Несмотря на теплые солнечные деньки, Holiday.by совместно с Samsung в Беларуси продолжает писать для вас «зімовыя нататкі». В меню сегодняшнего материала карьерные самосвалы и социальная жизнь Жодино.
- «Зімовыя нататкі». Частка 1: ловим дзен на Браславских озерах
- «Зімовыя нататкі». Частка 2: белорусские индейцы и стольный город Борисов
- «Зімовыя нататкі». Частка 3: город контрабандистов, борделей и ресторанов
- «Зімовыя нататкі». Частка 4: квартирный музей и социальная жизнь Слонима
- «Зімовыя нататкі». Частка 5: необычные музеи Минска
- «Зімовыя нататкі». Частка 6: людзі на балоце
Наше путешествие началось с экскурсии по заводу БЕЛАЗ в городе Жодино.
«Символов Беларуси один – БЕЛАЗ» - утверждает Петр Александрович Пархомчик, генеральный директор предприятия, в одном из видео о заводе. Побывав на территории БЕЛАЗа, Holiday.by проникнулся и поверил словам Петра Александровича.
Начнем
За полгода программы промышленного туризма завод посетили более 3 000 тысяч белорусов и более 170 иностранных туристов.
«Наши экскурсионные туры носят как познавательный и ознакомительный характер, так и профориентационный в зависимости от состава группы, индивидуальных пожеланий и запросов посетителей. Каждый гость предприятия узнает и видит здесь то, что его интересует», - рассказала экскурсовод Екатерина
О заводе
ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания «БЕЛАЗ-холдинга». Предприятие в Жодино построили в 1948 году, в 1958 году оно получил имя «Белорусский автомобильный завод» и выпустило первый 25-тонный самосвал МАЗ-525. Затем собрали машину, которая может поднимать 40 тонн, после на свет появился карьерный самосвал БЕЛАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн. С каждым годом предприятие увеличивало грузоподъемность карьерных самосвалов. В 2013 году БЕЛАЗ превзошёл сам себя: белорусские автомобилестроители выпустили самый большой карьерный самосвал в мире — машину способную перевозить 450 тонн груза.
Высота 450-тонного самосвала — 8, 17 метров, ширина — 9,75 метров, длина — 20,6 метров. Вес машины — 360 тонн, а перевозить она может 450 тонн груза, то есть, на четверть больше своей массы.
Этот гигант занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой самосвал на планете.
Мы видели красавца: «Он просто не влазит в мозг», - резюмировал Андрей Барашко. Но, обо всем по порядку.
Экскурсия на завод началась в 12:00 часов дня. На улице светило солнце и ощущались приятные восемь градусов тепла. Вместе с другими экскурсантами, команда Holiday.by прошла через строгий пропускной пункт предприятия.
Затем нам выдали сигнальные жилеты в целях соблюдения техники безопасности, чтобы мы были заметны на предприятии. И проводили делегацию в музей трудовой славы завода.
Где были представлены макеты выпущенных на производстве машин, награды и дипломы предприятия, горные пароды, которые перевозят БЕЛАЗы и многое другое.
Зайдя внутрь храма мини-самосвалов, туристы разделились: часть изучала экспонаты, другая спешила сделать фотографии на фоне макетов.
Особенно всех порадовал самый маленький экскурсант: мальчик в жилете напоминал Каспера из известного доброго мультфильма про приведений.
Когда гости насытились выставкой, экскурсовод предложила посмотреть ролик о БЕЛАЗе. Пожалуй, это лучшее имиджевое видео о Беларуси:
«А теперь пойдемте смотреть на наших «малышей», - сказала Екатерина и экскурсионная группа выдвинулась на уличную площадку, где стояли «маленькие» машины, грузоподъемностью от 30 до 60 тонн и другая строительная техника.
Солнце заливало желтые автомобили и туристы, вооружившись камерами и селфи-палками, оперативно начали фотосъемку.
Казалось бы, это развлечение для детей. Куда там, практически все взрослые члены экскурсии не упустили возможности забраться в ковш фронтального погрузчика БЕЛАЗ-78221.
Общая территория завода – 154 гектара, поэтому к следующему пункту экскурсии туристов перевезли на автобусе.
А приехали мы на площадку, которая находится около сборочного цеха. Именно там проходят обкат машины.
Первое, что увидели туристы, выйдя из автобуса: новый 450-тонный самосвал. Вот она, машина моей мечты!
Автомобиль своими параметрами затмевает даже здание цеха, а люди на его фоне кажутся чем-то мелким и незначительным.
Увы, забраться на гиганта не разрешили.
Мы смотрели на новый БЕЛАЗ и не могли поверить, что машина, размером с трехэтажный дом в принципе может ехать.
Кроме самого большого, на площадке стояли и другие крупные карьерные самосвалы. Правда, зайти разрешили только на один: самосвал грузоподъемностью 320-360 тонн. Кабина автомобиля очень маленькая, но прочная. По словам экскурсовода, их деформация составляет всего 10%.
Настала самая приятная часть мероприятия: покатушки на карьерном самосвале!
В нашем проекте всё чаще стали появляться небольшие видео-ролики, которые также сняты при помощи Samsung Galaxy Note 5. Причиной тому наша уверенность, что даже при сложных условиях съемки, картинка будет очень хорошей. Так вышло и на этот раз - вашему вниманию видео из кабины самосвала во время экскурсии на БЕЛАЗ.
Так выглядит отправление самосвала с очередной группой во время экскурсии по БЕЛАЗу.
К слову, карьерные самосвалы не регистрируются в ГАИ: вы никогда не увидите этих гигантов на дорогах. Все машины доставляются в карьеры в разобранном состоянии. Только на рабочем месте они трансформируются в самосвал.
Но, прежде чем сесть за руль БелАЗа, необходимо получить водительское удостоверение категории С, и пройти обучение на заводе. Поэтому рулить «машинкой» туристам не разрешают.
Особенно завораживает движение самосвалов, когда ты находишься на небольшой площадке-парковке, с которой стартуют экскурсанты в карьер. В какой-то момент можно ощутить себя лиллипутом. Посмотрите сами.
Счастливые, довольные, откатавшиеся на БЕЛАЗе гости и команда Holiday.by прошли в сборочный цех завода.
«На этом участке производства вся сборка карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемностью производиться на стапелях, в отличие от остальных, которые собирают на конвейере», - рассказала Екатерина.
Здесь нам и удалось увидеть 450-тонник в разобраном виде.
Туристы разбрелись по зданию. Одни рассматривали раму нового гиганта, другие изучали болты и гаечки, третьи поражались размерами цеха. В итоге, большая часть гостей собралась около милой Екатерины, которая подводила итоги нашего путешествия по белорусскому заводу, отвечая на вопросы экскурсантов.
На этом наша экскурсия подошла к концу. С кучей эмоций и впечатлений экскурсионная делегация доехала до проходной и покинула территорию завода.
«Я обязательно сюда привезу дочь!», - не прекращала восторгаться увиденным наш иллюстратор Анна.
После увиденного на БЕЛАЗе, организм пронизывает пафосное чувство гордости за страну: в этом мы лучшие, благодаря гигантам нас знают во всем мире.
«Когда тебя видят, на ломаном русском говорят: «Привет, Беларусь», потому что ты стоишь под лейблом БЕЛАЗа», - говорит в одном из видео генеральный конструктор предприятия Егоров Александр.
Чтобы заказать экскурсию на БЕЛАЗ, необходимо заранее согласовать дату вашего визита по телефону +375 1775 79-357 (помните, что это госпредприятие со своим графиком и перерывом на обед). Взрослый билет обойдется в 70 000 рублей, а детям экскурсию проведут за 30 000 рублей (в ценах апреля 2016). Покататься на 130-тонном самосвале 10 минут будет стоить вам 750 000 белорусских рублей. Пожелаете памятный сертификат об этом событии - приготовьте ещё 60 000 белорусских рублей.
Жодино – город «БелАЗовцев» и спортсменов
Распрощавшись с заводом, команда Holiday.by отправилась изучать город.
Жодино – довольно маленький город с населением 63 000 человек. Сегодня там работают всего семь школ, две гимназии и лицей. Развлечений в городе не так много, поэтому первым делом мы решили взглянуть на памятник могучему 25-тонному БЕЛАЗу. Возвели его в 2002 году в честь людей, производящих мощную технику, а местные жители до сих пор приходят полюбоваться самосвалом.
Часть нашей команды решила покорить БЕЛАз, но маленькие жодинцы, бегавшие вокруг памятника, упорно мешали взрослым забраться на карьерный самосвал.
Естественно, Holiday.by преодолел все преграды.
Еще на экскурсии по заводу нам сказали, что каждый второй житель Жодино работает на БЕЛАЗе и не обманули.
Holiday.by в обновленном редакционном составе приехал в Жодино первый раз, поэтому даже не представлял, чем заняться в этом городе. Чтобы не терять время зря, мы решили расспросить местных жителей о достопримечательностях.
Первыми в объективы камер попали Виталик и Сергей: «Я работаю на БЕЛАЗе, а Сергей недавно оттуда уволился. Вообще, в этом городе все либо работают, либо работали на этом заводе», - рассказал Виталик.
«На самом деле, делать там сейчас нечего. Помню,мне платили десять миллион в месяц. Я ушел на больничный, вернулся, а зарплата уже восемь миллионов», - пояснил Сергей.
Местные жители – самый достоверный источник информации…
«Куда сходить? В парк можно. На каток», - на этом Виталик закончил перечисление достопримечательностей Жодино, и мы отправились дальше.
В общем-то, все, у кого мы интересовались о культурном отдыхе в городке, отвечали тоже самое, что и Виталик. Поэтому нашим следующим пунктом стал жодинский парк.
Дети в городе очень спортивные: на велосипедах, роликах катаются. Да и взрослые от маленьких жителей не отстают.
Вообще, благодаря солнцу, нам удалось увидеть местную жизнь во всей красе: практически все улицы города были наполнены довольными теплым днем людьми. Кто-то не спеша прогуливался по парку, кто-то «грел кости» на лавочках около подъезда, другие гоняли мяч на стадионе. Ну, и конечно парк был заполнен колясками.
Все в городе напоминало о былой славе Жодино. Развитые бордюры, заброшенные танцевальные площадки, старые дома, качели…Городу не хватает новых красок.
Только крытая ледовая площадка, построенная в 2015 году, дает понять гостям местечка, что СССР развалился.
Гастротур по Жодино
Опробовать местную кухню нам удалось дважды.
Перед посещением БЕЛАЗа команда Holiday.by побывала в уютном кафе «Метелица».
Заведение оставило только положительные эмоции: быстрое и качественное обслуживание, улыбчивые официантки, вкусный кофе и приличная пицца. Интерьер также порадовал, особенно убранством жодинского кафе вдохновилась Анна: «Да тут стены расписные!».
Вторым животы нашей команды радовало кафе около ледовой площадки. Ну, как кафе, скорее столовая. Первое, что нас поразило – меню. Драники, вареники, пельмени, картошка вареная, жареная, супы, борщи – все, что может заинтересовать голодного, не сидящего на диете человека.
Второе впечатление произвела скорость подачи блюд: десять минут и на столе появились и суп, и драники, и вареники и чай. Еда была нереально вкусная! И это вам говорят искушенные минскими обедами люди.
На этой кулинарной ноте наше путешествие в город больших машин закончилось.
Благодарим Samsung в Беларуси за помощь в организации экспедиции. Отдельное спасибо нашему иллюстратору Ане Редько за креативный подход к фото проекта «Нататкі».
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах