В эту субботу, 8 августа, по соседству с Мирским замком состоится четвертый музыкальный фестиваль Mirum. Прошлогоднее «Чудо», а именно так название переводится с латинского, собрало несколько тысяч гостей. Программа этого года выглядит многообещающей, в хедлайнерах такие исполнители как Нино Катамадзе, Insight и Onuka. Holiday.by встретился с организатором Егором Захарко, узнал чего стоит создание open-air в Беларуси, как набирать команду и вести переговоры с местными исполнительными органами.
Mirum Music Festival – первый в Беларуси open-air, проходящий на зеленом лугу у стен Мирского замка. Площадка находится на открытой террасе кафе Mirum, которое расположено напротив достопримечательности. На небольшом, но уютном пятачке в этом году развернут две сцены – большая на собственном лугу, малая – на террасе. Здесь же и состоялась встреча с Егором, организатором фестиваля.
— Я никогда не принимал участия в музыкальных событиях как основной организатор. У меня не было понятия как это делать. Все было в новинку: как делать рекламу, какое оборудование заказывать, как приглашать артистов и общаться с нашей властью.
Раньше делали вечеринки, когда ты зашивался в баре и проводил все негласно. Тут же надо было надеть костюм, съездить в Кореличи в местный исполком, красиво сделать презентацию и донести, что значит проект для культуры Беларуси.
Не было ни одного человека рядом, который мог бы подсказать, как делать крупные мероприятия. Не было даже смысла к кому-то обращаться, потому что в организации мероприятий надо через все пройти самому. Только так, мне кажется, можно получить тот самый главный опыт, на котором потом можно построить традицию фестиваля.
— Почему же выбрали в качестве площадки не Минск, а кафе в Мире?
— Приезжая в Мир, многие говорили, что пора бы на летней террасе кафе сделать какое-то мероприятие. То есть идея «Мирума» отложилась у меня в голове ещё в 2010 году, но в то время я учился в Литве, затем уехал в Москву и, отучившись там, вернулся в Беларусь. Мы с друзьями посмотрели на террасу кафе и подумали, а почему бы и нет. На старте у меня в кармане было 650 долларов. Я как раз получил зарплату, работая барменом, в одном из культовых заведений Москвы.
Егор быстро собрал команду, нашел оборудование. Следом в райисполкоме было получено разрешение на проведение мероприятия. Для согласования даже пришлось посетить отдел экономики. Но разрешение было получено относительно быстро: для мероприятий на 300-400 человек было достаточно уведомительного письма в исполнительный комитет Корельчицкого района. На мероприятиях такого масштаба даже разрешена продажа алкогольныхнапитков.
— В итоге за две недели рекламы через социальные сети к нам приехал автобус из Гродно, гости из Минска и близлежащих городов. Мероприятие было со свободным входом. По итогу в тот год мы собрали около 400 человек. И, наверное, самое главное воспоминание с первого мероприятия — когда люди, собиравшие в восемь утра палатки, подходили и на прощанье говорили, как им понравилась идея. В принципе это то, чего я и хотел — увидеть реакцию публики, посмотреть насколько ей это будет интересно. Тогда мы и решили продолжить Mirum.
В следующем году команда поставила себе более глобальные цели: фестиваль решили сделать двухдневным, поставить две сцены, приглосить европейских артистов и сделать больше рекламы. Так все и было сделано.
Главный риск при организации фестивалей формата open-air — непредсказуемость погоды. Чем меньше градусов на улице, тем меньше людей доезжает до мероприятия. А дождь и вовсе вымывает людей.
— В плане организации все было идеально. У нас хватало инфраструктуры, были поставлены поручни, ограждения. Мы все согласовали с местной властью, поставили огромное количество биотуалетов. Привезли артистов, но, как всегда здесь бывает в середине июля, нас залило дождем – здесь был шторм, огромный поток воды.
Тот год был закалкой для меня. Эмоционально пережить момент, когда ты отдаешь себя делу целиком и полностью и ожидаешь от него ровно пропорциональной отдачи, а это дело тебе не дает того, чего ты ждал. Выдержать эмоционально тяжело. И в тот момент мало кто думал, что мы будем продолжать.
В тот год произошло три события, которые все же удержали команду на плаву. Не обошлось без мистицизма и поддержки спонсоров.
— Первое – появился символ. К нам прибилась кошка, которую назвали Фестивалией. С того момента кошка начала уж очень хорошо плодиться и мы подумали что в этом есть какой-то потайной смысл.
— Над созданием «Мирума» трудится команде из десяти человек. Как их набирали?
— Команда у проекта появилась по ходу развития. Я не верю, что можно позвать или нанять кого-то и сделать успешное мероприятие. Если хочешь сделать качественное мероприятие, то ты просто идешь вперед, а по пути появляются люди, готовые помочь. Как правило, они становятся самыми незаменимыми.
— Егор, насколько сложно каждый год договариваться с местной властью и получать разрешение?
— Нам не хотели давать разрешение на проведение, но помог случай. Годом ранее я на джаз-фестивале познакомился с директором гродненской областной филармонии. С помощью этой структуры мы прорубили себе окно. Разрешение было получено, были привезены интересые артисты, включая Нино Катамадзе. Хотя мероприятие, в связи с определенными сложностями с разрешением, пришлось перенести с июля на август. Зато теперь у нас есть своя дата.
Уже четвертый год я наблюдаю за тем, как во вторые выходные июля здесь страшно портится погода и идет ливень. Если бы мы продолжили проводить мероприятие в июле, то испытывали бы все те же разочарования. Наверное, эти сложности с местной исполнительной властью сыграли нам на руку. Надеемся, в этом году погода будет хорошая.
Погода в этом году балует Mirum Music Festival. Вторые выходные августа обещают быть аномально теплыми. Ожидается, что 8 августа воздух прогреется до +36 градусов.
Первое что нужно получить для фестиваля – разрешение на проведение культурно-массового мероприятия. В первом году, когда планировалось 300 человек, достаточно было бумаги уведомительного характера. Если делаешь более масштабное мероприятие, то заявление находится на рассмотрении более двух недель. Сразу надо решать вопросы об охране, наеме скорой помощи, пажарной, сотрудников МЧС. Найти ограждения, получть разрешение о продаже или запрете продажи алкогольных напитков, добавил Егор.
— Каждое учреждение пытается выдвинуть свои условия. И тебе ничего не остается кроме как следовать букве закона. Но нужно отдать должное местному отделу культуры, им бы мы хотели передать отдельную благодарность. Они помогали с турникетами, причем совершенно бесплатно. Люди шли навстречу, поддерживали. Находить общий язык с работниками культуры, нам, работникам, культуры намного проще, чем в том же отделении милиции.
До этого мы привлекали к работе охранников местных клубов. В этом же году было выставлено требование привлечь сотрудников милиции.
— Чем такое требование вызвано? Неужели милиционеры справятся лучше охранников?
— У нас всегда было желание делать мероприятие с людьми, которые, во-первых, незаметны на мероприятии, во-вторых, более общительные. Так проще создать хорошее настроение фестиваля.
В прошлом году после фестиваля появилась бумага, в которой было выписано несколько претензий. Одна из которых — недостаточное обеспечение правопорядка на мероприятии. По закону, если местная исполнительная власть требует обеспечить охрану мероприятия именно сотрудниками милиции, мы обязаны это сделать.
— И все же возвращаясь к вопросу согласования мероприятия. Расскажите, как проходят переговоры с райисполкомом.
— Тут нужно быть очень корректным
— Давайте постараемся
— Мне кажется, что местная исполнительная власть, имея у себя в районе такой интересный исторический объект не совсем понимает, что из этого можно извлекать гораздо большую выгоду. У них по сей день складывается отношение ко всему происходящему: меньше внимания – меньше проблем. Хотя в этом районе, имея такой объект, надо переориентировать себя с выращивания картошки на туризм. Пока они этого не делают. Все яркое и необычное, что происходит — лишний раздражитель.
В этом году организаторы наладили четыре бас-тура из Гродно, Минска, Бреста и Гомеля. Гости из других городов смогут добраться на маршрутках, автобусах (до Мира или Карелич) и электричке до Столбцов. Как всегда, будет отведена территория под палаточный городок, нахождение в котором бесплатно, но палатки нужно привозить свои — прокат предусмотрен не будет.
Билеты на фестиваль продаются на официальном сайте, там же находится подробная программа мероприятия.
Что касается фудкорта, то здесь обещают, что в этот раз еды хватит всем: будут и фалафели «ележжеле», и местный фаст-фуд «Dranik-on-the-go», и вкуснятина от пекарни Zorny.
Для тех, кто приедет с детьми Галарея Ў организует свою зону творчества, в которой можно будет оставить малышей. Кураторы научат детей, а при желании и взрослых, рисовать музыку.
Каталог усадеб Беларуси на Holiday.by
Также по теме:
Энергия лета, или На какой белорусский фестиваль отправиться в августе?
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах