Жизнь состоит из множества событий и вещей. Одни мы замечаем и запоминаем надолго. Вторые проходят на фоне, некоторые мы видим только периферическим зрением. Точно также и в путешествиях. Порой мы отправляемся за тридевять земель, чтобы открыть для себя какую-то тайну, а находящееся же под носом не видим вовсе. В этом нет ничего плохого, просто иногда интересно искусственно замедлить жизнь и размах планов, чтобы полностью посвятить себя мелочам.
Последний раз нечто подобное я ощущал на себе, когда осуществлял автоэкспедицию по восточной Беларуси. Вроде бы наша страна маленькая, но стоит только выехать в непривычную сторону, глаз сразу цепко выхватывает необычные равнинные пейзажи, иную форму устройства деревень, другую плотность населения. Точно также для большинства минчан является привычным пейзаж Логойского района с его живописными холмами, прозванного «белорусской Швейцарией». В это же время брестчан, например, он может приводить в абсолютный восторг, потому что ребята почти не видят снега даже зимой, не говоря про такие перепады высот.
Одним прекрасным днём я решил посмотреть, что там за логойскими «горами», а чтобы было совсем интересно - отправился на поиски следов древнего метеорита на машине времени Lada Kalina Cross. Несколько раз бывая в автосалоне «МИНСК-ЛАДА» я слышал, как потенциальные покупатели интересовались этой моделью, а консультант огорчал, что машин в наличии нет. Пока все носятся с Lada Vesta, мне удалось опробовать «вседорожную Калину».
Бюджетному путешествию – лоукост авто. Сегодня моим транспортом стала Lada Kalina в комплектации Cross красными буквами на пятой двери. Это «вседорожная» модификация бюджетной, а оттого популярной машины АВТОВАЗА. Стоимость такой «Калины» около 135 млн. рублей, то есть около 6000 тысяч каких-то долларов в пересчете.
Почему я назвал её машиной времени? Да дело всё в том, что на пути к метеориту и эпохе тропиков в районе Минска, я волей-неволей сделал остановку в своем детстве, когда у отца были «Жигули» первой модели. Садишься в «Ладу» и отправляешься на полтора десятка лет назад. Тот же запах салона, как в детстве! Может быть это уже фирменный парфюм ВАЗа?
Я всё ещё хорошо помню, что чуть ли не клялся отцу, что никогда не буду водить этот «т*з», в смысле ВАЗ… Так я рассуждал в те годы. Спустя же много лет я сказал себе, что буду искать только плюсы в этой машине. Цена – главный из них. Наверное, эту машину можно рассматривать, когда у тебя есть условных пять тысяч иностранных денег и нужно купить новую машину с гарантией.
Вы не ошиблись, я поехал искать следы падения метеорита под Минском. Трудно поверить, но когда-то в нашем горнолыжном районе были тропики, светило солнышко, а вся эта местность была береговой линией доисторического моря. И всё это называется эпохой Эоцена, которая началась 56,0 млн лет назад и завершилась 33,9 млн лет назад. Уже ощущаете себя песчинкой в истории Земли? Как раз в это время в морях появляются киты, рыбы и ракообразные, а на суше – многие современные виды млекопитающих. Кто-то из учёных говорят про первых летучих мышей и пчел. Материки нашей планеты уже занимают привычное нам положение, только Австралия ещё недалеко «уехала» от Антарктиды. Большую часть суши покрывает густая тропическая растительность.
Леса населены предками нынешних кошек, собак, медведей и даже птиц. Одним словом, живи и радуйся. Это было время, когда Земля практически полностью восстановилась после глобальной катастрофы, в результате которой исчезли динозавры. Полный рестарт планеты!
Примерно 42,3 миллиона лет назад наша планета испытала на себе удар и взрыв, по мощности превышающий 10 тысяч атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Это недалеко от современного белорусского городка Логойск под 40-градусным углом вошел в атмосферу каменный метеорит, размеры которого в поперечнике составляли 600-650 метров. Масса пришельца, по словам учёных, могла достигать 400 миллионов тонн. Скорость космического «камешка» была не меньше второй космической – то есть примерно 18 км/секунду. Он упал на берег моря и вошёл вглубь земли примерно на километр. В результате этого столкновения и взрыва на тысячи километров от места падения ещё полгода наблюдался эффект ядерной зимы, когда пыль и пепел затмевали солнце. От падения Логойского метеорита образовался кратер диаметром 13-15 км с центром в районе деревни Кузевичи. Туда я и отправился на поиски. Надо сказать, что ледник последующего одноименного исторического периода сгладил вал кратера. Говорят, что его можно сегодня разглядеть только при высокоточной аэрофотосъемке – прошло же ни много ни мало сорок два миллиона лет.
Обнаружили метеорит и «астроблему» (место столкновения метеорита с Землёй – авт.) под Логойском случайно, если не сказать банально. В начале 1970-х годов геологи проводили плановые работы по изучению местности. В одной из скважин была найдена несвойственная порода да ещё и «перемешанная». Всё говорило о мощном взрыве. Сперва все подумали о доисторическом вулкане и стали искать кимберлитовые трубки и алмазы. Высказывались смелые предположения о золоте. Дополнительно пробуренные в 1976-77 годах скважины разрушили фантазии учёных – подтвердилась метеоритная гипотеза и взрывное метеоритное происхождение Логойской структуры стало общепризнанным.
Надо сказать, что алмазы и золото были-таки здесь найдены, но в виде мельчайшей пыли, не пригодной для промышленной добычи. Сам же метеорит также не был поднят на поверхность, потому что он представлял собой каменную глыбу, которая за столько миллионов лет попросту рассыпалась под слоем почвы в несколько сотен метров. Нам же в наследство достался уникальный ландшафт подминского района – то ли дно доисторического океана, то ли последствия метеоритного взрыва. Необычные ландшафты Логойщины могут быть отдельной целью поездки за город. Приглашаю вместе со мной сделать кружок по району.
Ещё в городе я высоко оценил две вещи – высокую посадку водителя и хорошую обзорность. Сидения «Калины Кросс» хоть и блещут оранжевыми а-ля спорт вставками, но не могут похвастаться развитой боковой поддержкой и настройкой по высоте. При этом их жесткостью я остался доволен, так как всегда предъявляю высокие требования к посадке за рулем. Просто за руль крепче держишься в поворотах :) Наружные зеркала пусть и настраиваются по-дедовски рычажками на дверях, но они правильно большие и вместе с салонным зеркалом заднего вида дают максимальную обзорность.
Что касается тех самых «молодёжных» оранжевых вставок по салону, то я на них старался вообще не обращать внимания. Потому что если рассматривать интерьер Лады «Калины» серьезно, то даже невозможно представить, как вся эта аляповатость линий и цветов могла прийти в голову дизайнерам. Удобно, всё на своих местах, и слава богу.
Первое, что стало понятно сразу же – я снова попал в зиму. Если в Минске в тот день снега было не видать, то на склонах «гор» его предостаточно. Местные говорят, что тут снег лежит дольше всего в Беларуси. Лёгкий мороз и солнце – самое лучшее сочетание, чтобы разглядывать детали на горизонте на многие километры вдаль. Сама деревня Кузевичи – эпицентр доисторического взрыва – ничем не примечательна. Местные жители краем уха слышали про метеорит, но ничего толком о нём рассказать не могут. Но могут выручить тогда, когда ты пытаешься ходом взять замёрзшую лужу и эпично застреваешь в ней. Ямы на дорогах тут имеют явно постметеоритный характер.
Дальше решаю ехать вдоль трассы P-66, но не только по асфальту, а со съездами в деревни и на живописные тропинки. В треугольнике Логойск-Мышицы-Плещеницы, который образован трассами М-6 и P-66 холмистые поля перемежаются островками леса, образуя живописный пейзаж. Именно он является целью вылазки.
Как и положено настоящим горам, тут можно найти и «многослойность» картинки, и определенный минимализм, созданный самой природой. Можно просто стоять и наслаждаться.
Всё, не могу молчать. Я всё ещё не являюсь адептом позитивного мышления. В Ладе «Калина Кросс» я нашёл два больших недостатка. Во-первых, это шум в салоне, несмотря на то, что «расширенный пакет шумоизоляции» включен в стоимость авто. Машина вам расскажет всё – она будет петь разными звуками в зависимости от включенной передачи и покрытия под колесами. При этом звуков будет порой слишком много, и вы будете задумываться, всё ли в порядке с автомобилем. Старт на тракторно-басовитой ноте, потом высокий какой-то писк, затем чуть ли не дизельное чахкание… Одновременно машина будет стучать вам в ладонь рычагом КПП, мол, друг, выключи магнитолу и поговори со мной. Я честно не знаю, как в «Калине Кросс» будет работать функция Hands free для телефонных звонков – придётся перекрикивать весь этот механический оркестр, особенно если речь идет о скорости 100 км/ч и выше. Во-вторых, это расход топлива, который, на мой взгляд, неоправданно велик для машины весом 1,5 тонны и имеющей объем двигателя каких-то 1,6 литров. В смешанном цикле я получил средний расход 10 литров на 100 км пути. Сегодня такие цифры высвечиваются на табло 2,5 – 3,0-литровых внедорожников! Прошлый век, что говорить.
Около деревни Малые Янушковичи резко сворачиваю с дороги Р-66 влево. Здесь есть несколько межвоенных ДОТ-ов, а также отдельно стоит башня (место на Google карте), с которой открывается неплохой вид на окрестности.
Местный житель между колкой дров рассказывает, что война (Вторая мировая – авт.) здесь была, но эти огневые точки, которых тут по лесам достаточно, ни одного выстрела не сделали.
Построены ДОТы были в межвоенный период советами, а взрывал, по рассказам жителей соседней деревни, один единственный немец. Он ездил на телеге от точки к точке, закладывал взрывчатку, потом предупреждал всех местных жителей о взрыве и… делал своё громкое дело.
Оммммм….! И снова о хорошем. Меня в этой машине в свете поездки по деревням больше всего интересовал клиренс. По разным источникам дорожный просвет Lada Kalina Cross составляет 183 – 205 мм.
Ну, вот так расходятся данные официальной брошюры и сайта АвтоВАЗа, да. Тем не менее, если взять минимальную цифру 183 мм, то её за глаза хватает, чтобы уверенно чувствовать себя на грунтовке, иногда влетать в неглубокие ямы и безболезненно вылетать из них. По дороге в Кременец я заметил уходящую вправо большую лесную просеку, укатанную лесовозами.
Свернув на неё, я разогнал машину до практически неположенных тут 70-80 км/ч. Фотограф несколько раз закрывал глаза со звуками «Аааахххх…», «Оуооо … ппа». При этом мы ни разу не чирканули днищем машины и не услышали звук отбойника подвески, беря ходом небольшие ямки. Одним словом Lada Kalina Cross может «валить» по таким проселкам смело. При этом мне очень понравилась длинная третья передача машины, которая позволяет ехать чуть ли не в автоматическом режиме.
Вот мощности мотору явно не хватает. В зависимости от комплектации у вас может быть 87 или 106 лошадок под капотом. Тяговитым мотор никак назвать нельзя, однако я всё же сумел на Kalina Cross покорить одну из логойских заснеженных вершин. Конечно, в таких случаях надо понимать, что и протектор шин должен быть подобран верно с учётом характера ваших поездок.
Я узнал, что в деревне Кременец находится чудо-камень, валун Даждьбога, и направил «Калину» именно туда. В Беларуси есть много больших валунов, но именно следовиков и таких, которым поклоняются по сей день, не так много. Здесь практикуется так называемое «народное христианство».
Название «Даждьбогов камень» уже никто из местных не помнит, все называют валун в лесу «святым». При этом здесь бытует обряд вызывания дождя, когда девять дев с кольями идут к камню, приподнимают его, читая заклинание.
Как говорят очевидцы, на третий день после обряда обязательно пойдет дождь и будет идти до тех пор, пока девы не достанут колья из-под камня и не вернут его в первоначальное положение. Вода же из «следов» на камне почитается местными как чудодейственная. На соседнем валуне я хотел оставить свои отпечатки ступней – быть уважаемым персонажем в деревне. Не вышло.
В конце поездки решено заехать в столицу района – город Логойск. Во-первых, это ближайшая цивилизация, потому что обеденное время как бы намекало, что пора. В деревнях и между ними ни оборудованного туалета, ни кафе обнаружено не было. Тут и до Минска рукой подать – для тех, кто будет повторять этот маршрут и желает быстро вернуться домой.
Современная горнолыжная столица Беларуси встретила микрорайонами и … метеоритом. Огромный валун стоит прямо посередине новостроек. Очень символично в свете идеи поездки, не так ли? До обеда устраиваю быстрый объезд местных достопримечательностей.
Вся история города связана с именами известного рода Тышкевичей. Местные жители на стихийном рынке дружно рекомендуют посмотреть парк и руины дворца.
Одновременно задаю вопрос про Логойский метеорит, не помнит ли кто, куда 42 миллиона лет назад жахнулась каменюка. Может видел кто. Только один мужик припоминает что-то и называет болота Гани на реке Гайне как точное место падения. Надо будет в следующий раз проверить!
Модерновый костел в Логойске построен в 1990-х годах на месте святыни XVII века. В нём находится родовая усыпальница Тышкевичей. Напротив костела агрогламурный «Логойский пассаж» по факту оказался большим гастрономом с несколькими торговыми точками внутри. Через речку Гайна находится православная церковь со святым источником на берегу.
Про замок в Логойске, который был разрушен во второй половине XVIII века, напоминает опять же… гастроном в виде замка. На противоположной стороне центральной улицы была замечена художественная галерея. Сейчас в ней выставляются восковые фигуры из Петербурга, а в пристройке имеется сувенирная лавка.
Среди местами трэшовых сувениров из глины, например, копилка в виде туалета типа «сортир», были найдены классные деревянные ложки. Они, по словам мастера, могут служить человеку всю жизнь при бережном обращении.
Отобедать было решено в расположенном рядом кафе-бистро «Беларускі куток». По словам сотрудницы галереи, туда приезжают перекусить даже из «Силичей», потому что недорого.
И правда, мы с фотографом на двоих наели на целых 138 000 рублей (примерно 6 долларов на двоих). Было ли вкусно? Ну, скажу, так себе, но есть можно. К тому же альтернатив в Логойске немного, надо понимать.
Подкрепившись, отправляемся на нашей машине времени Lada Kalina Cross в Минск. По дороге мы с фотографом загнались одной мыслью относительно метеорита. Если предположить, что сейчас может произойти что-то похожее на события 42-миллионлетней давности, что сделает современный человек. Например, наш фотограф Аркадий быстро бы сфотографировал приближающийся метеорит и постарался успеть отправить фото через соцсеть тому, кто живёт далеко от этого места. А что бы сделали вы?
Подводя итог, можно сказать, что Lada Kalina Cross это сгусток автомобильных противоречий с одинаковым количеством плюсов и минусов. Невнятное поведение в городе с лихвой компенсируется бравым характером на грунтовках и полевых дорогах. Вряд ли можно говорить о выдающемся дизайне машине или её интерьере, однако в нём удобно. Удобно ровно на стоимость машины и ни на рубль больше. Это тоже надо понимать, что мы говорим про лоу-кост.
К плюсам АВТОВАЗовского продукта (именно к плюсам! – авт.) я отнесу такую опцию как «улучшайзинг». Машина как бы сама просит чуть лучше закрепить решетку обдува стекла, чтобы она не дребезжала. Где-то я уверен, нужно поджать гаечку, закрутить потуже болтик, смазать дверку. Приобретая Lada, вы покупаете себе дополнительные навыки и неоценимый опыт. Это большой плюс.
Для тех, кто захочет повторить маршрут Holiday.by «За Логойским метеоритом»
Садитесь в Лада «Калина Кросс» и выезжаете из Минска по направлению к Логойску по трассе М-3. Не доезжая до Логойска можно съехать налево в сторону деревни Вераги. Здесь можно прокатиться по нескольким живописным дорожкам. В деревню Кузевичи, куда упал метеорит, лучше всего добираться, проехав Логойск по трассе М-3. Дальше включаете режим «первооткрыватель», общаетесь с местными жителями, смотрите в бинокль и направляете машину куда глаза глядят. Примерный маршрут находится по ссылке.
По дороге после съезда с М-3 вы не встретите магазинов и АЗС, поэтому предусмотрите остановку заранее. Нелишними будут бутерброды, чай в термосе, резиновые сапоги, бинокль. Перекусить можно также на АЗС по трассе М-3, в Логойске или сразу возвращаться в Минск.
Бюджет нашей поездки составил примерно 300 000 рублей на бензин, 138 000 рублей на обед на двоих и 76 000 рублей на сувенир в Логойске. Итого 514 000 рублей или примерно 23 условных доллара.
По времени такая поездка занимает примерно 7-8 часов.
Удачных открытий! Найдёте золото или алмазы, звоните ;)
Достопримечательности Беларуси на Holiday.by
Хотите приобрести автомобиль Lada? Вам дорога в автосалон нашего партнера - «МИНСК-ЛАДА» на Серова, 1. Выражаем им благодарность за предоставленную машину времени.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах