Музей-заповедник "Несвиж" и замковый комплекс "Мир" во всю принимают туристов. Вот только совсем скоро путешественники и продавцы сувениров будут отчислять замкам деньги, если захотят растиражировать изображение крепостей. Почему? Беседовал с участниками процесса и разбирался портал Holiday.by.
Фамильные резиденции Радзивиллов – Мирский и Несвижский замки поднялись из руин только в начале XXI века.
История готовила самые неожиданные повороты… Но доподлинно известно, что когда оба замка оказались во владении Радзивиллов, то «Мир» использовался как загородная резиденция, а «Несвиж» - как основное родовое гнездо… Здесь кипела жизнь аристократического рода ВКЛ. Шло время…
Тогда, пару столетий назад, туристы толпами не ходили возле двух замков, ремесленники не продавали сувениры, и никто не имел ничего против рисования гравюр, используя внешний вид замков.
Кто бы мог подумать, что уже в XXI веке оба замка захотят оформить право собственности на свои символы, а такие слова как «бренд» и «товарный знак» прочно войдут в лексикон современного руководства замков. Да и вообще, кому сегодня принадлежат эти памятники мирового наследия: государству или все же народу? Что даст брендирование замков? Почему даже организации не хотят платить за использование изображений этих именитых зданий? Holiday.by попытался разобраться в ситуации и дал слово участникам процесса.
Напомним, Несвижский замок уже оформил документы на регистрацию своего бренда, Мирский - подал необходимые бумаги в Национальный центр интеллектуальной собственности Беларуси и ждет ответа.
О том, насколько оправдано право собственности на замковые символы, мы попросили порассуждать начальника Центра по коллективному управлению Национального центра интеллектуальной собственности Беларуси Алексея Бичурина.
- На мой взгляд, достаточно странно звучит, что государственной организации (пусть даже и конкретной) принадлежат права на культурный объект. Весьма сомнительно закреплять авторское право за отдельным лицом. Это необоснованно. Гипотетически авторское право может быть присвоено внешнему виду замка. Кроме того, объектом авторского права может быть здание. В таком случае, действительно, со стороны туриста будет нарушением фотографировать этот объект и, предположим, печатать его на открытках. А вот сфотографироваться на фоне замка, нарушением не будет.
По словам Алексея Бичурина, с точки зрения закона, авторское право принадлежит первым строителям замка и сохраняется в течение 50 лет со дня смерти. Естественно с тех пор прошли даже не годы, а века. В таком случае авторское право принадлежит архитектурному решению, тем дизайнерам и художникам-оформителям, которые воссоздавали объект в рамках реконструкции.
Далее ситуация полностью зависит от того, как были оформлены договоры. Ответить однозначно, кому принадлежит этот памятник архитектуры нельзя. С одной стороны, замок, как объект интеллектуальной собственности, должен иметь владельца. Государство может выступать владельцем, но тут опять нужна конкретика. Если мы говорим о творческом и культурном наследии – значит это к Министерству культуры. С другой стороны, замок, как объект интеллектуальной собственности не может принадлежать народу в целом, т.к. должен иметь персонифицированного владельца (организацию или человека). В таком случае речь может идти о регистрации замка как товарного знака. Однако пока в базе данных Национального центра интеллектуальной собственности Беларуси нет информации о том, что Несвижский замок зарегистрирован как товарный знак. Возможно, конечно, она еще не актуализирована.
Алексей Бичурин отметил также, что за всю практику не сталкивался с тем, чтобы облик здания кто-то заимствовал. Был случай, что автор картины не хотел, чтобы его произведение использовалось на этикетке бутылки с алкоголем. Однако с изображением замков никаких конфликтов не возникало.
Чего хотят добиться замки, оформив авторское право на свои бренды? По мнению инициаторов процесса, популяризации в мировом масштабе. Руководство замков считает, что внутренние и внешние богатства этих памятников архитектуры не должны использоваться кем-то лишь для личной выгоды. Оригинальный сувенир, за которым в том числе поедут туристы, будет продаваться только в фирменной лавке музея. Часть выручки от использования товарных знаков, по задумке, должна принадлежать замку. Ведь именно он сохраняет национальное достояние.
К сожалению, директор Несвижского замка Сергей Климов, отказался отвечать на вопросы. Его помощник Ольга Чухлей подтвердила, что «Несвиж» уже прошел процедуру брендирования, и тут же добавила, что они не намерены комментировать законодательные акты Республики Беларусь.
Руководство «Мира» оказалось более открытым к общению. Пока директор Ольга Попко находится в отпуске, об этапах оформления документов на получение бренда рассказал заведующий сектором правовой и кадровой работы замкового комплекса «Мир» Сергей Зуевский.
- Речь здесь скорее идет не об авторских правах на бренд, а о регистрации товарных знаков. Да, действительно «Мирский замок» подал заявку на оформление таких документов. Мы хотим защитить герб с логотипом и изображением замкового комплекса. Нельзя однозначно сказать, что после принятия документа, художник, предположим, не сможет нарисовать картину возле замка. Здесь много нюансов. Все зависит от целей, которые поставит перед собой человек. Однако однозначно нельзя будет машинным способом тиражировать изображение замка.
Раз так, то тут же напрашивается вопрос, а что будет с теми объектами, которые уже вовсю используют имя Мирского замка, например, со столичным рестораном с одноименным названием? На вопрос Holiday.by о том, будет ли замковый комплекс «Мир» спорить с рестораном «Мирский замок», Сергей Зуевский уверенно ответил «Да».
- Да, они были первыми, кто решил использовать изображение замка, но это ничего не значит. Мы будем поднимать вопрос защиты авторских прав, как только документ вступит в силу. Тем более, что никаких отношений или сотрудничества между замковым комплексом «Мир» и этим рестораном нет.
Закрепляя авторское право на использование образов, нынешние директора музеев говорят о том, что это будет способствовать узнаваемости Мирского и Несвижского замков среди иностранных туристов. При этом назревает конфликт между владельцами права и теми компаниями, кто действительно тиражирует или использует образы культурного наследия, например, в рекламе. Недавно директор «Мира» Ольга Попко недружелюбно высказалась о наружной рекламе турфирмы «ДорТур». На вокзале размещен рекламный постер фирмы об экскурсиях по Беларуси с использованием известного вида (об этом мы подробно говорили в статье «Страна двух замков окончательно сбрендила»).
Такая реклама рассчитана в том числе на иностранного туриста, который приехал в Беларусь на поезде. Формально, иностранец, увидев замок на рекламном боксе, может попросить агентство организовать ему экскурсию туда. Руководство замков должно умолять турфирмы максимально использовать их виды в своих рекламных кампаниях, но практика показывает, что сегодня начинается процесс отдаления основных белорусских архитектурных достопримечательностей от агентств.
И все же, несмотря на неофициальный протест «Мира», «ДорТур» не собирается платить за использование изображения. Более того, вопреки своим благородным целям турфирме проще отказаться от использования фото замкового комплекса «Мир», о чём Holiday.by рассказала руководитель этой компании.
Алла Сафонова, начальник туристического центра «ДорТур»
- На сегодняшний день мы действительно используем изображение Мирского замка в рекламе фирмы. Наша цель – привлечь туристов в Беларусь, популяризировать нашу страну. Пока проблем с использованием изображения Мирского замка нет. Однако если законодательство в этом вопросе изменится, то и наша работа поменяется. На данный момент мне директор Мирского замка не звонила, ничего не сообщала.
С проблемами пока не столкнулись и народные мастера. Журналисты Holiday.by специально съездили к Мирскому замку и спросили у ремесленников, что они думают по поводу оформления замками права собственности на свои символы. Частные народные мастера относятся к нововведению скептически. Мол, подобная инициатива приведет к тому, что народное ремесло просто исчезнет в Беларуси.
Светлана Гусакова, народный мастер, хозяйка усадьбы «Светлазара»
- Я сама готовлю сырье для сувениров, а потом создаю каждую отдельную вещь. Всякая работа напрямую связана с Беларусью. Вот глиняные туфельки, соломенные куклы, фляжки с изображением Мирского замка, ключ – точная копия Радзивиллов. Пока такого закона нет, который бы не позволил нам, сувенирщикам, продавать свои работы с изображением Мирского замка. Если инициатива руководства замка начнет работать, то зачем тогда ремесленники, народные мастера, которые платят единый налог? Ведь это не основной вид деятельности человека. Сами понимаете, что на сувенирах много не заработаешь. Тем более, если сам делаешь, и сам продаешь… Я бы могла понять, если бы руководство замка увеличило единый налог для ремесленников. Но чтобы запретить продавать…
По словам Светланы, главная ошибка замка в том, что он никак не общается с сувенирщиками. Если «Мир» все же оформит авторские права на изображение, то логичным было бы предложить народным мастерам закупать у них сувениры, и самостоятельно продавать в стенах замка. Понятно, что какая-то часть прибыли оставалась бы замку, остальная бы шла мастеру. Однако таких предложений от руководства Мирского замка пока не поступало.
В случае если замки и ремесленники, производящие и продающие свой товар у стен достопримечательностей, смогут договориться, товар не будет залеживаться на полках, а замки могут получить вполне заинтересованных поставщиков эксклюзивных и аутентичных сувениров.
- Сегодня многие сувениры остаются невостребованными, потому что не все люди понимают в качестве декоративно-прикладного искусства. У меня, к примеру, свистулька будет стоить 50 тыс. белорусских рублей, а в соседней лавке – 20 тыс. белорусских рублей. И большинство туристов выберет дешевый вариант. Почему? Потому что тот, кто торгует китайскими вещами всегда стоит в первых рядах, а люди выбирают такие товары из-за объема и низких цен. Если руководство замков хочет вычеркнуть ремесло из истории культуры Беларуси, то они на верном пути… Сегодня я вижу, что благодаря таким инициативам сувенирный бизнес затухает. Именно поэтому сейчас все больше занимаюсь агротуризмом. Планирую открыть частный музей этнографии, где буду проводить мастер-классы по саломоплетению и керамике, - продолжает Светлана.
Поговорив с продавцом сувениров на парковке, отправляемся в официальный магазин сувениров внутри Мирского замка. Здесь продавцы мыслят более позитивно, но от конкретных комментариев отказываются.
- В основном сувениры покупают россияне, белорусы меньше. Путешественникам из России нравятся салфетки, ручники, посуда. Детишки в весенне-летний период любят побаловать себя мелкими подарками. Для этого у нас в магазине есть целый отдел с мелкими сюрпризами: фломастеры, магниты с изображением Мирского замка. О том, что Мирский замок сейчас подал документы на оформление авторских прав на бренд мы знаем. Но ничего по этому поводу не думаем, как руководство решит, так и будет. Я понимаю это нововведение так, что, предположим, сувенирные сумки с таким изображением замка или пивные кружки, сможет продавать только наш магазин, - рассуждает продавец сувенирной лавки при Мирском замке Алена Кханко.
Некоторые уличные мастера и вовсе не слышали об инициативе Мирского замка забрендировать изображение.
- Я продаю керамические монетки. По-народному, монеты из «обожженной земли». Прошу немного - 20 тысяч рублей за одну штуку, - говорит народный мастер Александр. – Покупают нечасто. Больше на выходных. Если нам запретят продавать сувениры с изображением замка, то и не знаю, чем займусь. И вообще считаю, что это плагиат и воровство. Что тогда туристам будут предлагать - китайскую продукцию?
Как видим, проблема защиты товарных знаков, по-прежнему, остается наиболее острой в современном деловом и туристическом мире. Ни для кого не секрет, что термин «товарный знак» или «бренд» может быть чрезвычайно ценным нематериальным активом. И пока руководство замков ссылается на мировую практику в этом вопросе (свои бренды уже имеют Колизей, Лондонский Тауэр, Эйфелева башня), народные мастера думают о судьбе своих сувениров и бизнеса. Кто-то всерьез интересуется работой за границей, кто-то - ждет весны и новых клиентов, а кто-то отчаянно разводит руками.
Интересное по теме:
Мир – это не только Мирский замок
Страна двух замков окончательно сбрендила
Белорусские мастера объявили сувенирный байкот Чемпионату мира по хоккею
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах