Чтобы открыть горнолыжный сезон-2019, журналисты Holiday.by на неделю переехали в Западную Украину. Мы уже проверили, как обстоят дела на украинской границе, а также разузнали, что нового приготовил один из самых популярных зимних курортов в мире (об этом можно почитать здесь "Едем в Буковель: как дорога и что там на границе" и здесь "Буковель: как там в сезоне 2019? Актуальный обзор курорта"). Сегодня мы продолжаем открывать Карпаты и отправляемся в опасную экспедицию к гуцулам. "Не только спускаться с гор на лыжах к цивилизации,но и подняться в дикие горы в отсутствие цивилизации!" (с) Поехали!
Если отъехать всего 35 километров от курортного Буковеля, можно найти настоящий затерянный мир. Вместо холодильников — погреб, вместо люстр — керосиновые лампы и лучины. Люди живут здесь также, как и сто лет назад. У них нет электричества, центрального отопления и мобильной связи, а где-то три месяца в году дома полностью отрезаны от цивилизации. Пока «большая земля» выясняет, чей же Крым, местные дети ежедневно добираются в школу по три часа пешком. Не съел медведь? Отлично. Будет кому сходить за продуктами в воскресенье.
Это село Микуличин, украинские Карпаты. Самая большая деревня не только в Украине, но и во всей Европе. Ее протяженность — 27 километров. В центре села все стандартно, а вот окраина — настоящая находка для туриста. Всем, кто катается на лыжах в Буковеле, я рекомендую выделить полдня и устроить себе вот такую экспедицию на джипах в стиле «Discovery Channel».
Все начинается с того, что вас привозят на условную «базу».
Дорога от Буковеля занимает не больше получаса. На месте ищите хорошего проводника, который умеет договариваться: нужен водитель, который согласится уехать минимум на пятнадцать километров вглубь села. Там закончится дорога, и у вас появится шанс увидеть настоящих горцев.
Выехали. Слева и справа от машины виднеется дорогая коттеджная застройка. Потом начинаются базы отдыха за высокими заборами. Они без вывесок, но с частными вертолетными площадками. Машину кидает на камнях и кочках, мы быстро вертим головами по сторонам. С каждой минутой природа становится все краше и суровее, а дома все меньше и беднее.
Гуцулы — очень интересная этническая группа внутри отдельного большого народа. Конечно, изоляция доставляет им определенный дискомфорт (дети действительно добираются в школу по три часа), зато она гарантирует определенный уровень свободы.
Например, советская власть дошла сюда только к 1939 году, и то очень формально. Потому что уже к началу Второй мировой карпатские горцы опять решили, что они против всех. Википедия об этом сообщает сдержанно: традиции брать пленных у гуцулов нет.
Сегодня на хуторах живут как старики, так и молодые семьи. За продуктами ходят раз в неделю, обязательно заглядывают в церковь. Основное место работы - пилорамы.
Вроде как в самых отдаленных точках села есть какой-то общий стационарный телефон, но это не точно. Дорогу по осени и весне размывает. Если в это время сильно припекает по здоровью, то есть знахарки, которые «ставят кишки на место». Благодаря такой медицине, средняя продолжительность жизни составляет 80-90 лет. Любовные вопросы также решаются в течение одного свидания. Девушка четко понимает, что второй раз ухажер может просто не дойти.
Рассказывает Сергей Ковальчук, организатор нескучных экскурсий по Западной Украине: «Ехали как-то здесь по дороге, а навстречу идет дохлый мужичок и молодая баба. Здоровая, просто ужас. И вот вдвоем они тащат бревно, длиной метра четыре. И все местные пацаны в машине вдруг как возбудились, кричат мне: «Дивись, яка гарна!» Ну то есть здесь, в Карпатах, умение носить бревно — это до сих пор реальное преимущество для женщины».
Большой черный джип переезжает горную речку. Рычит мотор. На заснеженном белом пригорке две напряженные фигуры, мужчина и женщина. Оба внимательно смотрят в нашу сторону. Так обычно глядят звери: еще не агрессия, но уже не апатия. Чуть громче нужного, хлопаем дверями машины и делаем несколько шагов вперед. Вторая, дальняя фигура быстро исчезает в проеме избы.
Во дворе нас встречает "бабця".
Уровень жизни - "будда". Из вежливости я должна восхититься ее нехитрым бытом, но не могу.
Дальше наш водитель отказывается ехать, мотивируя это решение полным бездорожьем. Но я думаю, что ему просто хочется показать лучшие стороны своей земли, а керосинки на стене все-таки выглядят двусмысленно.
Разворачиваемся, делаем остановку, чтобы пофотографировать. От тишины звенит в ушах.
Пока я снимаю для инстаграма, джип вдруг резко разгоняется и с заносом тормозит на льду, в сантиметрах тридцати от моих ног. Я понимаю, что это флирт, но в течение пару секунд все равно борюсь с острым желанием съездить водителю по морде.
«Пожалуйста, не делай так больше», — максимально мягко улыбаюсь через опущенное стекло машины. Смотрит в лицо. «Не буду». Любомир — молодой гуцул, который живет в центре села Микуличин. В каком-то смысле, этого парня можно считать местным бизнесменом. Не так давно он построил два небольших коттеджа для сдачи в аренду, иногда возит экскурсии по горам. Еще я знаю, что «чиловик» любит музыку, старается, чтобы песня максимально соответствовала красоте окружающего пейзажа. Листает композиции на флешке, быстро щелкает кнопкой адаптера. Подобрал. «Утром мы друг друга любили, а вечером почему-то остались друзьями». Слова могла перепутать, но что-то такое, да. «Держись за ручку, не в городе» — предупреждают парни, когда я, задумавшись, бьюсь головой в стекло.
Есть на что засмотреться. Как и в других относительно безлюдных точках планеты, в Карпатах красиво и спокойно. Виды не хуже, чем в Буковеле. Кстати, к самому престижному курорту Украины здесь относятся, как к фабрике по выжиманию денег. Простой работяга из Западной Украины никогда не сможет позволить себе такую «красивую жизнь». Плюс жители Микуличина, как и других окрестных деревень, испытывают сложную гамму чувств, подозрительно напоминающую зависть. Потому что совсем недавно та же Поляница (ближайший населенный пункт, расположенный в шаговой доступности от подъемников Буковеля) была самым нищим селом в округе. Любомир рассказывает, что в начале двухтысячных занимался переработкой алюминия. Так вот когда обходил дома в Полянице, люди выливали горячий борщ прямо на снег и отдавали кастрюли на переплавку — хоть какие-то деньги. А потом земля подорожала до 50 000 долларов за сотку. В Микуличине же все осталось, как и раньше. Бездорожье, пилорама, свобода, дзен.
...В горах темнеет рано. Наш фотограф говорит, что слышал медведя. Смотрим по сторонам.
Гуцулы живут в Микуличине уже больше 600 лет. Понятно, что сегодня практически у всех есть возможность перебраться поближе к цивилизации. Но вместо того, чтобы стать нормальными людьми — то есть переехать в съемную однушку, устроиться в офис и зарегистрироваться в фейсбуке, — они почему-то остаются здесь.
Информационный партнер поездки и организатор горнолыжного отдыха в Буковеле — компания «Колесо путешествий».
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах