Тракторозаводской поселок – первый жилой комплекс, построенный после войны в Минске. Уже в этом месяце власти города планируют снести около десяти домов в этом районе, чтобы на их месте возвести многоэтажки. Неравнодушный к судьбе поселка, гид Роман Абрамчук провел последнюю экскурсию по «тракторогороду», чтобы показать горожанам, что они могут потерять.
15:00. Суббота. На входе в тракторный завод примерно две сотни человек. Все ждут экскурсовода, который пока не догадывается о количестве экскурсантов.
Выкрутив микрофон на максимальную громкость, Роман пытается объяснить, где находится первая точка экскурсии. Меж тем из толпы слышны возгласы: «А включите микрофон».
Идем через пешеходный переход. Выходим во двор, где сохранилась площадка для игры в городки: «Таких в Минске сегодня всего две», - комментирует Роман.
«А куда вы все идете?», - местные жители, мягко говоря, находились в шоке от столпотворения. Участники экскурсии отшучивались: «Собираем подписи против налога на тунеядство».
«Вся прелесть этого района в деталях. Обратите внимание на металлический забор с изображениями тракторов», - говорит Роман, и ограждение длинною в метр окружают люди с камерами. На чудо можно посмотреть на улице Кошевого.
Переходим во двор улицы Стахановской. Людей становится немного меньше. Первое, на что обращает внимание Роман, обшарпанная скульптура Медведя: «Раньше здесь был фонтан». Медведей, как и многое в «тракторогороде», построили немцы: по словам Романа более 2500 военнопленных участвовали в возведении поселка. Конфликтов между минчанами и немцами было немного: «Многие наши женщины после войны остались без мужей, так что браки с иностранцами в то время здесь – не редкость».
Гид обращает внимание на дома во дворе на Стахановской: «Все они раньше имели выходы во двор. Сейчас эти двери замурованы», - рассказывает Роман. Все для того, чтобы люди не замыкались в себе, а имели возможность общаться с соседями. Местные жители поговаривают, что в этом дворе даже свадьбы отмечали.
Экскурсия привлекла и жильцов Стахановской.
Еще одна отличительная особенность дворов на Стахановской – ограждения, которые раньше закрывались на ключ. «В то время люди очень заботились о безопасности».
Далее колонна следует на улицу Кошевого: подходим к фешенебельному дому, вход в который венчают скульптуры львов.
Из окна показывается местный житель: «Ремонт сделайте!»
Чтобы всем было лучше слышно, Роман забирается на детскую горку и продолжает рассказ: «Посмотрите на дома вокруг. Они все похожи, но не идентичны. Дом, который находится позади меня, имеет треугольные фронтовые фасады, в зданиях напротив они перекликаются. Но симметрии нет. Нет скукоты в архитектуре».
Идем дальше. «Вы можете видеть, что практически в каждом доме на первом этаже работает магазин, аптека или какая-нибудь лавка. Все потому, что раньше в таких вот рабочих поселках старались обеспечить людям максимально комфортную и удобную жизнь», - комментирует гид.
Подходим к дому, где раньше была баня. Сейчас же там работает ФОК, парикмахерская и бистро.
«А сейчас мы увидим дом, который приговорили к сносу», - говорит Роман и мы отправляемся дальше. По дороге замечаем необычные для Минска фонари. Такие можно разве что на пешеходных улицах встретить.
Мы шли большой толпой, но даже в ней в поселке ощущалось магическое спокойствие. Кажется, почти центр города, но воздух и все эти двухэтажные домики относят тебя в атмосферу европейской деревушки, и кажется, что ты просто забыл, что выехал из Минска. «Как же жалко, зачем они этот снос себе придумали», - слышно из нашей толпы.
Подошли к дому, который обещали снести в феврале. «Здесь были замечены слоны, зомби и многие другие герои. Естественно, все это было в кино. А вообще, раньше здесь детский сад был», - начал рассказ Роман.
Кирпичные двухэтажные здания, на которых раньше была черепица, сегодня власти называют бараками, это особенно смущает нашего гида: «Бараки – это деревянные дома, предназначенные для временного проживания людей. Эти же здания некогда фигурировали в учебниках, как лучшие в послевоенном Минске. Почему власти их официально признали бараками, мне не понятно».
Возможно, в последний раз взглянув на дом, предназначенный под снос, мы отправляемся к последней точке нашей экскурсии: дому с русалками.
Дом на Стахановской, 2 построили в 1948 году, об этом свидетельствует гравировка над русалками. «Тут, наверное, рыбу продавали», - пытаются угадать причину возникновения именно такой лепнины на доме участники экскурсии. «Нет, в магазине торговали фильтрами для воды», - уведомляет гид.
«Я очень люблю этот район, когда-то снимал в этих домиках квартиру. Мне жаль, что власти приняли такое решение. Точнее, мне оно не понятно: французы, немцы и многие другие иностранцы очень интересуются этим районом Минска, даже книгу пишут, а мы… Мне просто кажется, что если превратить «тракторогород» в туристический объект, город сможет получить намного больше», - напоследок делится с нами Роман.
Так как желающих прогуляться по «тракторогороду» было очень много, Роман решил, что обязательно проведет еще несколько экскурсий в феврале. Если вы также желаете стать участником прогулки, подписывайтесь на Романа Абрамчука в социальных сетях или следите за новостями на Holiday.by.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах