В 10 километрах от Волковыска в деревне, где проживает всего девять человек, пять лет назад семья медиков решила построить усадьбу. Сегодня фольварк «У Рыся» — комплекс, состоящий из пяти домиков и шести гектар водной зоны. Примечательно место тем, что всё, начиная от резьбы на стульях, заканчивая домиком гончара, было создано усилиями одной семьи. Хозяйка усадьбы Янина Козюк рассказала Holiday.by почему агротуризм — не бизнес, сколько кредитов нужно взять, чтобы построить усадьбу мечты, и как вовлечь детей в процесс.
Янина – медик по образованию. После Гродненского мединститута работала в Березе акушером-гинекологом. Затем трудилась в Зельве: сначала в женской консультации, заведовала родильным отделением, а позже стала районным акушер-гинекологом. Муж – тоже медик.
Фольварк «У Рыся» они открыли в 2010 году. За пять лет из одного дома выросло пять, появилась баня-бочка, десятки скульптур, беседок и качелей. Живут Янина и Рышард на территории усадьбы. Летом и во время каникул к ним приезжают старший сын и дочь, которые проходят обучение в Варшаве. Младший сын Гжесик – учится в младших классах и помогает по дому.
Янина рассказала, что решение построить агроусадьбу пришло неожиданно.
— Я работала гинекологом-акушером. В Волковыске, куда мы переехали, я долгое время не могла устроиться по специальности, а терапевтом идти не хотела. При стечении обстоятельств освободился родительский дом в деревне Коревичи, куда мы решили переехать. Одновременно с этим вышел указ президента о развитии агротуризма и льготном кредитовании. Сложились три причины: потеря работы, желание достроить дом бабушки, а третье — внимание со стороны государства.
Стартовый капитал для строительства усадьбы на 2010 год составлял 10 000 долларов. Но хозяева быстро поняли, что этой суммы недостаточно и на развитие дома пришлось брать кредит:
— Мы закупили стройматериалы на десять тысяч. А дальше все цеплялось одно за одним: ложишься на гамак и понимаешь, что нужно сделать зонтик, потому что вышло солнце и оно мешает. И таких моментов было много. Видя у людей потребность в хорошем отдыхе, мы постоянно развивались. Нами до сих пор двигает чувство неудовлетворенности, хочется постоянно улучшаться.
В итоге, для создания фольварка-мечты, семья взяла четыре кредита, которые регулярно надо возвращать. Значительная часть дохода уходит на коммунальные услуги. Так, на оплату света хозяева ежемесячно тратят три миллиона.
— Когда мы начали строительство то понимали, что на агротуристическом объекте должно быть много земли и пространства. Должна быть развлекательная площадка. Мы начали выкупать землю. Оформляли на мужа, на меня и маму. А у нас в государстве как? Если купили землю, то стройте дом, иначе мы её у вас заберем.
Усадьбе «У Рыся» было куда разрастаться. Возле села Коревичи территории хватало. Хотя с единственным соседом семье Козюк не повезло. Несмотря на то, что в деревне живет всего девять человек, и ближайший дом расположен на приличном отдалении, сосед регулярно пытается вызывать милицию и пишет жалобы. По его мнению, туристы слишком шумно себя ведут, рассказала Янина.
Фольварк рассчитан на активного туриста. Хозяева поставили себе цель — удивлять и развлекать туриста. Поэтому в каждом домике предусмотрена «фишка».
Дополнительным источником дохода стал проект Евросоюза «Устойчивое развитие на местном уровне». Представив на конкуре свой проект по созданию этнографического подворья «Деревенька ремесел», Янина выиграла грант. И спустя полтора года поднялись из настоящего пущанского дерева домики резчика, ткачихи и гончара.
В домике резчика стоит русская печь, здесь же готовят национальное блюдо белорусов, поляков и литовцев – пирог на дереве. Янина, отыскав нужное оборудование, нашла рецепт пирога банкухи, который в старину пекли местные невесты к свадьбе.
Освоить процесс приготовления сможет не каждый: для начала необходимо два часа прогревать русскую печь, затем в отдельных чанах вручную взбить по 60 белков и 60 желтков, добавить масло, муку и сметану. После чего тесто наматывают на веретело и запекают два часа
— Пирог может стоять дома в течение месяца и не черстветь. Аромат блюда разносится по всему дому. Сейчас это стало нашим брендом, мы стараемся удивить наших туристов, готовим для них пирог и таким образом поддерживаем традицию, — добавила Янина.
Домик резчика примечателен тем, что здесь можно поспать на матрасах, набитых сеном.
Заходим в дом знахарки и с порога ощущаем необычный запах. Источник аромата — сборы трав, которые развешаны на стенах. Семья собирает растения, которые можно использовать для аромо и фитотерапии.
На верхней полке в спальне расставлены яркие куколки, каждая из которых пахнет травами. Правильное название — куклы-кубышки, их кладут перед сном в изголовье кровати новорожденного или больного человека. Они помогают уснуть.
Хозяева надеялись, что туристы буду приезжать к ним отдыхать от городской жизни и современных технологий. Поэтому в домах «Деревеньки ремесел» всего по 3-4 розетки и нет интернета. Провести его в Коревичи пока не представляется возможным.
Нет в домиках и санузлов. Душ находится в хозяйском и гостевом домах. В жилище для гостей есть баня с парилкой да душем Шарко, бильярдный зал с камином и терраса.
К усадьбе прилегает шесть гектаров земли. «У Рыся» стоит практически не берегу реки Россь у входа в лесной массив. Рядом с рекой построен пирс, на котором можно устраивать бракосочетания. По соседству — зона ангелов для детей: три камня по 12-14 тонн. На них Янина хочет выгравировать ангела, поставить скамейки, чтобы дети собирались и вспоминали наши годы ударной работы.
— Цель нашей с мужем жизни — дети. И всегда хотелось воспитать их хорошими людьми, а чтобы это сделать надо своим примером и трудом показать им, что ценим мы.
— Существует мнение, что владельцы агроусадеб живут в достатке. Все же у вас льготное налогообложение — одна базовая величина в год.
— Даже близко такого нет. Всех, кто называет агротуризм бизнесом, я приглашаю приехать и посмотреть, как живу я, работая с утра до глубокой ночи. Это титанический труд.
А насчет денег… Смотрите сами. Сняли два человека домик гончара, заплатили они мне, предположим, триста тысяч. А разве это большие деньги, когда мне надо постирать постельное белье потом, порошок купить, за свет заплатить и погладить простыни.
— Вы говорите, что все здесь сделали усилиями членов семьи. Неужели не нанимали людей для помощи?
— Сколько мы не нанимали людей, никто не работает так, как хотим это видеть мы. У нас люди привыкли как в советские времена, сказали почистить картошку — после перекур двадцать минут. Никто своим глазом не увидит, что нужно что-то сделать. Нет тяги к работе.
— Вы занимаетесь развитием усадьбы более пяти лет. Какой должна быть настоящая усадьба?
— Это не просто отстроить свой домик в деревне и поменять пластиковые окна. Все должно быть деревянное, пусть оно и скоропортящееся. Дерево не вечное, но оно создает такую теплоту и уют, который можно ощутить только за городом.
Надо поддерживать имидж и быть уникальными. Мебель в усадьбе должна быть не такая как в квартире. В доме не должно быть дивана, купленного в «Пинскдреве». Все предметы вы, как гость, должны видеть впервые, они должны вам запомниться и понравиться.
Фальварк «У Рыся» — не единственный проект семьи Козюк. В удаленном от шумной дороги месте, там, где пока пустырь, скоро вырастет новая усадьба «Бусляначка», а также кафе «Стары млын».
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах