12 августа 2017 года. Глухая ночь, Казбек. Вокруг белоснежный снег, пики гор, темно-синее высокое небо. Но красота не спасает от «горной болезни». Надо собраться с силами, последний бросок. В семь утра пять белорусок и четверо белорусов поднимут национальный флаг на высочайшей точке Грузии. Все они — участники негосударственного альпинистского проекта «7 вершин».
Руководитель проекта — Сергей Варивода, предприниматель и председатель совета директоров группы компаний «Интеллект». В сфере его бизнес-интересов — дистрибуция, сервис автомобилей и лизинговые услуги. Но сегодня, в Международный день гор, мы говорим о другом. Что люди ищут в горах и что они там находят? Покоряют вершины или покоряют себя? Рассказывает человек, который ежегодно поднимается на экстремальные высоты.
— В альпинизм я пришел поздно: первое восхождение в 38 лет. Обычно в таком возрасте прощаются со спортом, а я впервые отправился к горной вершине. Пусть так. Лучше, чем лежать с кружкой пива на диване, посматривая фильм «Эверест». Случайным ли оказался мой выбор? С одной стороны, да, к вершине позвал приятель-водник на одном из сплавов по Кольскому, рассказывая байки у вечернего костра. С другой стороны, меня всегда привлекал активный, физически и эмоционально насыщенный отдых, а горные лыжи и рафтинг к началу нулевых уже изрядно поднадоели.
— Сергей, расскажите, пожалуйста, про проект «Семь вершин». Когда он был создан и кто в нем участвует?
— Наши семь вершин – путеводные звезды любого альпиниста, высшие точки континентов земли. Первые три были пройдены еще в 2002-2004 годах. И уже тогда стало понятно, что восхождение на остальные – это вопрос совершенно других денег и некий соло-проект для отдельных богатых и амбициозных с непонятной дальнейшей перспективой.
С этого момента мы сосредоточились на вовлечении в наши ряды заинтересованных участников и поиске иных интересных, но не столь дорогих маршрутов к вершинам.
В нашей копилке уникальные восхождения, которые, возможно, не являются исключительным спортивным результатом, но это всегда нечто особенное: первовосхождение, скоростное восхождение или экзотическая вершина, вроде Маргариты или Карисимби.
Под бой новогодних курантов мы открываем очередной сезон и отправляемся в восемнадцатую экспедицию.
— Может ли человек «с улицы» попасть в ваш проект? Что для этого нужно, какая подготовка? Есть ли какой-то возрастной отсев?
— У нас по Высоцкому: парня в горы тяни – рискни. Хотя с улицы участников не набираем. Нужны рекомендации участника проекта. За нашими плечами семнадцать успешных экспедиций. И дело даже не семнадцати покоренных вершинах, а в успешном возвращении всех альпинистов домой.
Но случалось всякое. В гималайской экспедиции 2015 года двое ребят уводили по леднику в ночь своего товарища с прогрессирующим отеком легких, рискуя жизнью и отказавшись от желанной вершины накануне восхождения. Такая команда дорогого стоит и не очень хочется разжижать костяк случайными людьми.
Возраст не главное. Но обязательна хорошая физическая подготовка. Например, способность преодолеть 100 километров за сутки в рамках нашего марафона «Минская сотка» или готовность еженедельно нырять в прорубь или купаться в реке при минусовых температурах.
— Сколько стоит самый бюджетный и самый дорогой маршрут?
— Большинство наших участников имеют доходы среднего белоруса. Отсюда и заминка с вершинами вроде Эвереста, Карстенз в Океании или Винсон в Антарктиде. Наш средний бюджет на уровне 5-звездочного турецкого отдыха. Дорого стоит перелет, иногда пермит – разрешение на восхождение.
Одно из самых дешевых восхождений было в уходящем году на Казбек, около 500 долларов с перелетом в Грузию.
— Как финансируются ваши экспедиции?
— За счет участников. Спонсоры в стране давно перевелись. Как, впрочем, и государственная поддержка альпинизма. Отсюда и ограниченность наших возможностей.
— Самые серьезные трудности, с которыми приходится сталкиваться на маршруте?
— Трудности везде разные, как и сами вершины. Где-то это могут быть мухи Цеце или анаконды, а где-то неприступный склон или местные партизаны.
Многое зависит от тщательной подготовки и соблюдения правил при восхождении. Альпинизм – не математика, ошибка дорого стоит. Бывали падения в трещины и срывы со склона, камнепады и лавины, но главное – коллектив всегда оставался сплоченным. И доверял своему руководителю. Вот если столкнусь с этой трудностью, с отсутствием коммуникаций с командой, сразу сложу полномочия.
— Какие качества нужны и в бизнесе, и в альпинизме?
— Способность терпеть. Долгую, порой невыносимую боль и сильное желание остановиться, повернуть назад. Как в бизнесе, если это, конечно, не лощенный бизнес особо приближенных, так и на пути к вершине ты себя постоянно спрашиваешь: а тебе это надо?
— В своем блоге Вы написали статью под названием "Альпинизм: путь в поднебесье или дорога на Небеса?". Расскажите подробнее про самое опасное восхождение. Были ли случаи, когда вы спасли кому-то жизнь, или кто-то другой спас вас?
— Лично для меня самым опасным было соло-восхождение на вершину пика Музтаг-Ата (7546м) в Китае. Так сложилось, что на пути к вершине я остался в одиночестве и попытался закрепиться на «хвосте» национальной китайской команды. Все было терпимо, пока китайцы не одели кислородные маски и не ушли в кромешную тьму предвершинного гребня. Я хожу без кислорода. Пришлось аккуратно обходить ледниковые трещины и самостоятельно пробиваться к вершине. Риск был. Но в результате удалось совершить восхождение на 7,5 км вверх за 164 часа без предварительной акклиматизации.
— Про тех, кто не вернулся.
— Они все настоящие ребята. Без пиджаков и кабинетов, «умных лиц» и понтов. Они знали, что могут не вернуться, но шли к своей вершине. Вам их не понять. Там, в Поднебесье, все по-другому. Просто, честно, открыто.
— Про мысли в горах и на вершине. Расскажите про ощущения после спуска.
— До спуска последнего участника – еще есть чувство тревоги. Потом облегчение, удовлетворенность собой, командой, результатом.
На вершине редко удается полюбоваться результатом своей победы. Давит усталость, тревога за других, опасения ухудшения погоды и ожидания трудного спуска вниз. Все эмоции приходят внизу, после того, как отоспишься в лагере.
— Что происходит с человеком в горах, как развивается его личность?
— Человек преодолевает себя и горы начинают ему подчиняться, либо горы подавляют его психику и он возвращается в шумные города. С годами ты учишься терпеть, тренируешь волю.
— Расскажите про экспедицию, которая планируется в январе.
— На следующий год у нас две экспедиции. Первая – чистая экзотика, горы Вирунга в Центральной Африке. Отчетов о восхождении белорусов на высшую точку - Карисимби не читал, возможно мы будем первыми. А летом в плане стоит семитысячник. Заявление об этой, 19-й экспедиции будет сделано чуть позже.
Фильм о 17-ой экспедиции проекта "Семь вершин":
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах