«Новый Поло» в Новополоцке! Каламбур!», — язвительно повторял я в офисе накануне поездки. И дело не игре букв. Мне виделось, что ничего нового про Полоцк, в котором бываю каждый год, я не узнаю. Маленький бюджетный немецкий седан Volkswagen Polo и подавно удивить сможет, разве что ценой — до 10 тысяч у.е. Ну, едет и едет себе. Или «бегает и бегает», как нам говорят рекламные щиты в городе. Про новые грани изъезженного туристами Полоцка, любовь к белорусскому бензину, новые ощущения от недорогого автомобиля поговорим прямо сейчас.
День 1. Гарантированный изюм Полоцка
У популярных экскурсионных направлений Беларуси, которые давно на слуху, есть один большой стереотип. Дескать, есть вот Мирский замок, к примеру. Зачем туда ездить часто? Ничего не меняется с годами. Под штампы «ничего нового» попадают иногда целые города. Это как раз про Полоцк. Все знают, что была или есть в нём Полоцкая София — то ли храм, то ли женщина (например, мой одноклассник долго думал, что это имя местной княжны — авт). Кто-то вспомнит про Франциска Скорину и Евфросинью Полоцкую, конечно же. Вот и весь образ города для тех, кто давно не был в Полоцке. Или не был никогда.
Открывать новые грани города мы отправились вместе с компанией «Атлант-М Фарцойгхандель» в рамках презентации обновленного седана VW Polo. Всего 230 километров по хорошей дороге М-3 на сервер от Минска и через 3-4 часа вы уже на месте.
Первые несколько часов мы привыкали к нашим автомобилям, их габаритам, повадкам и звуку. Модель Polo в Беларуси не новая, а если присмотреться к дорожному потоку — очень популярная. Недаром в 2013-2014 годах Polo был самым продаваемым в Беларуси автомобилем. Настройка под себя происходит за полминуты: кресла регулируются ступенчато, а рулевая колонка — по высоте и вылету. Даже человеку с ростом выше среднего на передних сиденьях будет удобно. Салон не вызывает вау-эмоций, так как мы всё же едем в бюджетином авто. Но при этом всё удобно и лаконично располагается по отношению к водителю и пассажиру. Основное наблюдение за две сотни километров по асфальту — управление точное, но хочется чуть меньше шума от высоких нот двигателя при движении на высокой скорости. Лайфхаком стало включение магнитолы :)
Перемещаться на длительные расстояния в новом Polo комфортно — никто из десятерых человек в нашей группе яростно не хлопнул дверцей «Да, ну его!» при выходе в центре Полоцка.
Полоцкая София — это всё же храм, а не правительница — место легендарное, потому что имеет глубокие корни, восходящие к самой настоящей Древней Руси. Когда-то такие «софии» стояли у нас, в Киеве и Новгороде. В XVIII веке наш храм по непонятным причинам взлетел на воздух (часто в этом взрыве обвиняют Петра Первого — авт.). Вместо него воздвигли униатский собор в стиле виленского барокко, поэтому его часто называют костелом. Небольшой органный концерт — обязательная часть посещения храма-музея.
Но самая любопытная вещь находится уровнем ниже. С хорошим экскурсоводом нужно спуститься на ярус, где сохранился фундамент той самой древней Софии и послушать историю многовековой давности.
Наш гид Елена Изергина рассказывала и про легендарного Всеслава Чародея и про клады, которые находили в городе, когда он был центром торговли и про особенности самого древнего храма.
Полоцк вполне себе может и должен развивать образ города музеев. Детский, ткачества Поозерья, краеведческий в здании кирхи, музей улицы Нижне-Покровской, книгопечатания — всего в городе около полутора десятков небольших и интересных музеев. Увлекательное времяпрепровождение в городе гарантировано в любую погоду.
Про частный музей средневекового рыцарства и князя Альгерда, которого «достаёт из истории» его создатель Александр Лукашов Holiday.by писал в прошлом году. На этот раз изюм заключался в том, что нас встретил не только хозяин музея, а сам... князь. На внутреннем дворе прошёл мастер-класс по средневековым танцам. Воины показали искусство владения оружием.
Центр Полоцка очень хорошо подходит для прогулок. Тут есть время вспомнить уроженца города первопечатника Франциска Скорину, Симеона Полоцкого, Евфросинию Полоцкую и её знаменитый крест. Всем этим людям здесь установлены памятники.
Есть фирменные фишечки у Полоцка - географический центр Европы с выдачей сертификатов о его посещении (думается, можно прикладывать к документам на очередную шенген визу — авт.), памятник белорусской букве "Ў" на центральном бульваре. Каждый раз приезжая в Полоцк ты узнаешь про что-то новое. Год назад мы побывали на настоящих археологических раскопках в посаде города. В этот раз нам рассказали про восстановленную механическую говорящую голову в коллегиуме иезуитов.
В этом году ещё одной изюминкой стала сувенирная лавка «Город мастеров» в центре Полоцка. Большой зал магазина полон всякого хэнд-мэйда, который собрал владелец магазина Олег Хвеженко. На первый взгляд «сувенирная свалка», но если провести в магазине минут десять — глаз привыкает к пестроте и ты начинаешь замечать очень интересные вещи, которые хочется купить. Наверное, это один из самых больших сувенирных магазинов во всей Беларуси.
Неким особняком стоит Спасо-Евфросиньевский монастырь. С одной стороны, это место напрямую связано с одной из самых популярных в Беларуси святых. Со второй, это действующий православный монастырь со своим укладом жизни. Здесь верующие поклоняются мощам Святой Евфросиньи, а любители детектива разинув рты и высказывая версии, слушают экскурсовода и захватывающую историю про исчезнувший в начале XX века без следа огромный золотой крест белорусской святой.
Мы же забиваем до отказа пару 460-литровых багажников наших седанов Polo, хвалим их за такую вместительность. Выскакиваем из Полоцка на гравийку, а затем и вовсе на лесную дорогу с колеей, и при этом не теряя комфорта и управляемости авто приезжаем ночевать на охотничью базу отдыха на озере Червятка.
При всей известности и предсказуемости Полоцка можно сказать, что каждое посещение города будет гарантированно хорошим, и каждый сможет отыскать свою полоцкую изюминку в таком туре выходного дня. Мне лично кажется, что основной мотив поездки в этот северный город Беларуси — это небольшие и интересные музеи, из которых можно составить очень красивую программу на два выходных дня.
Хотите приехать в Полоцк подкованным исторически и удивить друзей познаниями? Пролистайте до поездки книги Владимира Орлова «Тайны полоцкой истории» и Сергея Тарасова «Полоцк — гордость веков». Посмотрите на город соврешенно по-другому — когда-то он был центром мощнейшего княжества.
Моей офисной предвзятой язвительности относительно Полоцка наступает конец. Приеду ещё!
День 2. Гордиться белорусским бензином, удивляться седаном VW Polo
Начало второго дня на базе отдыха решено посвятить осмотру обновленного Polo. История компактной модели «Поло» тянется с 1975 года. Пять лет назад для рынка России было принято решение к хэтчбэку «приделать» вместительный багажник (всё, как мы любим! - авт.) — так получился седан Polo. Это очень честный автомобиль за свои деньги. Вилка стоимости в Беларуси в зависимости от комплектации колеблется от 9,5 до 12,8 тысяч USD.
В нашем распоряжении были автомобили «средней» комплектации Comfortline, цена на которые чуть превышает психологический барьер для нового автомобиля в 10 тысяч долларов. За эти деньги под капотом работает 1.6-литровый бензиновый двигатель мощностью 105 л.с. Переключаются скорости 5-ступенчатой механической коробкой передач. Динамики достаточно для перестроения в городе и на трассе.
Особого шика от салона ожидать не приходится, при этом руль, КПП и стояночный тормоз отделаны кожей. Есть удобный подлокотник между передними сиденьями. На заднем ряду с комфортом размещается два взрослых человека среднего роста. Пространства для ног задних пассажиров достаточно, но при росте свыше 180 см потолок авто будет намного ближе желаемого. Во время движения для разговора с пассажирами заднего ряда не нужно излишне повышать голос — шумоизоляция салона на средних оборотах хорошая.
Оцинкованный кузов делает седан Polo долговечным. Про багажник в 460 литров мы уже говорили — его оценит большинство белорусов. Внешне рестайлинговую модель можно отличить по новой оптике, дневным ходовым огням, новой фальшрешетке радиатора, выхлопной трубе, выведенной через задний бампер и некоторым другим мелочам. «Новый немецкий седан за десять тысяч» — что ещё нужно соотечественнику? На секунду подумалось, что белорусы бы размели склады Polo, если в неком Belarussian Edition появился не седан, а универсал с «дызельком» и возможностью обменять свой старенький «Пассат» с доплатой на новенький «Поло». Тогда Лявон Вольский точно бы посвятил песню такому авто (гимн дизельному универсалу «Пассату» полностью раскрывает фишки авто для белорусов — авт.).
Про расход топлива в официальных документах говорится о 6,5 литрах на 100 км. Мы же решили провести собственный замер. О его результатах в конце материала. Теперь же едем на промышленный гигант «Нафтан».
Не буду рекомендовать Новополоцк для посещения вместе с Полоцком — смотреть тут сильно не на что. Город возник в 50-е годы прошлого века по зову индустриализации СССР. Здесь было решено построить мощный нефтереперабатывающий завод. Так в нашей маленькой Беларуси появился промышленный гигант «Нафтан», а рядом с ним несколько сопутствующих предприятий такого же размаха.
В Беларуси работают два нефтерерабатывающих завода — в Мозыре и в Новополоцке. Владельцы бензиновых авто чаще заливают мозырьское топливо, а вот хозяева дизельных машин в большинстве случаев кормят своих железных коней новополоцким «кормом».
К огромному сожалению нам запретили фотографировать на собственные камеры, приставив официального фотографа «Нафтана» и с десяток охранников. Это и понятно — предприятия супер-стратегические и безопасность тут не пустой звук во всех смыслах. Поэтому придётся передавать определенные эмоции буквами (фотографии предоставлены предприятием — авт).
Во время небольшой пресс-конференции мы посмотрели фильм о 50-летней истории «Нафтана», а также узнали, что не бензином единым живет сегодня предприятие. Особое внимание официальные лица заостряли на производстве белорусских машинных масел.
При этом автожурналисты уводили тему в самое наболевшее — замерзающее зимой белорусское дизельное топливо. Много говорилось про качество производимой продукции, но пока мы не поехали по территории завода-гиганта в него верилось с оговорками.
Автомобильный бензин, дизельное топливо, нефтяные битумы, серная кислота, масла, нефтяные растворители, топливо для реактивных двигателей, нефтепродукты специального назначения — всё это получают здесь из нефти, поступающей по нефтепроводу «Дружба». С нами по огромной территории завода проехал инженер по качеству Вячеслав Станиславович Зубович и рассказал как вся эта неимоверная штуковина работает.
Пересказывать каждый процесс у меня не получится, потому что здесь что-то расчепляется на фракции; тут при заоблачных температурах что-то плавится и выделяется; над головой по тысячам труб сырье сей момент с гулом летит от установки к установке. Людей на территории немного — все разбросаны по пультам управления и лабораториям. Первые призваны следить за работой всего завода и отдельных участков, вторые - за качеством выпускаемой продукции. В последний раз примерно такой же немой восторг от размахов индустрии я испытывал, поднимаясь в кабину БелАЗа в Микашевичском гранитном карьере.
— Бензин или дизель сознательно испортить невозможно. Всё проверяется, а до этого все действия записываются в историю компьютера навсегда, — в очередной раз повторяет Вячеслав Станиславович. На этот раз перед дверями одной из лабораторий «Нафтана».
— Нам нет смысла производить некачественное топливо, ведь если придётся возвращать железнодорожный состав, например, из Европы — это будет стоить баснословных денег и штрафов для нас, — резонно добавляет директор лабораторий.
В лаборатории всё меньше приборов, относящихся к эпохе СССР. Здесь активно переходят на компьютерную диагностику производимой продукции: лаборант заливает пробу в автомат, он себе прогоняет-расщепляет и только выдает чек с заключением о качестве и составе в процентах. Человеческий фактор и ошибки измерений исключены на 99%. Контрольные пробы каждой партии топлива, например, хранятся несколько месяцев с момента её реализации.
Все «косяки» бензина и особенно дизеля представители «Нафтана» переносят на перевозчиков и продавцов топлива. Мол, могут не совсем качественно вымыть цистерну для перевозки — вот тебе сразу поинжение качества. На АЗС осенью могут залить зимний дизель в резервуар, где есть ещё остатки летнего. Наступили морозы — такое топливо тут же замерзло в машине. Плюс к этому по словам Вячеслава Зубовича многие владельцы дизельных авто до последнего момента надеются, что в Беларуси с морозами «пронесет». Когда резко и по-белорусски неожиданно зимой наступает холод начинают смешивать летний и зимний дизель прямо в баке, что никакого эффекта не дает, потому что остатки летнего топлива всё равно находятся в системе машины. При этом надо понимать, что белорусский зимний дизель с завода выходит уже подготовленный для работы при температуре минус 15 - 20 градусов. Добавление присадок в такое топливо вряд ли решит проблему замерзания при более низких температурах окружающей среды. В этих случаях надо заливать «Арктику» в топливый бак.
Выходил я из проходной «Нафтана» с полным баком информации о непонятных процессах, которые позволяют нам производить крутой бензин и качественное дизельное топливо. Промышленный гигант впечатлил собой и людьми, которые действительно любят свою работу и готовы рассказывать часами про особенности отделения серы из топлива и замену её компонентов смазывающими присадками.
Наш обратный путь в Минск проходит по другой дороге — через Лепель. Всё дело в том, что раллийный гонщик и автожурналист Иван Кришкевич задумал выжать из седанов VW Polo на трассе, где проходят настоящие гонки. На какое-то время скромные седаны превращаются в ... гоночное такси.
Стрелка тахометра близка к красной зоне, столб пыли из-под колёс на скорости свыше 100 км/ч, пассажиры — в восторге. Один раз даже удалось подпрыгнуть на одном из бугорков - всё в лучших гоночных традициях на радость фотографам.
Такой финальный аккорд поездки был очень нужен, чтобы на ухабах все мысли о прошедших двух днях встали на свои места. В чистом остатке масса впечатлений от всего лишь одного городка в Беларуси — Полоцк рекомендую к посещению всем. Разные возможности продемонстрировал и обновленный седан Polo. На нём достаточно комфортно перемещаться на длинные расстояния, машина вместительная и хорошо управляема. Конкуренты в классе недорогих компактных машин имеются в нужном количестве, конечно, но при всей любви белорусов к немецким седанам шансы у них порядком сокращаются.
Когда речь идет про поездку на машине, тема расхода топлива — одна из первых. Мы заправили полные баки во все три Polo и по возвращении в Минск замеряли результаты. За два дня мы проехали около 500 км по асфальту, полю и даже лесу.
Против 6,5 официальных литров расхода нам удалось добиться среднего 4,77 л на 100 км. Это означает, что если вы едете на обновленном седане VW Polo в Полоцк и обратно, то на бензин придётся выложить 283 тысячи белорусских рублей (примерно USD 14,2) в ценах на момент публикации. Примерно столько же надо будет заплатить за маршрутку или купе поезда туда-обратно из Минска в Полоцк. Поэтому как только в машине два-три человека, дорога становится очень экономной в пересчете на человека - около 90 тысяч рублей.
Одним словом, путешествуйте по Беларуси как мы и путешествуйте лучше нас :) Чего только не встретишь на прекрасных белорусских дорогах!
Благодарим компанию "Атлант-М Фарцойгхандель" за организацию поездки
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах