Агротуризм уже достаточно долгое время можно считать визитной карточкой туристической Беларуси. Конкуренция среди усадеб растёт по часам, а у белорусов и гостей страны появляется всё больше возможностей разнообразить свой отдых в любом уголке Синеокой. Но так ли просто вести хозяйство, содержать недвижимость и принимать гостей? Про особенности такой работы мы поговорили с Романом Бодренко, владельцем усадеб «Молоди» и «Брилевская».
- Для меня это не работа, а творческое дело, - сходу улыбается собеседник. – Мой основной вид деятельности – стройка, делаем дома под ключ. Сейчас пытаюсь вывести свои агроусадьбы на тот уровень, чтобы они могли функционировать без моего постоянного надзора. Но пока не получается.
В творческом деле Роман – с конца 2015 года. Купил старенькое здание бывшего магазина, умелой рукой превратил его в уютный домик.
- А знакомые после этого предложили открыть агроусадьбу. Только я до сих пор так и не понял, хорошая идея это была или нет, - смеётся он.
Такие вопросы возникают не на пустом месте. Сложностей действительно хватает.
- В идеале это должно быть семейным бизнесом. По такому принципу работают почти все мини-отели в Европе, - объясняет Роман. – Но, так уж вышло, что я всё «тащу» один. И это тяжело. На первый взгляд как все происходит? Кажется, что открыл усадьбу, наладил работу – и все. Но оно так не функционирует. Тяжело и с кадрами: правильных людей подобрать весьма непросто. Самому нужно уметь общаться, думать, считать вести хозяйство, быть на шаг впереди и помнить: в идеале это - семейный бизнес. Никакой работник не сделает так, как хороший, идеальный родственник.
Есть вопрос и с локацией. Если она слабенькая, то будет либо мизерный спрос, либо огромная конкуренция (как у меня в Логойском районе). Поэтому там я больше ориентируюсь на проведение крупных корпоративных мероприятий: это и тимбилдинги, и хакатоны. Сюда же – празднование второго дня свадьбы либо проведение неформального торжества. Благо, на это пришла мода, - рассуждает он.
В попытках найти свою нишу Роман заметил, что локация – практически основной фактор, оказывающий огромное влияние на поток туристов.
- Наша агроусадьба, которая находится в пяти километрах от Борисова, работает всегда. Загрузка там постоянна, в отличие от «Молоди». Для людей важна логистика: сколько времени уйдет на дорогу, сколько бензина будет потрачено, и т.д., - отмечает герой. – Мониторинг я не проводил, но и так понятно, на что обращает внимание потенциальный отдыхающий.
На вопрос о том, почему же ниша до сих пор не найдена, собеседник отвечает, не задумываясь.
- Потому что чёткого понимания аудитории нет. Я принимал всех: начиная от рабочих и заканчивая молодожёнами с их гостями, - перечисляет мужчина. – Но я чувствую, что «те самые» - айтишники со своими корпоративными мероприятиями. Я писал письма во многие компании, но ответов не было – наверно, до сих пор где-то в «спаме» болтаются. Тут важно понять, как выйти на клиента, как заинтересовать его.
Роман отмечает: сегодня – в век искушённого туриста – необходимо чем-то выделяться.
- Иметь фишку, - подытоживает он. – Вон, в Дудутках сделали комплекс с юртами и собаками лайками вместо волков. Возят экскурсии, делают программы и угощения, - к ним конвейерами ездят. Потому что есть фишка. Я пока беру только количеством мест для гостей – мало кто может предложить размещение на 50-60 человек. Так что это тоже особенность, - улыбается собеседник. – Вы поймите: сегодня усадьбу можно открыть и за пять тысяч (долларов. - прим. редакции). Но все понимают, что это будет. Хата в деревне – тоже агроусадьба. Однако нужно понимать, кто к тебе поедет и сколько будет платить.
По словам героя, раньше гостям было достаточно сделать шашлык и сходить в баню. Сегодня же вкусы и, соответственно, требования растут.
- Наступило время клиентоориентированности и четкого позиционирования своего продукта. В любой сфере. Сегодня тебе нужно чем-то зацепить, оказаться для человека максимально интересным. Работа начинается от первого звонка до момента, когда турист уедет и ты напишешь ему благодарность в мессенджере за то, что он выбрал именно тебя и твою усадьбу, - объясняет Роман.
Кстати, в такое дело нужно вступать полностью финансово подготовленным.
- Читал ваш материал про парня, который все продал, чтобы вложиться в агротуризм. Так не делается, это чревато, - пожимает плечами герой. – Я начинал с полной технической и финансовой базой – были возможности. Окупаемость этого дела – в среднем, лет десять. Квартиры в Минске – двадцать. Учитывая, что в усадьбе у тебя загрузка по выходным (процентов 20-25% от всего времени) – ликвидность выходит неплохая. Особенно в сравнении со столичной недвижимостью.
Сам хозяин тоже отдыхал в агроусадьбах. И признается, что отчасти начинал своё дело потому, что видел, как это работает.
- Но и сейчас нельзя стоять на месте. Надо двигаться вперёд, расширять кругозор. Возможно, что-то подсмотреть у иностранных коллег, - размышляет он. - А то у меня мир замкнулся только на усадьбе. А поднимешь голову – и оказывается, что вокруг-то намного больше всего. Нужно искать возможности для дальнейшего развития. Конечно, и не без поддержки семьи. Тесть мой, например, активно вошел в игру. Раньше говорил: «Зачем тебе это надо?». А сейчас, после выхода на пенсию, и самому понравилось. Но вот лично для меня это дело – больше обременение. Почему? Потому что усадьбы - не средство для заработка. Да, можно болтаться на плаву. Но больших денег тут нет.
Спрашиваем, как так? Ведь II Европейские игры пришли, а иностранцы где?
- На «майские» был бум! А сейчас не ощущается. На футбол приезжали немцы, нашли нас через букинг. А про игры ничего сказать не могу, - комментирует Роман. – Но, какой бы поток туристов ни был, этот вид отдыха никогда и никуда не уйдет. Люди всегда будут хотеть шашлык, баню, живое общение. Уже реже хотят собираться дома, а сходить в ресторан – так там не предоставят ночлег. Поэтому агротуризм, конечно, будет трансформироваться, улучшаться, но никуда не уйдет. Как море, Турция и все остальное.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах