Ни для кого не секрет, Минск — серый, полный монументальных зданий, громоздких колонн и другой советской атрибутики. Любое несанкционированное проявление творчества на стенах города, сразу же блокируется и уничтожается администрациями районов. Но в последнее время яркие пятна все-таки пробиваются, и фасады некоторых домов официально начинают жить новой жизнью. Holiday вместе с представителем сообщества SIGNAL Олегом Ларичевым подготовило гид по самым красивым стенам города, фото которых должно быть у всех.
Галерея «Ў»
Если вы только что сошли с паровоза и двинули в центр города, не удивляйтесь, если скоро вас накроет волна строгих городских зданий. Чтобы отыскать яркие пятна Минска, вам придется пройти до станции метро «Площадь победы», свернуть с проспекта Независимости и дойти до пристанища хипстеров и просто творческих минчан, галереи «Ў». Вход здания и стена около него — первый в экскурсионном маршруте объект стрит-арта. Сейчас там можно увидеть прекрасных водолазов, которых общество почему-то приняло за космонавтов. С другой стороны, космос еще-хоть как-то вплетается в белорусскую историю, а вот водолазы — вряд ли. Возможно, автор, коим является Михась Мишук, хотел сказать, что вот оно — дно.
Улица Октябрьская
Идем дальше. Чтобы добраться до следующего объекта, вам необходимо спуститься в главную артерию Минска: метро, доехать до станции «Первомайская» и направиться в сторону самой хипстерской улицы города — Октябрьской, где находится завод МЗОР, стены которого еще год назад были девственно пусты и абсолютно не привлекательны. Но улочке повезло, в рамках проекта Vulica Brazil в Беларусь приехали бразильские художники, к ним присоединились белорусские творцы и теперь это место одно из самых привлекательных в Минске: «Гусли» от Евгения Cowek, черно-белый портрет графа Чапского в исполнении Сергея IZUM, граффити с Ван Гогом, обнимающим художницу Фриду, подаренное Минску Рожерио Фернандесом, и другие арт-объекты, которые позволили работникам завода гордиться своими стенами.
Стоит признать, что Минск в плане стрит-арта — бедный и непримечательный. В Беларуси есть множество маленьких населенных пунктов, обгоняющих столицу по количеству добротных граффити и уличных арт-объектов. Одним из таких является Речица, он же хранилище народной нефти и родоначальник белорусского стрит-арта. Но мы искренне надеемся, что благодаря уже упомянутому движению Vulica Brazil, в Минске в скором времени тоже будет на что посмотреть.
Энгельса, 34
Итак, продолжаем путешествие по бразильскому искусству и от Октябрьской двигаем в сторону разрушенного стадиона «Динамо», проходим улицу Ленина и выходим на Энгельса, 34. Где всю неделю творили всемирноизвестные братья-близнецы из Бразилии Os Gemeos. Когда ребята заехали в Минск, первое, что они сказали: «Да здесь же вообще нет стрит-арта! Давайте разукрасим здесь все!». Мужик сказал – мужик сделал.
Парк Горького
Двигаемся дальше. Помните про водолазов около галереи «Ў»? Давайте теперь посмотрим на подводника покрупнее. Для этого вам снова нужно выйти на проспект, пройти вдоль цирка и войти внутрь центрально детского парка. Затем поверните налево и постарайтесь среди деревьев отыскать маленький мостик. Именно под ним в воде притаился огромный водолаз Михася Мишука. На этот раз с космонавтом вы его вряд ли перепутаете.
Метро Восток
Как мы уже сказали, Минск не богат на современный стрит-арт, а вот советское монументальное искусство — наше всё. Чтобы посмотреть на один из его примеров, выйдите из парка, снова зайдите в метро, доберитесь до метро «Восток», выйдите на воздух, посмотрите наверх и вы увидите четыре знаменитых мозаики, украшающие торцы «высоток»: «Город-воин», «Город науки», «Город культуры», «Город-строитель». Автор этого великолепия – один из самых известных художников Беларуси Александр Кищенко.
Фабричная, 22
Вернемся к свежим рисункам. Для этого вам опять придется спуститься в минское метро, доехать до станции «Пролетарская», выйти, пройти ламповый кинотеатр «Ракета» и среди домов отыскать Фабричную, 22. На торце этого дома вы можете видеть работу Валтера Tinho Номура. Художник японского происхождения известен во всем мире своими проникновенными изображениями детей. Его идея – показать чистоту в грешной жизни мегаполиса.
По-соседству с девочкой разместилась работа белорусских художников.
Ольшевского, 10
А теперь вперед к работам белорусов. Для этого вам необходимо выбраться из дебрей улицы Фабричная, постараться отыскать метро, доехать до метро «Пушкинской» и направиться в сторону спорт-бара Bristle. На его здании разместилось монументальное легальное граффити, подаренное городу художником из Лиды Евгением Cowek. Важно сказать о том, что рисунок был сделан официально, ведь многие крутые работы просто закрашивают, и снова окунают город в серость.
Чкалова, 34
Одной из таких пропавших работ, была «Смеющаяся будка» одного из уличных художников России Никиты Nomerz. Выглядела она так:
Теперь на этом месте серый квадрат. Жаль, что в нашем городе убивают стрит-арт. Самое интересное, рисунок был сделан около двух лет назад, но закрасили его только в этом году.
«Дом быта» на площади Победы
Стрит-арт в принципе долго не живет. Бывают и однодневные работы, которые художники не успевают завершить. Например, портрет Василя Быкова на трансформаторной будке, который попытались нарисовать ребята из сообщества SIGNAL. Когда на стене появилась половина тела белорусского классика, художников забрали в РУВД, а граффити тут же закрасили. По итогу, в Минске стало на одну белую стену больше, а у художников на 30 базовых величин меньше. Вот так должен был выглядеть рисунок:
Станция метро Фрунзенская
Вернемся к существующему в Минске стрит-арту. Последний пункт в нашем экскурсионном маршруте по уличному искусству – очередной объект советской креативности. Добраться до него довольно просто: доезжаете до «Фрунзенской» и уже там вашим глазам открывается прекрасный вид на мозаику «Пахари», которых горожане часто путают с космонавтами. Панно установили на новеньком доме в 80-ые годы. А сейчас объект отнесли ко второй категории списка материально-культурных ценностей Беларуси.
К чему мы пришли. В Минске есть стрит-арт, но большая его часть – творчество иностранных художников. Как так получилось? Для того, чтобы разрисовать какую-либо стену города с уверенностью в том, что ее не закрасят, нужно получить официальное разрешение. В случае с проектом Vulica Brazil — это согласие на разрисовку от администрации президента. Если говорить про белорусских ребят, им достаточно договориться с администрацией района. Но кто хочет ждать и бегать по кабинетам? Вот так и получается, стрит-арт появляется, но его уничтожают, поэтому в нашем маршруте всего десять красивых фасадов на 349 квадратных километров.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах