброжелательные – это направление однозначно пользовалось бы успехом!
Достопримечательности и небольшие города
Молдова – страна с богатой историей. Поэтому тут можно встретить памятники разных эпох и культур.
Одно из самых популярных для посещения мест – район между деревнями Требужены и Бутучены, именуемый как «историко-археологический комплекс Старый Орхей» (Orhei Vechi).
В этом месте сохранились следы различных цивилизаций.
Самый древний участок комплекса – валы фрако-гето-дакийской крепости, оборонительной системы X-II веков до н.э.
Стоя на вершине, я представляла, как жили в те далекие времена гето-даки, что они делали, на каком языке общались. Это было просто невероятно! Будто я запустила машину времени и проносилась на ней сквозь столетия и тысячелетия.
Осколок следующей эпохи – турецкие бани периода Золотой Орды (XIV век нашей эры). Судя по сохранившимся элементам, строили ордынцы с размахом. Чувствовалось, что любили они в баньке попариться. Ну а нам не оставалось ничего другого, как просто побродить по развалинам, представляя, как тут всё было при ханах.
На самой вершине комплекса расположена колокольня, а в скалах выдолблены скиты – церковь и кельи монахов. Колоссальная это работа, выдолбить в камне подобные помещения! Полагаю, что заняло это не один век...
О том, как сильно подрос среднестатистический землянин, можно судить по высоте потолков в скитах: я со своим средним ростом должна была постоянно нагибаться:
В углублениях люди оставляют монетки на счастье:
Ну а новый Орхей, или Оргеев, выглядит примерно так:
Главная площадь с памятником, однако там уже не дедушка Ленин указывает направление в светлое коммунистическое будущее, а господарь Василий Лупу, основавший город Оргеев, перенеся его на 18 км севернее Старого Орхея.
Социальная реклама:
В Молдавии можно встретить очень много машин с европейскими номерами. Чаще всего это итальянские и испанские, однако были замечены также номера Великобритании, Германии, Нидерландов. Это объясняется тем, что очень многие молдаване работают в Европе, и некоторые спустя какое-то время там остаются жить постонно, а потом приезжат в гости на Родину – на своей машине, но уже с иностранными регистрационными знаками. Или же иностранным друзья работающих там (или когда-то работавших) молдован устраивают экскурсии и возят по достопримечательностям. Например, в Старом Орхее все пять машин, припаркованных у входа, имели европейские номера.
После посещения Орхеев, Старого и Нового, мы изрядно проголодались и решили где-нибудь перекусить. На наше счастье, на трассе Кишинев-Оргеев располагается чудный ресторанчик в охотничьем стиле «Сафари». Нам очень понравилось, как он выглядел снаружи, и мы рассудили, что еда там тоже должна быть отличная. И не прогадали!
Было жарко, самое время для того, чтобы принимать пищу за открытыми столиками, точнее, в открытых домиках:
На территории ресторана имеется мини-зоопарк:
А если вы захотите отпраздновать свадьбу, то вам предложат такой вот банкетный зал:
Заплатили мы за хороший обед на четверых плюс много пива - что-то около двадцати пяти евро. Все было очень вкусно! Так что, если будете проезжать мимо – обязательно посетите данное заведение!
Кишинев
На подъездах к городу нас приветствовали билборды с различной рекламой. Очень много было рекламы автомобилей, причем не абы каких. Например, предлагают купить новый внедорожник «Вольво XC-90». За 38.000 евро.
Ну, за такую цену вполне можно приобрести новую машину, особенно если проценты по кредину не являются грабительскими. Но я еще помнила комбайны и телеги на молдавских трассах, поэтому задумалась: на какую же целевую аудиторию рассчитана данная реклама?
Но, въехав в Кишинев, я поняла: покупателей для таких средств передвижения тут полно. Полагаю, такого сильного контраста между столицей и провинцией даже в Москве нет. Поля, поля, поля, скромные деревенские домики, крестьяне, продающие двенадцатилитровое ведро абрикосов за два с половиной евро... и «Порши», «Вольво», «Лэнд-Круизеры», новехонькие. Больше всего подобных машин кучкуется в центре, на парковках возле различных государственных учреждений. Чиновником в Молдове быть – выгодно!
Кишинев во многом сохранил наследие СССР: здания, дороги, киоски, продукты. Тем, кто хочет отведать «то самый» квас или «то самое» мороженое, обязательно нужно прогуляться по кишиневским улицам, будто в детство возвращаешься!
Город очень зеленый. Тут много бульваров и парков, и даже на главных улицах зеленеют деревья.
Чем-то Кишинев похож на Киев, чем-то – на Минск, муж мой даже нашел некоторое сходство с Барселоной. Главная улица города называется улица Штэфана чел Маре. Ночью мы там не прогуливались, поэтому про ночной город не могу ничего сказать, а днем там жизнь бурлит!
Глобальная экспансия в виде МакДональдса не обошла стороной молдавскую столицу. Желающие отведать гамбургер, макнаггетс и пирожки с вишней – заходите, вам будут рады! :)
Какой турист не захочет купить сувениров! В Кишиневе с этим нет проблем: есть специализированные сувенирные магазины, что-то можно купить в газетном киоске или торговых центрах, а еще в парке на улице Штэфана чел Маре частники продают всевозможные сувениры. У частников мы все и купили. Во-первых, цены значительно ниже, чем в находящемся неподалеку магазине, да и поторговаться всегда можно; во-вторых, выбор гораздо больше. Да и люблю я, если честно, по стихийным рынкам прогуливаться.
Я не владею точной информацией о соблюдении прав человека в Молдове, могу судить только по своим ощущениям. Страха в глазах людей нет, полиции на улицах немного, а рядом с местным домом правительства не возбраняется поставить палатку и протестовать, если вдруг действия власти покажутся кому-то неправильными.
"Человек, живщий в палатке в июле 2011 года, недоволен был тем, что он участвовал в конфликте в Приднестровье, воевал против русской оккупационной армии, а государство вместо благодарности показало ему интересную фигуру с маком. Поэтому и он протестует, ведь ему нужны деньги на лечение, а с пенсией в 28 долларов не разгонишься особо." Текст написан на английском. Вероятно, товарищ рассчитывает таким образом привлечь внимание иностранных инвесторов.
Была пятница, поэтому мы могли видеть на улицах много свадебных кортежей. Особых отличий от белорусских свадеб я как-то не заметила: те же ленточки и шарики на машинах, те же фотографирования у памятников и в парках, те же белые платья невест и вечерние прически у приглашенных дам, и те же фотографы в смешных позах.
Гуляя по Кишиневу, можно наткнуться на интересные архитектурные сооружения:
Общественный транспорт в столице развит. Имеются автобусы, троллейбусы и маршрутные такси. Когда-то был и трамвай, но с 60-х годов прошлого века трамвайное движение было прекращено.
Особо внимательные туристы могут заметить на кишиневских улицах троллейбусы белорусского производства:
Я уже упоминала о том, что Молдавия – это страна роз. И Кишинев лишний раз это подтверждает. Розы растут практически на любой клумбе!
А вот оперный театр. Совершенно непривычной для нас формы:
Во дворике оперного имеется такой вот фонтанчик:
А если свернуть с главного проспекта, можно и такие здания увидеть:
Насмотревшись архитектурных достопримечательностей, мы отправились на рынок. Он напоминал нашу минскую Комаровку образца девяностых годов: никаких евро-киосков, все так, как было 30 лет назад. Для меня это – только плюс, я люблю подобный колорит.
Там мы закупились изумительно вкусными фруктами. Также мы приобрели местных конфет, которые оказались неплохими, кроме, разве что, конфет с вишней. В них оказались косточки, наличие которых застало нас врасплох. Хорошо, что зубы остались целы! В общем, товарищи путешествующие, надо быть с местными конфетами осторожней.
Погрузив сумки с покупками в машину, мы отчалили из Кишинева в сторону Ниспорени, где мама нашего друга уже ждала нас с праздничным ужином.
Но, как я уже говорила, в Молдавии очень много всего интересного, в том числе – монастырей, находящихся на некотором удалении от дороги. И в один из таких – монастырь Хынку – мы решили заглянуть по дороге. Едем же все равно в том направлении, грех не полюбоваться!
Там все строго, как и полагается!
На территории монастыря очень красиво. Тихо, спокойно, птички поют. Умиротворение как оно есть.
Посетителей было немного, все – иностранцы.
Мы погуляли по монастырскому саду, поразглядывали строения, подышали свежим воздухом.
К ужину в Ниспорени мы вернулись уставшие, но довольные и полные впечатлений.
Выводы
От Молдавии мы, если честно, не ожидали многого. Вообще мы имели очень слабое представление о том, что же это за край такой. И, могу определенно заявить: страна нас очень приятно удивила!
Язык. Государственный язык (единственный) – румынский. Молдавского языка как такового не существует. Когда Молдавию присоединили к СССР, румынскому языку дали кириллический алфавит и незначительно изменили написание некоторых слов и грамматические правила.
Пример такого «румынского с русскими буквами»:
После обретения Молдовой независимости, латиницу вернули. Сами молдоване говорят, что от румынского в Румынии их язык отличается только произношением, а лексика и грамматика – идентичная.
По-русски понимают везде. Агрессии или косых взглядов по отношению к русскоговорящим я не встретила ни разу. Наоборот, все люди, повстречавшиеся на нашем пути, были очень открыты и дружелюбны.
Валюта в Молдавии – молдавский лей. Один евро стоит примерно 16 леев, один доллар – 12. Обменники в Кишиневе встречаются очень часто, в городах поменьше – пореже. Но часто в банках бывает ситуация «нет валюты», или обменник может быть просто закрыт. Банковские карточки к оплате принимают далеко не везде; в Кишиневе, я бы сказала – редко где можно заплатить карточкой. На рынке, конечно же, только наличные и только в местной валюте. Так что перед прогулкой по кафе и магазинам запаситесь, на всякий случай, наличными молдавскими деньгами.
Топливо в Молдове не дешевое. Когда мы там были (июль 2011), стоимость его составляла чуть меньше одного евро за литр, сейчас – уже чуть больше одного евро. По поводу качества топлива (дизель) у нас нареканий не возникло, при том, что машина наша к топливу достаточно требовательная. Несмотря на пробивающуюся сквозь асфальт траву и старые, еще во времена СССР проложенные трассы, заправки встречаются очень часто, на удивление. Карточки к оплате принимают далеко не на всех бензоколонках, имейте это тоже в виду.
Еда. Очень вкусно и дешево. Мы немного ходили по заведениям общепита, так как гостеприимные хозяева баловали нас домашней едой и обижались, если мы кушали, по их мнению, мало. Но те кафе, до которых мы-таки добрались, оставили самые приятные впечатления.
Что привезти с собой. Вино и шампанское – просто обязательно! В Кишиневе имеется фирмый магазин завода «Крикова», там можно найти все: от недорогого молодого вина до суперэксклюзивного шампанского многолетней выдержки.
Можно приобрести интересные сувениры из дерева, коврики ручной работы и изделия из глины. Также на развалах можно поживиться различным антикваром: от пионерских значков до изделий из золота восемнадцатого века.
Летом можно рискнуть и попробовать захватить с собой сочных молдавских фруктов. Если ехать домой меньше суток – фрукты отлично сохранятся. Стоят персики, дыни, арбузы, абрикосы, груши и яблоки совсем недорого, а вкус имеют необыкновенный!
И конечно, привезите с собой фотографии с красотами молдавской природы и памятниками архитектуры! И с вашими улыбками!
Время. Часовой пояс – UTC +2, летом +3.
Как добраться. Можно лететь прямым рейсом из Киева («AeroSvit», «Air Moldova»), Риги («Moldavian Airlines», «Airbaltic»), Москвы и Санкт-Петербурга («Air Moldova»). Из Минска, к сожалению, прямых рейсов нет.
Альтернатива перелету – поезд. Но он находится в пути больше суток, что по жаре и при отсутствии в поезде удобств может быть весьма утомительным.
Для путешествия на автомобиле есть две альтернативы. Первая – через Украину, что по километражу короче, но нервозатратнее. Вам будет очень жалко машину на украинских дорогах!
Второй вариант – через Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию. Нервы будут целы, но этот путь будет в два раза длиннее!
Для меня, уже имеющей опыт, идеальным вариантом будет все-таки авиаперелет и машина в аренду уже в Молдове, благо, агентств, предоставляющих подобные услуги, очень много. Главное, выкупить билеты на самолет заранее :)
А на вопрос: «Стоит ли вообще рассматривать Молдову как интересную для туриста страну?» - я отвечаю утвердительно. Стоит, и еще как!
Автор и фото: Елена Мердикес
Хотите увидеть ваш репортаж на страницах Holiday.by, чтобы о вашем путешествии узнало много людей? Присылайте интересные материалы о ваших поездках на адрес редакции press@holiday.by с темой письма "Репортаж для Holiday.by + его название". И не забывайте подписываться :)
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах