Остатки древней корчмы под ногами у тусовщиков на Зыбицкой, огромное замчище на месте станции метро «Немига». Вы даже не представляете, по каким историческим ценностям мы с вами ходим каждый день. Holiday.by попросил одного из самых известных археологов Беларуси Сергея Тарасова показать редкие архивные снимки c раскопок Минска. Вместе с выдающимся учёным мы прогулялись по солнечной и стерильно чистой столице, порылись в яме коммунальщиков, отыскали там заточенную кость свиньи (предположительно, XII век) и обсудили слона Дали. Закончили интервью в новом музее археологии. Он, кстати, открылся всего две недели назад, и там пока никого.
Из этой статьи вы также узнаете про:
— мифический город «Немизу» и реальное место основания Минска;
— тайные монастырские подземные ходы в самом центре столицы;
— новый археологический слой, который теперь надо искать на свалке в Колядичах (жуткая история);
— чёрных копателей Беларуси и их классификацию;
— мечты о полноценном музее истории Минска (его пока нет).
Сергей Тарасов — живая легенда. Это человек, который в 80-х годах «копал» весь Минск. Две недели назад в столице открыли новый музей археологии, и именно находки Тарасова составили основу экспозиции. Мы встретились с учёным и прошлись по тем местам, где они были найдены, предварительно попросив его захватить старые фотографии с «объектов». Первым пунктом в нашем маршруте стало Минское Замчище (современная локация — станция метро Немига).
Мифический город «Немиза» и реальное место основания Минска
Пройдет совсем немного времени, и наше столетие также превратится в тонкий археологический пласт. Можно представить, как будут поражены историки будущего, раскопав бетонные блоки, смартфоны и миллиард полиэтиленовых пакетов с надписью «Евроопт». Приблизительно такой же шок испытали археологи 1980-х. Тогда настоящей сенсацией стало «вскрытие» Минского Замчища. Его масштабы полностью меняли исторический взгляд на геополитику XI века.
— Вот на той стороне, выходя из станции метро Немига, вы формально вступаете на территорию Минского Замчища. Оно было открыто нашей археологической группой в 1980-х годах. Только не надо путать: история Минска началась совсем не здесь.
Наша столица возникла гораздо раньше, в деревне Городище, в 16 километрах от центра. Там было 30 гектаров посадов. И только когда князь Всеслав Чародей захватил территорию, на слиянии Немиги и Свислочи была построена мощная крепость. Её задачей стал контроль всей Менской волости. А это около ста окрестных деревень. До этого дань собирала Киевская Русь: волость подчинялась не Полоцку, а Турову — столице дреговичей. То есть, говоря современным сленгом, Всеслав просто «отжал» эти земли.
Если выйти из перехода, пройти 40 метров и взять чуть правее плаката про «пасхальное православное», под твоими ногами окажется та самая Менская башня.
— Что мы увидели под землёй и что из себя представляло Замчище? Фантастику! Только на его укрепление ушло 40 тысяч кубов молодой сосны не старше двадцати лет. Девять накатов вверх, 15 метров в ширину. Представьте 18 стадионов, густо засаженных сосной. Это только то дерево, которое закопали в землю. А сколько ещё надо было на стены, на башни, на дома людей. А сколько человек всё это делало, сколько воинов их одновременно защищало! Какой сумасшедший, невероятный административный и финансовый ресурс должен был быть в руках у одного человека. XI век больше не знал такой стройки: ни в Киеве, ни в Новгороде! И всё ради того, чтобы установить господство над одной волостью и присоединить эту территорию к Полоцкому княжеству. В таком виде Замчище просуществовало до XVI века, и ни одного войско не смогло его взять, даже крымские татары.
Теперь о том, почему это важно понимать. Всеслав строил крепость, а не город — ещё раз подчеркиваю. Принципиальная разница в функциях и в историческом значении. Я более чем уверен, что поселение называлось «Немиза». Кстати, в «Списке городов ближних и дальних» такой город упоминается, но считается, что он не найден. Мы же его раскопали ещё в 1980-х. Только спустя столетие название со всей Менской волости перешло на Замчище. А так как история городов начинается с первого упоминания в письменных источниках (в данном случае, в летописях), 3 марта и битва на Немиге стали официальной датой рождения города. Хотя в реальность Менск существовал уже где-то лет сто до Всеслава.
— Закончилась активная история Замчища с введением Магдебурского права. Центр постепенно сместился на Верхний город, к Ратуше. В районе Городского Вала была возведена стена бастионного типа. На ней установили пушки для перекрёстного огня по врагу. Обычные деревянные стенки, даже самые толстые, уже ничего не решали. Но Замчище и старые дома так и остались стоять, жизнь продолжалась. Его разрушили только в 50-е года прошлого века, после войны. Даже валы срыли, так как по мнению большевиков они сильно мешали эстетическому восприятию города. На их месте построили здание «Трудовых резервов» со стадионом. Наша узенькая, кривенькая Немига была «гнилым наследием царских времён». А всё должно было стать широким и большим. Так что при Машерове снесли Замчище, Немигу, здание национального театра (где, кстати, Дунин-Марцинкевич поставил первую белорусскую оперу «Сялянка»). Я своими глазами видел, как его уничтожали. Сначала дом отреставрировали, а потом передумали, снесли и поставили кафе «Пингвин» (сегодня на этом месте — гостиница «Европа»).
Тайные монастырские подземные ходы в самом центре города
Перед тем, как идти на Зыбицкую, подходим к контуру фундамента первого каменного храма Минска. Мало кто из минчан знает, но всего в двухстах шагах от него выложен ещё один фундамент-дублёр.
— Вот это любимое место пьяниц и алкоголиков — на самом деле, своеобразная музефикация того нехарактерного для Беларуси храма. Когда праздновали 900-летие Минска, его зачем-то выложили на старых татарских огородах. Так и оставили. Кстати, в подписи самого памятника есть ошибка. Храм не одиннадцатого века, а двенадцатого.
Вдоль здания бывших «Трудовых резервов», как всегда, тянут какие-то кабели. У Тарасова загораются глаза.
— Все перекладывают и перекладывают, прямо по культурному слою. Сейчас мы совершим какую-нибудь находку. Это элементарно, Ватсон.
Копаемся в яме коммунальщиков. Находим: стеклянную ножку от бокала, осколки посуды, свиной зуб.
— О, а вот это классная штука. Кость обрезана с двух краев, обточена, отшлифована. Скорее всего, заготовка для лезвия ножа или шила. Это я даже заберу с собой. Без шуток. Обработанная кость, в руке лежит хорошо. Возможно, даже XII век.
Приблизительно также, при проведении городских строительных работ были открыты тайные подземные ходы, соединяющие Академию музыки, Кафедральный собор и церковь Святого Духа. Ковш экскаватора проломил кирпичную кладку: на место находки вызвали археологов.
— Мы поняли, что католические и униатские монастыри в Верхнем городе были связаны системой тоннелей. Один из ходов вёл к Доминиканскому собору и монастырю мариавиток. Я нашёл лестницу, спустился вниз. Уже через пять метров в каждую сторону подземелье заканчивалось обвалами кирпича. Потом вместе с Зеноном Позняком мы зарисовали то, что было найдено, и дальше городские службы всё это дело опять благополучно засыпали.
Зыбицкая. Слон. Музей
Третья важная точка раскопок в центре — улица Зыбицкая.
Остатки деревянной корчмы, где были найден один из забавных экспонатов музея — шляпа минского франта.
— Основная городская пристань находилась возле Хлусова моста. Оттуда привозили товары и по Зыбицкой везли на Нижний рынок к Немиге. Все крупные лавки располагались именно здесь. Одна из важнейших точек города, которую, кстати, можно было легко восстановить. Смогли же это сделать с улицами Герцена, Кирилла и Мефодия. Не знаю, зря переделывали. Давайте хоть посмотрим на слона Дали. Ну что сказать. Вот слон действительно хороший.
До нового музея археологии осталось всего пару метров. Это единственная экспозиция в городе, которая построена вокруг реальной археологической находки. Первое, что бросается в глаза при входе в музей, — это фрагменты фундамента и арочные своды бернардинского монастыря.
По левую руку — музейная реконструкция Минского Замчища. Под стеклом — мелкие находки того периода, чуть дальше — стена, оформленная в виде археологического разреза. Экспозиция выстроена по периодам: начинается с X века и заканчивается «наполеоновскими» экспонатами.
Археологический слой, который теперь надо искать на свалке в Колядичах (жуткая история)
Новый музей археологии в Минске действительно хорошо оформлен. Здесь много интерактивных игрушек вроде сундука сокровищ, интерактивной книги «Летопись Минска» и витрины-пирамиды с 3D-проекцией.
Но как бы классно не были реконструированы лавка гончара и келья монаха, всё равно в какой-то момент приходит вопрос. А где реальные экспонаты? Неужели вот эта мелкая бижутерия, курительные трубки и гребешки для вычёсывания вшей — всё, что удалось найти за 50 лет археологических раскопок в центре?
— Была очень неприятная история. Дело в том, что вся археологическая коллекция, собранная на раскопках 1940-80-х годов, долгое время была бесхозная. Она хранилась без документов в этом же здании на Кирилла и Мефодия. Её все время тягали с места на место: то на улицу Островского, то в каком-то бомбоубежище. Там был массовый материал. Огромное количество одежды, кожи, посуды, дерева, железа. Сотни тысяч единиц. И вот, когда меня назначили заведующим археологическим отделом, раздался звонок (речь про 2001 год). «Здесь какие-то ваши ящики лежат, если вы их не заберёте, то завтра выброшу». Оказалось, что власти сдали здание кому-то в аренду. Надо было срочно искать другое помещение, я опять пошёл в Мингорисполком. Дали на выбор несколько домов, в том числе, подвалы в зданиях по улице Рыбалко, 5. Мы своими силами перевезли туда все ящики, забили до потолка. Но сами понимаете, я не мог всё время лично сидеть в этом подвале. Когда появлялись новые находки, привозили. И вот однажды мы приезжаем, а подвалы пустые. Сидят какие-то мужики и «забивают козла». У меня, как говорится, «ля запала». ЧТО? Оказывается, дом был поставлен на капитальный ремонт, работяги залезли в подвал и просто очистили помещение, выставили ящики на улицу. А уже коммунальщики загрузили их в машины и вывезли на свалку в Колядичи. Потом только один работяга из всех сказал, что обратил внимание на подписи, но все вместе решили — «пофиг». Я пошёл в милицию, обратился в прессу, завели дело, подключился ОБЭП. Пытались искать на свалке, но туда приезжает по 500-600 машин в сутки, а уже прошёл месяц. Нереально. Вся коллекция оказалась на мусорке. Новый археологический слой. Потом, само собой, надо было найти крайнего, кто виноват. Не существовало ни одного документа: административно за коллекцию вообще никто не отвечал. Это позволяло не беспокоится о месте хранении, музефикации. Но по итогу уволили меня, так как я первый обратился к журналистам и тем самым вынес сор из избы. На какое-то время остался безработным. Позже коллеги помогли устроится преподавателем в Институт предпринимательства и парламентаризма, где я и работаю до сегодняшнего дня.
Чёрные копатели Беларуси и их классификация
— Если на государственном уровне случилась такая трагедия, почему при открытии музея не обратились с просьбой к частным коллекционерам и не привлекли их к созданию экспозиции, пусть даже и за деньги? Это кажется логичным.
— Я объясню. Все частные коллекции — это результат находок чёрных копателей. Привлекать их — значит, стимулировать незаконную чёрную археологию.
— А она есть в Беларуси? Я просто не в теме, расскажите.
— Есть люди, которые зарабатывают этим на жизнь. Они нелегально продают находки в Россию, туда проще вывозить. Они поступают, как сволочи. Вырывают предмет из контекста ради своего удовольствия, памятники теряют свою информативность для науки. Вторая категория изучает только период войны 1812 года. Они разумные люди, понимают, что никакого клада здесь нет, их работа во многом носит волонтёрский характер. Как и деятельность третьей категории — энтузиастов, занимающихся Первой Мировой войной. У них высшим пилотажем считается найти немецкую каску. Последняя категория — «копатели», которых волнует период Великой Отечественной войны. Там много аспектов, но настоящим преступлением можно считать находку, реставрацию и нелегальную продажу оружия.
Мечты о полноценном музее истории Минска (его пока не существует)
— Хорошо, что городе наконец появился музей археологии. Но будем откровенны — это не отменяет необходимость создания полноценной экспозиции городской истории. В 1980-х была идея музефикации Минского Замчища, но для этого пришлось бы отменить строительство станции метро. На четыре года раскопки были накрыты крышей из металлических листов и труб: от долгого взаимодействия с кислородом дерево стало превращаться в серую труху. По итогу всё засыпали песком.
Тем не менее, из трёх гектаров Замчища сейчас вскрыто всего 5 000 квадратных метров. Пусть столько же уничтожено домами, но огромную часть ещё можно изучать! Поверьте, я видел рабочий прокол, там всё сохранилось идеально. Под нашими ногами — деревянная постройка XII-XVII веков, она законсервирована землёй, соломой, навозом. Когда технологии позволят изучать эти слои без раскопок, нас ждут феноменальные открытия.
Пока бы я предложил сделать упор на интерактив. Идея такая: переоборудовать бывшие «Трудовые резервы» в Музей истории Минска. Затем вскрыть недостроенный фундамент храма, накрыть его куполом и сделать посещаемым. В самом здании убрать сауны и баскетбольный зал, поставить на этих площадях огромный великолепный макет, который охватывал бы период с XII до XX века. Я его вижу полностью интерактивным: по улицам бегают конки, звонят колокола, на заводе «Аливария» (сейчас уже «Богемия» - авт.) варится пиво. Наводишь лазерной указкой на дом и видишь сценки из жизни, информацию о том, когда было построено, кто здесь жил. Учитывая скорость развития техники, сейчас уже нет смысла гоняться за черепками с лопатой.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах