На фоне принятия безвизового режима на туристической ниве Беларуси сейчас много шуму. Кто-то доволен и рисует радужные перспективы, кто-то снова ноет, что пять дней недостаточно, что только через аэропорт – недостаточно, ну и далее по списку. Это ведь так по-белорусски – ныть, а не начинать действовать.
Я давно кручусь в теме туризма. Когда училась по этой специальности, верила, что наша «спадчына» спасет мир (читай - «белорусский туризм»). Когда работала в агротуризме, думала, что вот оно – вполне себе перспективное направление, где много необычных людей, способных придумать что-то новое. Но чем дальше я работаю в отрасли, тем чаще меня накрывает волна пессимизма. Наше наследие прекрасно, я его искренне люблю. Вот только если нашу отрасль сравнивать с другими странами, она с треском не выдерживает конкуренции. Белорусский агроэкотуризм как минимум слишком дорог - попробуйте сравнить с аналогичным сервисом в Украине, например. К тому же всем уже понятно, что это вполне себе успешное новое направление белорусского туризма вышестоящие органы отчаянно стараются порвать на британский флаг. Да и целом наш туристический сервис нужно просто уговаривать тебя обслужить, даже в многозвездочных отелях и уважаемых турфирмах. Нужно проявить терпение: подождать, понять. Нет-нет, не сотруднику, что Вы!? Клиенту, кому же еще. И откуда взяться оптимизму?
За последнее время что ни год, то слышишь, как для Беларуси изобретают новый туристический имидж. Каждый год придумывают новый бренд, слоган, логотип. Приглашают зарубежных и не очень зарубежных экспертов. То в фаворе васильки, то орнаменты, то зубры… Все эти картинки, по словам экспертов, вот-вот заманят в нашу страну толпы жаждущих отдыха туристов. Вот только на деле толпы что-то не видно.
На сайте belarus.by мы видим пять причин побывать в Беларусь, и на первом месте – гостеприимные люди. На втором – наша уже упомянутая «спадчына», на третьем – кухня, потом – природа и активный отдых.
Вот я не знаю, как там насчет гостеприимных людей, но лично мне чаще вспоминаются работницы всяких гумов-цумов, под взглядом которых ты чувствуешь себя безвозвратно виноватым, не всегда понятно в чем. Но как минимум в том, что заставляешь их работать, что само по себе преступление. Наши дамы за прилавком кафе, например, которые, вместо того, чтобы описать тебе всю прелесть ассортимента и продать тебе три булочки вместо одной, демонстративно продолжают заполнять ведомости прихода/расхода, пока ты (а ты ведь человек вежливый, не хочешь беспокоить, да?) ждешь, когда же ее Прилавочное Величество оторвется от своей сверхзадачи и поднимет на тебя ясны очи. И так ситуацию вижу не только я. Например, уважаемое британское издание The Telegraph приводит 25 фактов, которые жители Великобритании, по их мнению, не знают о Беларуси. Это хорошо, если британцы вообще в курсе, что Беларусь — это страна такая на карте Европы. Одно название статьи чего стоит – «Booze, bizons and bossy babushkas - 25 things you didn’t know about Belarus» («Выпивка, зубры и властные бабушки – 25 фактов, которые вы не знали о Беларуси»).
The Telegraph выделяет «bossy babushkas» как один из важных фактов о Беларуси. Журналист The Telegraph предлагает вам заглянуть в Беларусь, если Вы хотите почувствовать себя маленьким ребенком, получившим строгий выговор. Он приводит случай «столкновения» с одной из таких «бабушек» в Национальном художественном музее, когда он вошел туда, не сняв верхней одежды из-за того, что очень замерз. Бабушка была непреклонна, и у журналиста создалось впечатление, что его «куртка была бы повешена в гардероб с ним вместе, если бы он сопротивлялся». Гостеприимство? Нет, не слышали.
Те же 25 фактов, приведенных The Telegraph, рисуют нам невероятно «привлекательную» картину Беларуси. Стартует список с того, что белорусы – самая пьющая нация на планете и практически самая курящая. Потом, для разбавления черных красок вспоминается, что в стране четыре памятника ЮНЕСКО. Правда это приводится с поправкой, что это памятники «о которых Вы никогда ничего не слышали». Спасибо The Telegraph, что вспомнили о нашей печальной истории в плане войн. Но дальше список «украшается» фактами о том, что мы – «последняя диктатура в Европе», что Минск – один из наименее пригодных для жизни городов. Про другие города никто ничего не слышал, и туда не летает Ryanair. Привлекательное туристическое направление, не правда ли? Но это еще не все. Эта статья, опубликованная в августе 2016-го, была дополнена публикацией недельной давности под названием «Посетить последнюю диктатуру Европы (и ее пьющий народ) стало намного проще» (Visiting ‘Europe’s last dictatorship’ (and its booziest nation) is about to get much easier). И начинается статья с фразы «Есть много причин, почему рациональный путешественник не думает о поездке в Беларусь». Хорошее начало, согласитесь. А дальше сами причины. Беларусь – одна из немногих стран мира, где не отменена смертная казнь, где нарушаются права человека и до сих пор есть КГБ, где жители наиболее зависимы от алкоголя, а столица – наименее пригодный для жизни город. По нашим попыткам привлечь туристов безвизовым режимом нас сравнивают с Северной Кореей и Сирией. Так что мы – в «почетной» туристической тройке.
И вот мне думается. Пока наши туристические власти, да и в целом турбизнес, продолжает купаться в розовых снах о синеокой Беларуси, в уверенности, что наши беспощадно отреставрированные Мир и Несвиж серьезно конкурируют с замками Франции и Германии; что наша гостеприимность уже прямо таки «притча во языцех», которую передают из уст в уста жители планеты; весь мир из СМИ продолжает узнавать о том, что Беларусь – это страна, где жестоко нарушаются права человека, где продолжается диктатура и туристов ждут разве что распростертые железные объятия системы. И как же василёчкам преодолеть непреодолимое? В нашем сознании нет понимания того, что в той же Европе соблюдение прав человека происходит по умолчанию, и для них все наши туристические образы, бренды и имиджи ничто по сравнению со смертной казнью, КГБ и прочими деталями. И вот вопрос – как же нашим очередным зубрам или василькам затмить славу о «последней диктатуре в Европе»? Наверное, непреодолимым гостеприимством, с которым тоже, согласитесь, есть вопросы. Осталось только туристов сюда заманить.
Когда-то в 2008 году я волонтёрила переводчиком у группы иностранцев, которые колесили по Беларуси на великах из Бреста до Витебска. Это были нестандартные туристы (уже один факт, что они приехать в Беларусь, говорит об этом), но даже они были глубоко уверены, что на наших улицах всюду шныряет КГБ и просто опасно находиться. Я гуляла по Минску со шведским фотографом и, помню, долго пыталась ему объяснить, почему нельзя фотографировать резиденцию президента. Ведь тут же подойдут не слишком вежливые крупногабаритные сотрудники известных служб и в лучшем случае потребуют удалить фото (была свидетелем такого). Туристов из США, которые гостили на одной из агроусадеб Беларуси, одолевала паника при мысли о том, что они еще не зарегистрировались, ведь их коллега не так давно попал в ужасную неприятность по дороге домой из-за того, что не зарегистрировался вовремя. Широко известный туристический ресурс Lonely planet предупреждает, что вы стопроцентно попадете в неприятную ситуацию, если во всеуслышание заявите о том, что вы – журналист. Кроме того, Lonely planet уверенно заявляет, что Беларусь далека от классических представлений о месте для отдыха с детьми. И это верно. Вы только вспомните себя, если вы родители, в транспорте или другом общественном месте с маленьким ребенком. Как косо на вас смотрят, если вашему малышу хочется пошалить, поболтать, порассказывать всякую всячину? У нас родители должны сделать все, чтобы их чадо не нарушало общественного спокойствия. Какая уж тут «дестинация» для семейного отдыха?
А теперь мы ввели безвизовый режим. Дружные аплодисменты и буря оваций. Замминистра спорта и туризма Михаил Портной в недавнем интервью по поводу отмены виз говорит о том, что мы ожидаем поток туристов «в первую очередь из стран-соседок. Это все страны Балтии и Польша». Ну конечно, авиаперелет Вильнюс-Минск или Рига-Минск – эффективное вложение денег. «Также мы надеемся на поток из Германии и Великобритании», - считает Михаил Портной. С рекомендациями The Telegraph ждать придется долго.
«Туристов из других стран нужно раскручивать», - говорит замминистра. А мне вот хочется спросить – а может не раскручивать, а узнать поближе? Не силой тянуть их за уши в Беларусь, а привлечь тем, что действительно будет для них интересно? Никто никогда из турадминистрации не пытался, наверное, исследовать потенциальные зарубежные рынки, прежде чем вламываться туда без спросу с корявыми предложениями? Когда-то в 2010 году мы имели возможность пару дней принимать десять израильских журналистов, пишущих о туризме. Действительно настоящих израильтян, не имеющих местных корней. К тому же – больших профессионалов своего дела. Официальная часть пресс-тура была организована органами власти. Им показывали Беловежскую пущу, санатории, ну и всю остальную белорусскую классику жанра. Люди изрядно подустали от всего этого обязательного к показу. Мы смогли увезти их в деревню на пару дней. Когда у них выдалось несколько свободных часов за чашкой кофе они сказали мне: «Вы странные люди - совсем не то нам показываете. У нас в Израиле летом жуткая жара и засуха. А у вас есть все – зелень, реки, байдарки. Наши туристы уже устали ездить в Турцию на рафтинг, чтобы отдохнуть от жары. А к вам есть прямой рейс. Почему вы еще не у нас на рынке?» Вот только их очень волнует безопасность, высокий уровень обслуживания и наличие интернета. А так – только позовите.
На вопрос, как мы будем рекламировать страну и отдых в Беларуси на зарубежных рынках Михаил Портной ответил: «Сейчас у нас есть больше месяца (пока указ не опубликовали и он не вступил в силу), чтобы совместно с нашими загранучреждениями провести работу на основных туристических рынках». Это такое стратегическое планирование у нас в Беларуси. «Чорт, у нас месяц, срочна всем прыгнать сюда турыстаў!». Иначе в лучшем случае лишат премии, в худшем – снимут с должности и айда поднимать какое-нибудь сельское хозяйство, к примеру. Михаил Портной также вспомнил презентационные ролики о стране, которые были подготовлены в конце 2016-го совместно с Национальным агентством по туризму. Мне сначала хочется вспомнить другой ролик про наш туристический потенциал. Год 2012-ый, «Беларусь гостеприимная», где после классических белорусских красавиц в венках на фоне Мира и Несвижа появляются голые попы и столы казино под слоган «Беларусь – гостеприимство без границ».
Или ее один ролик – «Беларусь – страна для жизни». Он снят вполне себе душевно, смотреть приятно и идея красивая, вечная – семья, дружба. Вот только Беларусь тут причем, я так и не поняла. Ведь вечные ценности не зависят от страны. Любовь, счастье и семья возможны не только в Беларуси.
Английская сокращенная версия этого ролика вообще на мой взгляд туристу мало что говорит.
А теперь взглянем на последнюю версию фильмотворчества о нашей распрекрасной родине – «Звыш за чаканне». Пришлось посмотреть его два раза, чтобы вникнуть в логику. Что впечатлило – ролик по-белорусски. Это просто феноменально! Правда, про качество «мовы» лучше просто промолчать, одно название уже ого-го как по-белорусски. Но сам факт, Карл, сам факт! Хотя опять же – мы же не своих в Беларусь звать будем, а иностранцев. У нас-то и свои белорусского языка не знают, а иностранцы откуда должны ее знать? Что в ролике понравилось, так это задумка с папараць-кветкой. А еще то, что в конце ролика вспомнили про современность: стрит-арт и другие радости. Что в нем не впечатляет? Он слишком длинный и затянутый. Понимать и слышать текст перестаешь на второй минуте, потому как он очень однообразно звучит, да и в целом теряется мысль и логика. Во-вторых, текст ролика снова обо всем и ни о чем. Такие глобальные месседжи вселенной, никакой конкретики. В-третьих, много совершенно рандомных образов. Например, зачем один и тот же официант в лифте фигурирует дважды? Прямо нашли главное в туристическом потенциале Беларуси! В общем, ощущения противоречивые, а главное встает вопрос – на какую аудиторию рассчитан этот ролик? Какую цель в него закладывали? Что должен почувствовать после просмотра зритель и чего захотеть? На мой взгляд вопросы так и остаются вопросами.
Так какой он, в конце концов, этот образ Беларуси? Как долго еще мы будем мечтать о том, чего нет? Или наконец возьмемся за голову и напишем стратегию развития туризма, очертим горизонты, подготовим выходы на разные рынки с разным продуктом? А пока никто, за исключением отдельных туристов-камикадзе, так и не решится заехать в наш синеокий уголок. Ведь они не знают, что у нас действительно красивая природа. Ведь они не знают, что Минск вполне себе неплохой город для жизни, в котором уже есть много нового, живого и современного. Они не знают, что в Беларуси в правда есть где отдохнуть, что посмотреть и чем развлечься. Нам надо понимать, что образы «диктатуры», «небезопасности», «нарушения прав человека», если даже не вспоминать про Чернобыль и постройку АЭС сегодня, наверное, передавливают стремление посетить наш край. Так и кто же к нам поедет?
Фото из архива БОО «Отдых в деревне»
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах