Человек, которого постоялец отеля видит чаще всего, — это швейцар. Он встречает вас у входа и провожает, когда выходите из гостиницы. Создается впечатление, что вся работа щвейцара заключается в том, чтобы целый день открывать дверь и здороваться с незнакомцами. Для того, чтобы узнать чем же на самом деле занимаются люди этой профессии, Holiday.by направился в отель «Минск».
Дверь нам открыл мужчина в зеленом пиджаке. На вид ему было лет семьдесят: хорошо уложенные седые волосы, добродушный взгляд и прямая осанка. Позже нам рассказали, что это самый опытный швейцар отеля «Минск», а самому молодому из них оказалось шестьдесят лет.
На должность консьержа подбирают людей без вредных привычек, учитывается внешний вид кандидата, опыт работы на аналогичной должности необязателен. В отеле практически нет текучки, за три года сменился всего один швейцар, люди задерживаются.
Сейчас в швейцары идут люди, которые вышли на пенсию, не хотят сидеть дома и хотят ещё заработать. В «Минске» на этой должности работает бывший машинист, главный инженер, музыкант и учитель географии. Швейцары разделяются на тех, кто работает в лобби отеля и на входе ресторана «7 небо».
Анатолий (имя изменено — Holiday.by) до пенсии работал и замдиректора, и начальником цеха и преподавал в университете. Общаться с нами он согласился на условиях анонимности, не хочет, чтобы его друзья видели, кем приходится работать.
Перед выходом на пенсию после 44 лет трудового стажа Анатолию предложили остаться работать на кафедре в институте, но, сравнив зарплату, мужчина решил пойти в швейцары:
— Как сказал наш директор Николай Романович, в гостинце два главных человека — швейцар и директор. Почему? Дверь открывается и в первую очередь гость видит швейцара. По тому, как я открываю дверь, складывается впечатление обо всей гостинице. Нельзя просто толкнуть дверцу, надо улыбнуться и поприветствовать гостя.
Это у нас в стране профессию опустили и на ней стыдно работать, а фактически у меня важная должность, я должен отвечать на все вопросы иностранцев.
По стандартам гостинцы швейцар должен помогать каждому гостю, отвечать «Я не знаю» — недопустимо. В случае если сотрудник не знает как ответить, он должен найти того, кто сможет помочь постояльцу. Больше всего вопросов задают женщины, чаще всего спрашивают о торговых центрах поблизости. Мужчины обычно знают, чего хотят и вопросы у них более разнообразные: где купить симку, батарейки, где отведать белорусских блюд.
— Я всегда должен быть в курсе дела, начиная с того какие концерты и спектакли идут в Минске, заканчивая магазинами, в которых можно купить колготки. Есть постоянные посетители, они приезжают по три – четыре раза и мы с ними общаемся как родные люди.
В мои обязанности входит помощь с багажом. Если я вижу, что приехал гость с тяжелыми чемоданами, а носильщиков в этот момент рядом нет, я должен обязательно подойти и предложить помощь. Провести к ресепшн и проводить в номер. Чемоданы ведь тяжелые.
Я на входе стою девять часов, а молодые носильщики часик простоят и начинают жаловаться, что ноги болят. Я, конечно, им говорю: «Иди отдохни, старичок. Я доживу до твоих лет и тоже пойду».
Работают швейцары в лобби отеля «Минск» с семи утра и до одиннадцати вечера. Рабочий день длится восемь часов, но всегда можно отойти на перекур или посидеть. Но на месте себя надо оставить кого-то из сотрудников отеля.
Ещё одна обязанность швейцара из лобби — отвезти автомобиль гостя на парковку. В гостинице «Минск» паркинг расположен за отелем, а по схеме, которую выдают гостям, признается Анатолий, разобраться сложно.
— По этой схемке круга два сделают и возвращаются. Тогда я сажусь с ними и еду на паркинг, показываю дорогу.
Швейцарам, впрочем, как и всем сотрудникам отеля, самостоятель просить чаевые у гостей не разрешено.
— А чаевые вам дают?
— Я вам могу сказать честно. В этом году чаевых практически нет. Года три — четыре назад ещё что-то давали.
— В каких случаях люди оставляют деньги и сколько?
— Чаевые могут дать, если я гостю помог с багажом. На сегодняшний день с чаевыми очень плохо, мы забыли, что это такое. Понятно, что всё из-за кризиса.
Из пяти заехавших один может дать. Да и то ссылается на незнание нашей валюты и предлагает 500 рублей или три тысячи, хотя у нас 4500 на проезд, мы не имеем права просить больше. Когда нам предлагают такие, деньги мы отвечаем: Спасибо, не надо, нам не положено.
— А за то, что вы дверь открываете когда-нибудь давали на чай?
— За то, что отрываешь дверь чаевые не предлагают. За полгода максимум один раз.
Анатолий заметил, что от китайцев, иранцев и французов чаевых не дождешься.
В обязанности швейцара отеля «Минск» входит сопровождение гостя на «7 небо», то есть в ресторан расположенный с правого торца здания. Там на входе посетителей передают другому швейцару.
Алексей Лис работает швейцаром в «7 небе» вот уже пять лет. Мужчина быстро понял, что на пенсию учителя не проживёшь и пошел работать в гостинцу «Октябрьскую», на месте которой сейчас стоит «Президент-отель», а затем его перевели в «Минск».
— Работа простая. Открываю и закрываю дверь, встречаю гостей и провожаю их. Вызываю лифт. Ещё смотрю, чтобы ничего не умыкнули.
— А что именно?
— С бокалами вина выходят, потом на улице и оставляют.
— То есть с бокалом не выпустите на улицу?
— Нет, просим оставлять здесь на стойке. Но вообще я смотрю на человека, если вижу, что нормальный и точно вернется, то могу и выпустить. Но следить надо, скоро начнутся выпускные вечера, всем хочется на свежий воздух.
Швейцар в ресторане работает по одиннадцать часов — с двенадцати утра до одиннадцати вечера, сейчас из-за кризиса в будние дни ресторан на вечер закрывают. Полные смены теперь приходятся только на пятницу и выходные
Летом у швейцара ресторана появляется дополнительная обязанность — охранять палатку с едой, которую установят рядом со входом. Работа перейдет в ночную смену: с пяти вечера до пяти утра.
—У нас каких-то курьезных случаев не было. Я на палатке четыре года и не припомню, чтобы к ним кто-то лез или ломился.
Потому что наш ресторан издавна считался элитным. Молодежь сюда не ходит, с моих времен считается, что это дорогое заведение.
— А как к вам гости относятся? Может быть, есть пренебрежение с их стороны?
— Нет, ну что вы. А старшее поколение даже завидует, что такую должность занимаю. Я на работу чистый, красивый и нарядный хожу. У меня в доме, где живу, постоянно спрашивают, где это я работаю. Всем отвечаю, что ночным директором в ресторане и мне верят.
Ну а почему бы здесь не работать пенсионеру? Силы прикладывать не надо. Целый день на ногах, но можно посидеть и почитать. Это же не где-то дворником работать. Целый день на людях, а к нам иногда большие, очень большие люди приезжают.
Костюмы каждому швейцару шьют индивидуально. Униформу и даже свои рубашки можно сдавать в прачечную, всё выстирают. Это своего рода бонус для сотрудников. Раньше ещё швейцарам оплачивали питание в отеле — 350 тысяч. Но в связи с кризисом обеды отменили.
— Вы не поверите, два месяца тому назад я получал около шести миллионов. Сейчас кризис, зарплата стала меньше. Загрузка в отеле совсем маленькая и на нас ещё повесили погашение кредита за строительство «Президент-отеля». Пока работаем на полставки, а вот откроется палатка, и будем работать больше. Хотя и на эти деньги можно выжить.
— Алексей, вы сказали, что в молодости ресторан «7 небо» был для вас элитным заведением. А сами хоть раз обедали в ресторане?
— Конечно, мы тут с женой все праздники проводим.
— Что самое приятное в работе швейцара?
— Общение с людьми. На обед к нам ходит постоянная клиентура, мы уже друг друга знаем и даже если встречаемся в городе, то здороваемся. Вечером во время банкета у меня в холле собирается много людей, и мы обычно говорим о жизни.
Также по теме:
Гостиницы, построенные к Чемпионату по хоккею: наш гость в «Славянской»
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах