Туристов в Беларуси теперь можно угостить цукатами и чипсами из тыквы, выращенной предприимчивыми девушками. Фонд The Coca-Cola Foundation вложил в виде гранта 95 тыс. долларов в развитие женского агробизнеса. Как, зачем и почему это произошло, мы выяснили во время пресс-тура по усадьбам Оршанского района.
«Двери открыты для всех»
Проект, финансируемый компанией Coca-Cola, получил красивое, пусть и неофициальное название «Оршанская земледелица». Реализует его по программе «5by20», направленной на поддержку профессиональных начинаний женщин. Инициатива была запущена в 2010 году, и ставит перед собой задачу сделать успешными 5 млн. женщин по всему миру до 2020 года. И сейчас она охватывает 92 страны.
Беларусь присоединилась к программе «5by20» совсем недавно. Заместитель генерального директора по связям с общественностью компании «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Марина Боровко пояснила: двери для желающих были открыты всегда. Грант выделяется некоммерческой организации, которая впоследствии использует деньги для помощи сельским женщинам в получении дополнительного дохода с приусадебных участков.
«О программе «5by20», видимо, мало знали. Как только Белорусский детский фонд как некоммерческая организация на него заявился, его проект был согласован на самом высоком уровне, и поступили деньги на его реализацию», – рассказала Марина Боровко.
Партнерами проекта стали Молодежная социальная служба, Центры поддержки предпринимательства «АЛРИиКо» и «Бизнес-развитие». Поддержку оказал Оршанский райисполком. Выделенные деньги были потрачены на обучение, экспертное сопровождение, семена, покровные материалы, удобрения и прочие оперативные расходы.
Основной аудиторией проекта стали многодетные мамы, матери-одиночки, женщины, воспитывающие детей-инвалидов, живущие в неполных или малообеспеченных семьях. Еще одним важным условием участия было наличие собственного подворья. Оршанский райисполком помог найти потенциальных участников, опубликовав объявления в СМИ и максимально анонсировав проект в сельсоветах, трудовых коллективах и т.д.
«Помогая мамам, укрепляем семьи»
«Проект затрагивает интересы женщин. Женщины – это мамы. Чем успешнее, чем счастливее и чем спокойнее будут чувствовать себя мамы в финансовом плане – тем крепче будет семья. И тем стабильнее женщина сможет растить детей себе в удовольствие», – пояснила координатор проектов Белорусского детского фонда Юлия Капцевич.
На первоначальном этапе в проекте приняли участие 600 женщин. Они прошли обучение основам агробизнеса: изучили принципы устойчивого земледелия, получили представление о том, как составить бизнес-план и зарегистрироваться в качестве ИП либо самозанятых.
На втором этапе женщины приступили к применению полученных знаний на практике. Выращивать сельскохозяйственные культуры правильно им помогали три агронома, к которым они могли обращаться с вопросами в любой момент через мессенджеры. 56 участницам проекта выделили семена, из которых многие из них уже успели получить по несколько урожаев. 20 участницам предоставили теплицы, остальным – спандбонды.
Важный аспект проекта – юридическое сопровождение. Все желающие получают консультации по вопросам официальной регистрации своего дела. А также учатся искать новые рынки сбыта. К настоящему моменту более 15 участниц зарегистрировали личное подсобное хозяйство и официально продают урожай. А некоторые задумываются о создании своего бизнеса.
Пирожки и пирожные из… тыквы
Одним из первых таких подворий, на котором нам удалось побывать – это было приусадебное хозяйство Тамары Щербо в поселке Андреевщина. Тамара растит приемных детей и работает на двух работах. При этом она успевает заниматься выращиванием тыквы, из которой готовит множество вкусных блюд: каши, пирожные, пирожки, чипсы и цукаты. До прихода в проект ей уже удавалось получать достаточно большие урожаи. Тыквы вырастало столько, что ее с лихвой хватало на то, чтобы покрыть потребности предприимчивой женщины, а излишки она раздавала соседям.
После обучения на проекте Тамара начала выращивать кабачки, спаржу и спаржевую фасоль. Последняя даст урожай лишь на третий год, а вот кабачки поспели уже в этом году. Урожайность тыквы тоже повысилась. И теперь хозяйка думает над тем, чтобы открыть с несколькими другими участницами проекта совместное товарищество. Пока что она успешно продает в Минске свою продукцию через экомаркет «Кошык». А сейчас готовится поехать в Москву на международную выставку продуктов питания.
«Еще я иностранный язык учу, обучаю математике всех своих деток. Утром встаю в 6, вечером ложусь в 11 – и все время в работе! – рассказала о своем ритме жизни Тамара Щербо. – Плюс бассейном занимаюсь и физкультурой – могу шпагат сейчас сделать».
«Тыква превратится в… Лексус»
Елена Бабенок из Орши работает тренером по плаванию и воспитывает четырех детей, а совсем недавно сама построила загородный дом. Когда появилась возможность бесплатно пройти обучение по основам агробизнеса, она с радостью согласилась.
«На семейном совете мы решили, что нам надо выращивать тыкву. Почему именно тыкву? Потому что я еще работаю и в силу своей занятости выращивать какие-то культуры, которые требуют внимания как малые дети, я не могу. Она неприхотлива. За ней особый уход не нужен», – пояснила свой выбор многодетная мама.
Вместе с тыквой участница проекта выращивает спаржу. Причем ухаживать за ней помогает 3-летний сын. Пропалывать ее малышу пока не разрешают, но зато он отлично справляется с поливкой. Три дочери также принимают участие в ведении хозяйства, а у средней даже есть собственная грядка.
Елена заряжена небывалым оптимизмом: демонстрируя свой урожай, она сообщила, что даже если не удастся сбыть его в полном объеме, то на носу еще Хэллоуин. Благодаря занятиям по основам финансовой грамотности, она научилась продавать укроп и ягоды, которые начала культивировать чуть ранее.
В планах у Елены Бабенок в следующем году заняться ранними культурами: петрушкой и рукколой. Словно фея из сказки про Золушку, она мечтает научиться со временем превращать свою тыкву в карету, а еще лучше – в Лексус.
Домохозяйка Марина Гурбанова давно занималась огородничеством. После прихода в проект она смогла увеличить прирост своего урожая на 50% и более. «Я даже научилась снимать два, три и четыре урожая, высаживая поэтапно. Раньше этого приема не знала. В два этапа удалось собрать томаты. В четыре этапа у меня огурцы идут», – поделилась своими достижениями земледелица.
Весьма хорошими получились и финансовые результаты. Если ранее Марина распродавала выращенные овощи среди знакомых и соседей, то теперь она реализует их, в том числе через экоярмарки. А еще поставляет урожай в несколько частных кафе Орши и в некоторые точки придорожного сервиса.
В планах у начинающей предпринимательницы – расширить свой земельный участок, чтобы заниматься земледелием в большем объеме, а также найти новые рынки сбыта.
«Экомаркеты нужны и в райцентрах»
Проект «Оршанская земледелица» пилотный и завершится в конце 2019 года. Ожидается, что он будет продлен на следующий год. Организаторы проекта рассчитывают на более тесную поддержку госорганов. В частности – на организацию большего числа локальных экомаркетов.
«Если мы видим, что Минск пошел как-то вперед, то на локальном уровне хотелось бы, чтобы они активнее появлялись. Чтобы женщины местные могли сбывать свою продукцию. Мы уверены, что в Орше, в других районных центрах и городах экомаркеты позволят больше сбывать. Следовательно, им меньше придется тратить на логистику и больше зарабатывать», – считает замдиректора УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» Марина Боровко.
В Белорусском детском фонде считают, что проект получил позитивный опыт, который позволит в будущем масштабировать его и на другие районы.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах