Заходя на борт самолета, пассажир видит его. Этого идеального человека. Его интеллигентная улыбка, безупречная форма, белые перчатки и отточенные жесты удивительным образом заставляют поверить, что полет пройдет успешно. Работа бортпроводника кажется увлекательной, романтичной и полной приключений. Но мало кто вспоминает при этом про бессонные ночи, опасность профессиональных болезней и большое психологическое напряжение. Бортпроводники авиакомпании «Белавиа» Максим Прокурат и Татьяна Островская раскрыли для Holiday.by все секреты.
Опаздывать недопустимо. Разве что — на пару минут
Специальной школы бортпроводников в Беларуси нет. Сначала набирают персонал, потом обучают. Наши герои и не планировали, что станут сопровождать пассажиров в самолетах. Их судьбу решила воля случая.
Татьяна: Чтобы стать бортпроводником, совсем не обязательно обладать какими-то удивительными способностями. Кандидаты обязательно должны иметь среднее образование, хорошие показатели по медицинскому обследованию и владеть английским языком.
Я пришла в эту профессию совершенно случайно. Мой друг после года работы бортпроводником в шутку сказал, что авиакомпания проводит набор сотрудников и предложил мне сходить. Я посмеялась ему в ответ, но решила ради шутки попробовать. К большому удивлению, я была зачислена.
Вместе со мной на этот так называемый кастинг пришло порядка 120 человек. А приняли на работу всего около 30. В актовом зале кандидатов по одному встречала большая комиссия и задавала самые разные вопросы. Я пришла туда на высоких каблуках в 12 сантиметров, поэтому главный вопрос, который мне тогда задали, звучал так: «Готовы ли вы спуститься с небес на землю, девушка?».
Максим: Я много кем успел поработать: и в школе, и на заводе, и переводчиком за границей. А потом как-то так получилось, что жизнь привела меня к профессии бортпроводника. Что касается отбора, могу сказать, что ничего страшного там не происходит. В первую очередь комиссия внимательно оценивает коммуникабельность и способность выходить из сложных ситуаций.
Татьяна и Максим рассказали, что график для бортпроводников составляют специалисты спецслужбы планирования. Минимальное количество времени между рейсами ― 14 часов. То есть, приземлились, прошло полчаса, а дальше — ожидание следующего предполетного брифинга (который начинается за полтора часа до вылета).
Расписание персонал получает с помощью специального ресурса в интернете. Новая информация приходит каждые 10 дней. Там же получатели подтверждают и свое ознакомление с графиком.
Что будет, если бортпроводник опоздает на свой рейс?
Т: Опаздывать недопустимо. Разве что — на пару минут. Пять минут — это уже снятие с рейса. В службе бортпроводников всегда есть люди, которые находятся в резерве на случай вот таких вот опозданий или непредвиденных случаев. Дежурство длится 12 часов (целый день или целую ночь). Опоздавшие могут занять место того, кто его подменил в резерве. Вообще с дисциплиной все очень строго. Никто не позволяет себе пренебрегать правилами.
Если пуговица оторвалась, перед полетом ее никто не пришивает
Как признаются наши герои, они никогда не боялись летать, но все-таки с судьбой не шутят и верят в приметы.
М: Нельзя говорить о тотальной вере в знаки. Но у нас есть свои приметы. Например, если пуговица на одежде оторвалась, перед полетом ее никто никогда не пришивает. Иначе рейс задержится или проблемы какие-нибудь возникнут. Это правило, правда, работает. Проверено на себе.
Т: Не любят у нас также и разговаривать о несчастных случаях. Кроме того, мы никогда не используем слово «последний». Существуют только крайние рейсы.
Есть ли талисман, который всегда с вами?
Т: Мой талисман ― это маленькая икона, которую мне подарила бабушка. Она со мной летает все эти годы.
М: Я по восточному гороскопу дракон. Поэтому мне еще в начале моей новой воздушной работы близкий друг подарил небольшого декоративного дракончика со словами: «Пусть летает». Я положил его в чемодан и забыл, потом как-то вспомнил и понял, что летаю с ним все эти три года. Получается, что теперь это уже это мой самый настоящий талисман.
А как близкие относятся к вашей работе?
Т: Близкие относятся к ней спокойно. Но после каждой посадки, независимо от того, во сколько мой самолет приземлился, я звоню маме. Это наше с ней обязательное условие. А отец до сих пор удивляется мне. Он жутко боится летать. Поэтому просто предпочитает не слушать мои рассказы.
М: Я по жизни очень активный человек. Родные люди привыкли к моей неспокойной жизни. Первые года полтора, как и Татьяна, я делал какие-то обязательные звонки после посадки, теперь уже они происходят от случая к случаю.
Самые дальние точки, где побывали Максим и Татьяна во время своей работы — это города Тегеран и Тель-Авив. Но чаще все-таки они летают в Россию. В любом случае, осмотреть новые места не получается практически никогда. Разве что — аэропорты. Их бортпроводники видят каждый день.
Максиму больше всего нравится аэропорт в Тель-Авиве, Татьяна восхищается аэропортом в Баку, который по задумке архитекторов напоминает большую стеклянную мечеть. Родной аэропорт считают после реконструкции очень достойным.
Мы счастливые обладатели 56-дневного отпуска в году
Правда ли, что организм бортпроводника от частых перелетов подвергается большим нагрузкам?
Т: Действительно, у нас существуют профессиональные болезни. Слава богу, за три года я на себе негативного влияния своей работы не испытала. Хотя первых месяца три было тяжело привыкать к непростому ритму. Например, сложно было заставить себя подняться в три часа ночи, или наоборот — лечь в три часа ночи. А сейчас все в порядке.
В любом случае, все бортпроводники каждые полгода проходят медицинское обследование, также врачи проверяют наше самочувствие перед каждым полетом. Даже банально простой насморк недопустим.
Как часто бортпроводников отпускают в отпуск?
Т: Мы счастливые обладатели 56-дневного отпуска в году. То есть, каждые полгода у нас есть месяц отпуска. Все это из-за сложности работы. И, конечно, в это время мы стараемся максимально отдохнуть, желательно, включая поездки на море. Тем более, что авиакомпания предоставляет нам некоторые бонусы на перелеты.
Последней моей такой поездкой было путешествие в Объединённые Арабские Эмираты. Мне там безумно понравилось. Вообще, я много где не была, а странствовать хочется. Вот, например, давно думаю прокатиться по Америке, как Ургант с Познером. Очень мне эта идея интересна.
М: А я недавно вернулся из свадебного путешествия с Сейшельских Островов. Моя мечта — это место съемки любимого фильма «Властелин колец» ― Новая Зеландия.
Основная обязанность бортпроводника — обеспечение безопасности на борту. В случае аварийной ситуации необходимо спасти как можно больше жизней. Знание основ безопасности проверяется перед каждым рейсом.
Были ли опасные случаи в вашей работе?
М: Слава богу, опасных ситуаций, связанных с безопасным перелетом не возникало. Бывали другие случаи. Когда себя плохо начинали чувствовать пассажиры. Кого-то здоровье подвело, а кто-то решил взбодриться перед рейсом алкоголем, который ему только навредил.
Звезды — это обычные люди
Есть ли у вас профессиональные секреты, как, например, успокоить разнервничавшегося пассажира?
Т: Нет какого-то одного правила, которое бы действовало для всех пассажиров. К каждому необходим свой подход. У меня был один интересный случай. Как-то меня позвала женщина. Сказала, что что-то происходит в салоне. Я пошла за ней, и моему взору открылась такая картина: взрослый мужчина, лет сорока, лежал на трех креслах и не просто плакал, а рыдал, как маленький ребенок!
Весь остаток пути я провела с ним, успокаивая его и уверяя, что все будет хорошо. Периодически он засыпал, но стоило ему открыть глаза и посмотреть в окно, как истерика возобновлялась.
На самом деле, бортпроводник имеет право даже физически воздействовать на пассажира, если тот поднимает панику или ведет себя неадекватно. Но на практике все всегда спасает чувство юмора и позитивное настроение.
М: Люди бывают, кстати, очень запоминающимися. Помню, как-то был у меня рейс в Тбилиси. Один пассажир, с которым я встречался во время другого рейса, встал и во весь голос начал очень громко и весело мне кричать, при этом активно размахивая руками: «Максим, привет, я тебя помню! Ты мой лучший друг! Ты же меня спас! Помнишь, ты мне принес в самолете таблетку от головной боли…». Через некоторое время салон говорил только обо мне. Все два часа полета он рассказывал другим пассажирам, как я его тогда спас, и какой я золотой человек.
Т: Бывают разные случаи. Однажды со мной в самолете летел пассажир, который просил относиться к его мягкой игрушке (пчеле), как к человеку, то есть — пристегнуть, обращаться к ней уважительно и так далее, потому что эта необычная спутница облетала с ним полмира. Я даже в шутку предложила ее покормить. Но, слава богу, на это мужчина ответил, что он не настолько сумасшедший.
Доводилось ли вам общаться со знаменитыми пассажирами?
М: Однажды моим рейсом летала Дарья Домрачева. И я всеми силами старался ее оградить от лишнего назойливого внимания со стороны любопытных туристов. Перечислять знаменитых пассажиров можно долго: лидер группы «Сплин» Александр Васильев, Андрей Макаревич, Владимир Винокур, Лев Лещенко, Ирина Аллегрова, Марат Башаров и так далее. На самом деле, никаких особых требований они не предъявляют. Звезды — это обычные люди, которые в полете хотят спокойствия и комфорта.
Биоритмы сбиты, иногда организм путает день с ночью
Никогда не мечтали побывать на месте пилота?
Т: Для меня пилоты ― это волшебники. Я не понимаю, как они заставляют самолет взлетать и садиться, и мне никогда не хотелось научиться это делать. Конечно, во время полета мы обязаны занять место отлучившегося пилота, но на этом наши познания заканчиваются.
М: Я бы сказал даже, что это не мечта, а планы на будущее. Я обязательно хочу попробовать этот вид деятельности хотя бы на любительском уровне.
Что говорят иностранные пассажиры о Беларуси?
М: В основном в один голос отвечают, что столица у нас очень чистая. А вообще, больше говорят не о стране, а о людях. Очень хорошие отзывы о белорусах я слышу постоянно, особенно, что мы очень добрые и гостеприимные.
Бортпроводники всегда на виду. Только питание их немного отличается от тех блюд, которые подают пассажирам. В зависимости от длины перелета, есть разовое либо двухразовое питание. В дополнение бортпроводникам выдают сладости.
И все-таки, как вы считаете, тяжелая ли у вас работа?
Т: Это смотря как к ней относиться. У меня экономическое образование, и долгое время я работала по специальности. Мне ужасно не нравилось утопать в этих скучных бумагах. Морально было тяжело. Моя теперешняя профессия кажется мне намного интереснее. Конечно, есть свои минусы: биоритмы сбиты, иногда организм путает день с ночью (вообще, у меня ночь наступает тогда, когда я задергиваю шторы, даже если на часах полдень).
М: Кроме того, наша работа психологически сложна. Каждый день перед тобой мелькает множество лиц, в каждом рейсе встречаются самые разные люди, нередко с непростым характером. От 200 до 400 человек в день — это не шутка. И все это время ты находишься в центре внимания. Некоторые не справляются с такой задачей.
Т: Опять-таки, смотря, как ко всему относиться. Надо любить свою работу. Тогда не будет проблем.
Читайте также:
Из Вильнюса в Минск на самолете за 40 минут. Тест Holiday.by
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах