27 сентября, во Всемирный день туризма, в Слуцке прошло закрытое мероприятие, организованное торговым предприятием «Белхудожпромыслы». Сюда прибыли первые лица дипломатических представительств иностранных государств: укрепить международные культурные связи, проникнуться красотой белорусских традиций, ну и, конечно, прикупить ценных сувениров. Holiday.by был приглашен освещать событие и честно попытался выяснить: кто может позволить себе пояс «элитного класса» за 3 000 долларов и насколько реально сохранить аутентичные технологии белорусского ткачества в исторический период под названием «mass production»?
…Мы опоздали на десять минут. Во времена Речи Посполитой, когда, собственно, и были открыты первые мануфактуры по производству престижных мужских аксессуаров, шляхтичи точно спустили бы собак за столь грубое нарушение дипломатического протокола. Сегодня приветливые сотрудники фабрики улыбаются и просят присоединиться к экскурсии, которую проводит администратор предприятия.
— Вы находитесь в уникальном месте. Здесь создается бренд республики! — сходу задает тон Лариса Игоревна, гид фабрики. — Когда в 2012 году президенту объяснили, что в мире не существует аналогов нашему продукту, он сразу подписал Государственную программу возрождения технологий и традиций изготовления Слуцких поясов. Разработка оборудования заняла более полугода, и сегодня ни одно производство не может похвастаться аналогичным станком. В основе компьютерной программы — образец ручной работы XVIII века. Брак исключен.
После такой убедительной ремарки трепетность чувств определенно возрастает. Высокопоставленные гости фабрики с еще большим вниманием рассматривают образцы музея, созданного на базе предприятия.
— Если вы захотите сделать заказ, все будет выполнено на самом высшем уровне. Даже цветовая гамма будет соответствовать вашему настроению. Стоимость реплики оригинального слуцкого пояса начинается от 1 000 долларов и может достигать семи тысяч. Это прекрасная инвестиция в культурное наследие страны.
Озвученная цифра буквально повисает в воздухе, но гид тут же профессионально переключает внимание гостей на более демократичные варианты, выполненные без использования золотых и серебряных нитей. Ассортимент фабрики по-хорошему впечатляет: это одежда с вышивкой, столовые комплекты, рушники, куклы, сувениры, сценические костюмы, покрывала. При этом, ни одна товарная позиция не задерживается на складе. Неужели вот он, тот самый случай, когда государственное учреждение успешно работает по законам частного сектора экономики? И тогда сразу следующий вопрос: мы наблюдаем результат повышенного спроса на вышиванку и национальный hand-made (какой радостной тренд) или все-таки просто видим пример адекватной поддержки правительства?
Интересно, как заветное словосочетание «государственная программа возрождения ткачества» за несколько лет превращает обычный завод советского типа в современное, хорошо оборудованное предприятие. Инвестиционная привлекательность, безубыточное производство, постоянно растущие объемы продаж — маржинальный анализ деятельности «Слуцких поясов» поднимет настроение самому хмурому скептику. Господи, ну о чем я. Забудьте про деньги, просто представьте: здесь знают, что такое промышленный туризм! Причем, не просто знают, а любят, ценят и практикуют: 4 рубля — и ты своими глазами наблюдаешь за работой уникальных ткацких станков, не имеющих аналогов в мире.
— Можно по-разному воспринимать художественную ценность этих работ, но с точки зрения возрождения народного искусства это просто потрясающе, — внимательно рассматривает фрагмент слуцкого пояса Вишав Пал, второй секретарь Посольства Индии в Республике Беларусь. — Нет, покупать пока не планирую. Если честно, мне кажется, такие приобретения может позволить себе только частный музей. Я бы за 1000 долларов предпочел купить что-то более модное, современное (смеется).
Экскурсия плавно перемещается в ассортиментный зал. Здесь можно оформить предварительный заказ, а главное, рассмотреть пояс вблизи. Вот он, лежит себе на расстоянии вытянутой руки — некогда недоступный символ состоятельности, рода и принадлежности к элите, а сегодня яркое напоминание о периоде расцвета и могущества Речи Посполитой.
Руководство фабрики не без гордости вспоминает недавний случай: «Позвонил бизнесмен из Гомеля и, не торгуясь, купил пояс стоимостью 3 000 долларов. Вот человек действительно понимает толк в инвестициях. Жаль, пока это исключение из правил».
— Березы, зубр и слуцкий пояс! — делится со мной туристическими ассоциациями Милан Экерт, Чрезвычайный и Полномочный Посол Чешской Республики в Беларуси. Как-то сомневаюсь в березах. Посол соглашается:
— Тогда род Радзивиллов и их меценатская деятельность. На самом деле, в Европе не так много крупных семейств, сыгравших ключевую роль в историческом и политическом развитии мира. В Чехии это паны из Ромжберга, нация помнит их и бережно относится к памяти о заслугах. Что касается слуцких поясов. Я посещаю фабрику во второй раз, поэтому могу рассмотреть все более спокойно и внимательно. А в первый раз был так удивлен, что даже разместил фото поясов в своем личном аккаунте в Facebook (причем, многие друзья были поражены их красотой так же, как и я). Вышиванка — это уникальная традиция данного пространства, вам есть, чем гордиться.
Оставляем представителей посольств осмысливать увиденное и составлять wish-листы, а сами отправляемся в цех переборного ткачества. Еще одна уникальная особенность фабрики «Слуцкие пояса»: передача техник ручной работы за счет личных средств предприятия (так сохраняется народная традиция). В 2012 году было приобретено 9 станков, трудоустроены и обучены двенадцать ткачих. Такая своеобразная мануфактура XXI века.
…В коридорах разлито что-то такое умиротворяющее и безмятежное. Солнечно. Тихо. Свободный доступ в производственные цеха (но с небольшой оговоркой: по технике безопасности экскурсию нужно предварительно согласовывать с руководством фабрики). Рассматриваю станки, болтаем с Тамарой. Ей 29, по первому образованию — техник-технолог. Тамару точно никто не забирал «ад родных ніў, ад роднай хаты», девушка пришла работать сама и, кажется, вполне довольна своей новой специальностью.
— Да, физически тяжелая работа, но я все равно стараюсь ткать без брака. Так приятно, когда получается красиво, это же целое искусство. У меня свой узор, поэтому не люблю менять станок. Приезжали друзья их России, не могли поверить, что это сделала я.
Без долгих прелюдий задаю вопросы про финансово-экономическое. Взгляд добреет, меня одаривают ласковой улыбкой: «Все относительно, но чувствую уверенность в завтрашнем дне». Простой секрет «душевности» ручной вышивки?
На сегодняшний день в местный производственно-культурный комплекс входят завод, музей истории, кафе «Старый город» и сувенирная лавка. Я бы могла дополнить этот текст красивыми фактами про слуцкие пояса, но зачем? Местный гид расскажет гораздо интереснее. Дорога до фабрики не займет много времени: оцените сами, насколько аккуратно и умно «раскручивается» один из ключевых символов страны. Послам вот точно понравилось.
Так уж вышло, что команда Holiday.by известна своей сентиментальностью и любознательностью. Именно поэтому следующей остановкой после Слуцка стала международная выставка «Турбизнес-2017» в Минске. Хотелось получить полную картинку: закрытое мероприятие в небольшом городе — открытие столичной тусовки профессионалов. По сути, две стороны одного общего дела: развитие туристической отрасли и активная работа над внутренним имиджем страны. О, «Белэкспо», тихая гавань, островок спокойствия в нестабильном мире. Редкие посетители (потенциальные туристы?) ходят по кругу — через пятнадцать минут начинаю узнавать их в лицо. Послушно собираю листовки: я заранее готова к путешествию, и увлечь меня проще простого. «Тогда возьмите еще вот этот буклетик» — слегка отстраненный вид консультантов намекает на бренность и тщету моих мимолетных желаний. Искреннюю заботу проявляет один «лесавичок», жаль, нам с ним не по пути. «Вас Питер не интересует?» — вдруг нервно вскрикивает какой-то парень и не найдя понимания в наших глазах, раненой птицей бросается к кому-то еще. Молча идем к выходу. Какой контраст с нацеленным на результат мероприятием в Слуцке. Вам знакомо это ощущение в театре, когда актер, вместо того, чтобы проживать роль, вдруг повышает голос, усиленно жестикулирует, как будто пытается доказать свою крайнюю необходимость на сцене? Интересно, что в этот момент больше всего смущается зритель. Больше на такой спектакль он ни ногой.
Гиды по Минску и экскурсоводы по Беларуси
Как это производится? Промышленные экскурсии в Беларуси
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах