Наша авиация, как правило, ассоциируются или с соревнованиями, или с парадами. Но на фестивале «Крылаты фэст» показали, что авиация ― это не только истребители, громадные вертолеты, но и целая куча маленьких самолетиков и маленьких вертолетиков. Вся эта техника принадлежит обычным людям, немного авантюрным и больных небом. Как выглядит малая авиация, и сложно ли научиться летать, читайте в репортаже Holiday.by.
Первый афиафест в Беларуси решено было проводить в Музее архитектуры и быта в деревне Озерцо. Спрашивается, какая связь? По задумке это самое подходящее место для фигуральной «переклички поколений». Гости феста могли сначала оказаться в XVIII-XIX вв., увидеть памятники деревянного зодчества, и перейти сразу в XXI, поближе к самолетам.
Их было всего около 15 разновидностей. Тут и самолеты ЯК-52, Zlin 142, Cessna 172, Ikarus C-42, Diamond DA40 и Viper SD4, вертолеты МИ-2, Robinson R44, аэростаты, автожиры, аэрошюты, мотопарапланы, мотодельтапланы. Любителей авиаспорта в Беларуси немало, но они рассредоточены по всей стране. Мотопланеристы приехали из Пинска, ребята с автожирами из Борисова, аэрошют прилетел из Солигорска, много пилотов из Минска. Следующий «Крылаты фэст», возможно, примет статус международного. Желающие уже есть.
Открыл программу парашютист с огромным белорусским флагом. Точнее флаг с парашютистом: из самолета выбросили флаг и потом он вытянул за собой и парашютиста. Флаг по площади 50 метров квадратных и весит около 80 кг, что довольно усложняет спуск. Только опытные парашютисты могут справиться с такой задачей.
За ним последовали товарищи налегке. С высоты в 1200 метров парашютисты должны попасть в контрольную точку размером с монету в 5 копеек. Проносятся адски быстро.
Дальше на небе показались самолеты ЯК-52. Кстати, самые тяжелые в управлении из всех остальных (ну тех, что были представлены). Они уже крутили фигуры высшего пилотажа: воздушные болты, «бочку», «штопор», петли Нестерова, а в конце вообще затеяли бои. Что-то вроде игры в салки в режиме «вейпа».
В марафоне поучаствовало не так уж и много воздушных судов, большая часть стояла на земле. Дразнила. Ждала своего звездного часа, чтобы народ покатать.
Вот летное средство со звучным названием автожир.
Это что-то между самолетом и вертолетом. Он не облеплен жиром и вместо топлива у него жир не плавится. Название с греческого, и значит, примерно ― «сам вращаюсь». Автожир взлетает в небо, опираясь только на свои вращающиеся винты. Поэтому его нередко откосят к самому безопасному виду воздушного транспорта.
А это мотоделтаплан. Для обычного дельтаплана нужны горы, восходящие потоки, а для мотодельтаплана нет: на двигателе поднялся, отключился, спокойно сел.
Больше всего популярностью пользовался вертолет Robinson R44. Наверное, потому что большой, заметный и красный. Толпу не испугали ни заявления об освобождении от ответственности, ни цена.
Покататься на всем можно было, но не бесплатно. Помимо входа на фестиваль (12 рублей), отдельно оплачивались полеты. Стоимость в среднем 45 рублей за 8-10 минут.
Мы полетали на Ikarus C-42. От винта! Этот клич что-то вроде Палундры, типа «Эй, берегись». Это значит нельзя стоять в плоскости винта и рядом с винтом (сзади и спереди), пока воздушное судно не взлетит.
Мы взлетели и посмотрели на Минск глазами пилотов. Вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали. Дух захватывает.
Летчик икаруса Сергей Гаах властелином неба себя не чувствует. Говорит, профессия такая, сам выбрал. Раньше смотрел, что самолеты над ним летают, вот и самому захотелось.
На таком самолетике можно долететь даже до Вильнюса, но визу все же спросят, перед границей и после. Только без очередей.
Если тоже захотите полетать, подобные икарусы и другие летные средства есть в частной авиакомпании «МалАвиа». Они базируются в Дудутках, и предлагают групповые полеты, одиночные, обзорные экскурсии над Минском, озерами, замками Беларуси.
На их сайте navzlet.by можно и подарочные сертификаты купить. Скажем, на экстремальный полет с виражами, петлями, бочками, колоколами, разворотом на вертикали. Чтобы поучаствовать в таком полете какой-то особой подготовки не требуется. Пилоты стараются сделать все так, чтобы больших нагрузок не было, но мощные впечатления у вас остались.
Здесь же можно получить и лицензию пилота-любителя. С ней можно совершать некоммерческие рейсы для себя и друзей, а еще в других странах брать самолет в аренду.
Такие понятия, как авиация и летчики, у нас в стране с приставкой ВАУ-. Но стать самому пилотом не так уж и сложно. Курс теории длится 5 недель, а после нужно 42 часа налетать. Цена вопроса —10 000 белорусских рублей. Посвятил этому полгода и летай на здоровье!
Один из таких пилотов-любителей, Иван Кутень, то ли в шутку, то ли в серьез говорит, что человек когда-то летал, и авиация позволяет вернуться к корням. У Ивана есть основная работа, а полеты – это хобби. Причем прелесть есть во всем: в самолете можно летать и зимой, и летом, вне зависимости от погоды. В вертолете можно сесть в любом месте: на площадке в три метра, или на пятачке возле речки. Так, чтобы искупаться.
Вместо того, чтобы лететь «Белавиа», Иван берет у друзей частный самолетик и направляется, например, в Вильнюс, Каунас. По Европе это делать в разы проще. Если ты хочешь полететь куда-то в Беларуси, полеты могут согласовываться от трех часов до суток. А в Европе ты сидишь в самолете, отсылаешь заявку на полет и через 15 минут тебе ее уже согласовали. Белорусы умеют летать!
Так может ли малая авиация быть реальной альтернативой авто или той же «Белавиа»?
Если сравнивать с автомобилем, то на то и выйдет. У Ивана машина в два раза больше топлива «ест», чем наш икарус. Но в сравнении с самолетом выйдет дороже. До Гродно на таком самолетике лететь 1.10-1.15 ч. Взять самолет в аренду по Беларуси — от 100 долларов в час. Считайте.
В целом, «Крылаты фэст» оставил очень приятные впечатления. Только площадка уж очень обширная — все активности были разбросаны на 1,5 км квадратных. Сходишь в одну сторону —притомился. В другую — уже подустал. Из-за этого и люди были как-то рассредоточены, и иногда казалось, что их вообще нет.
В следующем году фестиваль обещает быть уже международным и, как мы надеемся, здесь будет повеселее и драйвовей.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах