С 13 по 17 августа в Минске проходит крупная партнерская it-конференция под названием «Telematics». Организатором бизнес-встречи выступает белорусская компания «Gurtam» — разработчик программного обеспечения для систем GPS-мониторинга. В этом году, как, впрочем, и во все предыдущие, создатели «Telematics» опять столкнулись с одними и теми же проблемами: конференцию не смогли посетить около двадцати зарегистрированных и еще около пятидесяти потенциальных гостей — представителей компаний-партнеров с мировым именем. И это несмотря на безвизовый режим и международный статус мероприятия. Многие бизнесмены просто не смогли въехать в Беларусь: кто-то не осилил бюрократические сложности, кого-то не впустили из-за нечеткого штампа консула на ходатайстве от приглашающей стороны. Мы постарались разобраться, как такое возможно и что вообще происходит с таким важным для всех «безвизом».
Беларусь, it, безвиз. Три магических слова, вокруг которых закручен сюжет не только этой статьи, но и нашего с вами, безусловно, счастливого будущего. Но будущее далеко, а реальность — вот она, уже. И оказывается, что в этой реальности представителей бизнес-сферы, которые хотят приехать в Минск для заключения новых договоров и обмена опытом, до сих пор могут в последний момент «завернуть» на границе. Например, потому, что «лицом не вышел».
— Компания «Gurtam» проводит конференцию «Telematics» два раза в год: для партнеров из стран СНГ и для англоязычного мира. В 2019 мероприятие пройдет уже в десятый раз. Несмотря на то, что центр разработки и головной офис находится в Минске («Gurtam» делает системы спутникового мониторинга для транспорта), мы сотрудничаем с партнерами по всему миру: это Ближний Восток, США, Индия, Африка, Латинская Америка. Но есть ощущение, что многим партнерам так никогда и не удастся побывать ни на конференции, ни в нашей стране.
Сложности связаны со въездом на территорию Беларуси. Количество спорных ситуаций таково, что в компании работает специально обученный человек, который день и ночь решает бесконечные визовые вопросы. При том, что для многих стран необходимости получения этих самых виз уже второй год как бы и нет.
— На практике «Gurtam» столкнулся с тем, что использовать 5-дневный безвизовый режим иногда сложнее, чем просто поехать и получить визу. Регламент нашей страны предполагает, что приглашающая сторона обязана за двое суток предоставить сведения о пребывающих на конференцию в Национальный аэропорт «Минск». Указанный документ утверждает консул. Он ставит печать: да, такие-то граждане могут въехать на территорию РБ. При этом, к этому моменту у партнеров должны быть уже забронированы и оплачены авиабилеты. Любой перенос даты или времени (а мы говорим про бизнесменов, для которых это нормальная практика) — новая поездка в аэропорт и новая процедура согласования. Даже если не обращать внимания на формализм, все равно процедура удивительная: ходатайство, подписанное консулом, не является гарантией въезда в Республику! Человека все равно могут не впустить в Беларусь — и у нас были такие случаи.
Вторая проблема — это запрет на транзит через Россию (ограничение связано с отсутствием таможенного контроля). Некоторые гости конференции добираются в Беларусь по несколько суток:
— Сегодня мы встретили партнера, которые вылетел еще в субботу. Пять суток в дороге из-за пересадок! Можете оценить уровень мероприятия, если бизнесмена не остановили даже многочисленные и многочасовые стыковки в аэропортах.
Чибеве Форд Крисенга из Ботсваны не смог воспользоваться безвизовым режимом — его страна исключена из соответствующего, «безопасного» списка. IT-бизнесмен до сих пор пребывает в легком шоке от всех приключений, с которыми ему пришлось столкнуться по дороге на конференцию. В Ботсване нет посольства Беларуси: Чибева Форд начал свое путешествие в нашу страну с поездки в ЮАР.
— Я хотел бы попросить официальных лиц более четко формулировать свои требования к пакету документов для получения визы. В ЮАР я провел 24 часа: на месте оказалось, что необходимо заранее предоставлять оригинал ходатайства от приглашающей стороны (сканированная копия была признана недействительной). Об этом не написано ни на одном сайте. Так же, как и о необходимости получения отдельной транзитной визы в России. Об этом я узнал только в аэропорту Йоханнесбурга, когда мне не разрешили сесть в самолет до Москвы.
Процедура получения визы заняла определенное время: пришлось сдавать авиабилеты и покупать новые. Знаете, что я скажу? Это очень дорогое удовольствие — позволить себе приехать в Беларусь (смеется) (с учетом пропавших авиабилетов, получения виз в другой стране и транзитных расходов компания Чибеве Форд Крисенга потратила около 10 000 долларов на троих человек —прим. редакции).
А когда мы все-таки прилетели в Минск, нас на полтора часа задержала эмиграционная служба. Они не могли поверить, что люди из Африки приезжают по вопросам бизнеса, а не с целью нелегально остаться жить в Беларуси. У вас очень красивая страна, но я бы посоветовал пограничным офицерам расширять свой кругозор и немного почитать про Африку. Ботсвана имеет устойчивую экономику и стабильную валюту: ни в одной стране мира нас не задерживали с аналогичными подозрениями.
Сухаил Шерифф руководит компанией «Афритрак» в Танзании. В Минск он хотел прилететь на несколько недель: посетить конференцию, а затем провести отпуск вместе с семьей и попутешествовать по Беларуси. После того, как были куплены авиабилеты (напомним, виза в аэропорту оформляется только при наличии брони и 100% оплаты мест в самолете), выяснилось, что для детей нужна отдельная туристическая виза. Сухаил обращался в несколько агентств в Минске: ни одно не рискнуло оказать визовую поддержку для граждан Танзании (под предлогом малой вероятности получения такого документа). В итоге бизнесмен прилетел в Беларусь только на конференцию, семья же осталась дома (несколько партнеров из Судана столкнулись с аналогичной проблемой).
Фабриc Фатсо из Камеруна добрался без приключений. А вот его технический специалист так и не смог попасть на конференцию: был задержан перед посадкой на рейс «Турецких авиалиний». Оказалось, что между белорусским консульством и авиакомпанией нет четкого регламента о передаче данных: не хватало сведений в одной из внутренних баз. Показательно, что в прошлом году одного из сотрудников компании Фабриса Катсо также не пустили в самолет: консульская печать на белорусском приглашении оказалась недостаточно четкой. На все запросы представители минского офиса «Turkish Airlines» отвечали в духе: «Другие авиакомпании «таких» вообще не пускают».
— У нас нет претензий к белорусским пограничникам или посольству. Но это же очевидно, что есть пробелы в каких-то внутренних рабочих моментах и формулировках. По правде, я не знаю, рискнем ли мы приехать на конференцию еще и в следующем году.
Понятно, что на общей статистике туристов, воспользовавшихся безвизовым режимом, 50-70 представителей it-бизнеса не играют никакой роли. Особенно, если особо не заострять внимания на их статусе: а каждый из приглашенных и не приехавших на «Telematics» является директором или владельцем крупной мировой компании или корпорации (кто-то связан с правительством, кто-то собирается открывать свою авиакомпанию).
—По правде, тема достаточно наболевшая, аналогичных примером мы можем рассказать десятки. При этом, мы не смотрим на ситуацию через призму денег или какой-то недополученной прибыли. Просто обидно, что из года в год страдает имидж страны. После введения безвизового режима появилось ощущение, что Беларусь стала более открытой: но это произошло во многом благодаря людям и частной консульской поддержке. Мы как будто все время «клянчим»: впустите, помогите, объясните. Хотя достаточно было бы подробно и внятно расписать правила въезда на сайте: мы с удовольствием будем следовать четким требованиям (только, пожалуйста, не самым мелким незаметным шрифтом, как это сделано сейчас). Хочется добавить, что о всех тех, кто все-таки доехал на конференцию, мы стараемся заботится так, чтобы полностью сгладить вот это первое, недружелюбное впечатление.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах