Как используется водный потенциал Беларуси и кто отвечает за безопасность активного отдыха на воде, почему в детский палаточный лагерь «Зеленой команды» могут попасть только мальчики и чем Драгобрат лучше Буковеля? Об этом и не только говорим с директором и идейным вдохновителем белорусской компании «Зеленая команда» Василием Грынем.
ДРАГОБРАТ – МОДЕЛЬ АВСТРИЙСКОГО ЗЕЛЬДЕНА
- С чего начиналась история «Зеленой команды»?
- Я в туризме уже 20 лет. Начинал со спортивного туризма, занимался лыжным, горным и водным туризмом, немного альпинизмом. Затем постепенно этот интерес трансформировался в предпринимательскую деятельность. Мы начали знакомить белорусского туриста с лыжами.
- Куда возили своих первых туристов?
- 17 лет назад почти 90% путешественников, которые выезжали за границу на горнолыжный отдых, не умели кататься. Едет автобус, предположим, в Словакию или Чехию и лишь 5-6 человек умеют кататься. Сейчас ситуация изменилась. У нас есть магазины, где можно купить оборудование, большая часть туристов умеет, и с удовольствием катается на лыжах. Ездим в основном в Драгобрат. Детей, наоборот, возим, в Тироль.
- Почему именно Тироль для маленьких лыжников?
- Австрийский горнолыжный курорт больше подходит для детей, потому что там у нас есть своя небольшая горнолыжная школа. Каждый малыш, занимаясь с инструктором около недели, может в итоге надежно кататься. Мне это важно и самому, как отцу. Ведь не только взрослый, но и ребенок хочет получать удовольствие от катания. Так, например, моя старшая дочь хорошо катается, я за нее спокоен. Она умеет читать склон, понимает как вести себя в сложной ситуации. Вообще считаю, что каждый горнолыжный курорт рассчитан на своего туриста. Взрослых мы возим в Драгобрат, а детей – в Тироль.
- А почему, предположим, не в Буковель?
- Все хорошо, и Буковель, и Драгобрат. Вопрос в том, кому что нужно. Буковель, предлагает большие возможности для развлечений кроме лыж (après-ski). Там очень хорошие и удобные подъемники. Курорт неплохо развивается в плане безопасности лыжников – недавно шлемы ввели. Склоны тоже хорошие, подготовленные. Однако снег в основном используется искусственный. Драгобрат же, славится тем, что это самый высокий горнолыжный курорт на всех украинских Карпатах. По сути, это место создано природой. Здесь не используется искусственный снег. Он, наоборот, природный, а значит мягкий и удобный. Иногда достигает 1-2 метров. Склонов, конечно, в несколько раз меньше, чем в Буковеле, но они широкие. Для меня Драгобрат – маленькая модель австрийского Зёльдена. Вообще этот курорт совершенно не массовое направление и туда лучше ехать со своим прокатом. Именно поэтому мы не ставим его на поток. В год – 1-2 группы. Чего не скажешь, например, об активном отдыхе на воде. Там спрос очень высокий. И если интерес со стороны белорусского туриста к лыжам формировался в далеком 1997, то желание узнать, что такое активный отдых на воде, формируется только сейчас. Чаще всего, у корпоративных групп.
БЕЛАРУСЬ ДЛЯ ЕВРОПЫ – МАЛЕНЬКАЯ СИБИРЬ
- Давайте говорить об отдыхе в Беларуси. Сколько сплавов удается сделать за сезон?
- Около двадцати-тридцати. Причем, многие садятся в лодку в первый раз. Из 30 человек, пятнадцать – вообще раньше не видели, как выглядит каяк. Еще несколько лет назад такой вид отдыха был интересен только тем, кто занимается спортом и походами. Раньше нужно было в буквальном смысле тянуть лодку к реке, собирать ее целый день, потом сплавляться. Сейчас все намного проще. Есть профессиональные инструкторы, возможность выбрать организованный отдых на байдарках. Интерес со стороны туристов есть, а вот предложений мало. И это плохо. Что касается цен, то аренда лодок в «Зеленой команде» обходится клиенту от $35 до $50. Работаем по принципу «чем больше дней – тем дешевле». Тем, кто обращался к нам более трех раз, будут предложены скидки. Окончательные цены сформируем в апреле.
- К чему, на ваш, взгляд, приведет появление конкуренции на этом рынке услуг?
- Проблема в том, что в сезон бывает сразу по 5-6 заказов. Наш порт с каноэ и каяками рассчитан на 60 человек, но можем организовать корпоративный отдых и на 120. Однако это максимум. К нам же, на сегодняшний день, едут сплавляться не только белорусы, но и иностранцы: шведы, австрийцы, словаки. Я считаю, что конкуренция в этом вопросе нужна. Сегодня ее нет. А она, с одной стороны, помогает уходить с рынка нечестным игрокам. С другой – развиваться этому виду отдыха в регионах. На севере Польши в историческом и этнографическом районе Мазуры, например, туристические фирмы имеют по 300-400 лодок. У нас, в регионах, на Нарочи или Браславских озерах такого вообще нет. А ведь потенциал Беларуси в этом вопросе огромный. Здесь, что называется, конь не валялся.
- Чем мы можем привлечь иностранного туриста, на ваш взгляд?
- Беларусь для Европы – это маленькая Сибирь. У нас сохранилась нетронутая, дикая природа. Взять, к примеру, реку Западная Березина. Я ее вообще называю маленькой Амазонкой. Весной и в начале июня там столько птиц гнездиться, что просто сказка. В сентябре очень много лебедей. В том числе молоденьких, серых, которые еще не успели встать на крыло. Можно увидеть и как бобры строят платины. К сожалению, далеко не весь потенциал используется. Ведь туризм – это в первую очередь идея. И в Беларуси об этом надо думать, исходя из нашей климатической специфики. Вот, например, возьмем предстоящий Чемпионат мира по хоккею. Приедет иностранец. Не захочет он целый день пить, а потом похмеляться наутро. И что мы ему предложим взамен? Есть такая народная мудрость «пока гром не грянет – мужик не перекреститься». Так вот Чемпионат, на мой взгляд, это гром для белорусского туризма. Лично я в это время собираюсь уехать из Минска и заниматься строительством нашей лодочной станции…
Если вернуться к водному туризму, то думаю, взрослым путешественникам будут очень интересны малые реки: притоки Ислочи, Березины, Нарочанки. У нас даже есть уникальное предложение для людей, которые уже владеют веслом – одноместные сплавы на каяках. Это совсем не массовое предложение.
- Какие еще новинки от «Зеленой команды» ожидают туристов в этом сезоне?
- В этом году мы собираемся открыть на Западной Березине свою лодочную станцию. Это даст возможность обслуживать индивидуального туриста и малые группы (в т.ч. семьи). Раньше в этом вопросе были определенные ограничения. Так, например, затраты на трансфер для перевозки 1 или 12 лодок были для компании одинаковые. Если же разделить стоимость этой услуги на 2 человека и, предположим на 24, разница в деньгах была существенной. Такой отдых могли позволить себе не все. Наличие собственной лодочной станции поможет решить эту проблему. Сплав на байдарках станет доступным удовольствием и для отдельной семьи. Тем более что Западная Березина – очень тихая река, и отлично подходит для семейного отдыха. Я сам по ней люблю сплавляться со своей младшей дочерью. Кроме того, в этом году ожидаются сплавы на лодках-долбленках, которые управляются стоя и с помощью шеста. Мы познакомим туристов с древними и интересными способами жизни и быта, связанных с рекой. Для этого планируем организовать так называемый «этнографический сплав». Я сам увлекаюсь фольклором, народным вокалом, музыкальными инструментами (дудка, волынка, губная гармошка). Поэтому планирую создать настоящие фольклорные экспедиции. Есть у нас на Полесье рыбаки и охотники в годах, которые владеют техникой Т-образного весла. Этим мы в будущем тоже хотим овладеть и потом обучать людей.
- Насколько безопасно, по-вашему мнению сплавляться по белорусским рекам?
- Опасно тем, кто отдыхает нетрезвыми. Вообще в водном туризме есть понятие «категорийность сложности сплавов»: от 1 до 6. В Беларуси так называемых категорийных рек нет. Исключение составляет разве что Страча, которая весной может дотягивать до двойки. Поэтому смело говорю, что белорусские реки с одной стороны – безопасны, с другой – не освоены. Здесь и таится опасность. Однако для этого в нашей компании есть профессиональные инструкторы. Кстати, слухи о том, что белорусские реки хороши и безопасны для сплавов, ходят за пределами Беларуси. В прошлом году к нам, например, приезжали немцы.
- И как им понравился сплав по белорусским рекам?
- В целом, да. Однако без трудностей не обошлось. В прошлом сезоне Ислочь немного пересохла в среднем течении. Немецкие девчонки-эмансипатки сказали, что им инструктор не нужен, и поехали сплавляться сами. Да, у них был опыт сплавов, и они читали о реках Беларуси в интернете, но все учесть сложно. В общем, на четвертый день мне пришлось организовывать спасательные работы на ровном месте. Все закончилось хорошо, но проблем могло быть и больше.
- К слову о проблемах. С какими трудностями приходится сталкиваться в водном туризме?
- Каждый год мы сталкиваемся с непониманием государством сути водного туризма. Так, например, в мае сплавы запрещены. Чтобы сплавляться в этом месяце я должен писать заявку на имя районных властей. Это объясняется тем, что сплав на лодке (не моторной) нанесет вред рыбе, которая нереститься. С такой ситуацией не столкнешься ни в Польше, ни в России, ни в Украине.
ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЮТ РОДИТЕЛИ, НАША ЗАДАЧА – СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОВОСПИТАНИЯ
- «Зеленая команда» активно занимается детским отдыхом в Беларуси. Как все начиналось?
- Я сам по образованию преподаватель. В прошлом - учитель истории и английского языка. Мои коллеги по работе также имеют педагогическое образование. Все работали в школе. В свое время не хотелось отказываться от этого опыта или проходить переквалификацию. Мы умеем работать с детьми, причем с малышами разного возраста. Так постепенно у нас сформировалось богатое предложение различных вариантов туристических продуктов. Если говорить про активные предложения, то кроме лыж мы организовываем спортивно-туристический летний палаточный лагерь «Зеленая команда».
- Чем кемпинговый лагерь «Зеленой команды» отличается от так называемых «пионерских»?
- Дети живут в палатках, знакомятся с различными видами активного туризма. В лагере максимум 30 человек. Многие дети ездят ежегодно с 9 до 15-16 лет. На 30 детей у нас работает около 16 человек персонала. Это инструкторы, отдел безопасности, медицинские работники. Питание мы организовываем с помощью услуг ближайших агротуристических комплексов. Мы предлагаем детям набор активностей на фоне общефизической подготовки и спортивное ориентирование. Юные путешественники знакомятся с вело- и пешим туризмом, узнают, что такое эковыходы по болотам, изучают флору и фауну. Лагерь «Зеленая команда» отличается еще и тем, что дети не обращаются к нам по имени-отчеству. Педагогов называют на вы, но «дядя Вася», «тетя Оля», «дядя Саша»… Это элемент такой немножко семейности. Бывает, потом что мы и между собой называем друг друга «тетя Оля - дядя Вася». Так и детишкам легче. Малышей мы делим не на отряды, а на племена. Каждое племя придумывает себе название, выбирает тотем. Для меня важно именно качество, а не количество. Многие ребята после этого лагеря идут в трекинговые маршруты.
- Сколько будет стоить такой отдых для одного ребенка?
- В прошлом году за две недели пребывания ребенка в лагере «Зеленая команда» родители платили около 4,5 млн. белорусских рублей. В эту сумму входит не только питание и активные развлечения, но и возможность для ребенка научиться каким-то ремесленным навыкам. Например, плести лапти, лепить сувениры из керамики… Многие говорят, что это дорого. Но если человек понимает, для чего он хочет отдавать ребенка в такой лагерь, то вопросов не возникает, Тем более что мы решаем все моменты через собеседование с родителями.
- Кто из родителей, на ваш взгляд, принимает решение о том, где и как будет отдыхать ребенок?
- У меня довольно патриархальные взгляды на эту тему. Возможно, это не слишком модно сейчас. Но обычно вопрос о том, отправлять ребенка в такой лагерь или не отправлять решает отец. Мать поддерживает, и в итоге получается общее решение.
- А кого больше в лагере, мальчиков или девочек?
- У нас только мальчишки. Как-то не очень поднимать девочку по свистку или сказать ей «прими упор лежа» или отожмись. С пацаном нужно немного по-своему. Хотя у меня у самого две дочки. Я очень доволен своей старшей. Она в свои 17 лет уже много где побывала, хорошо катается на горных лыжах, ходит по горам... Младшая тоже активная. Она родилась в мае, а уже в июле провела свои первые дни в палатке. Мы с ней занимаемся на беговых лыжах, но она пока немного трусиха. Что касается лагеря «Зеленой команды», то мы знакомим детей с той жизнью, которой жили в детстве сами. Хотя я никогда не говорю, что занимаюсь воспитанием ребят. Детей воспитывают родители, наша задача – создать условия для самовоспитания. Тем более что каждый ребенок – очень интересная личность.
Расскажите какой-нибудь забавный случай из вашей практики?
- Случаев столько, что каждый год как кинокомедия. В Шотландии, помню, с детьми был, ночевали в горах. Ночь такая тяжелая была, много комаров и мошек было. Выходит один ребенок, лет 12 весь такой заспанный и покусанный… А он еще йогурты очень любил. Выходит и говорит: «Дядя Вася, у вас есть йогурт?» Я ему отвечаю: «Да, есть, специально для тебя вез» и протягиваю… Он открывает, с удовольствием выпивает, и только потом читает название. А там написано было «fat-free» (обезжиренный). Ребенок тот не слишком хорошо по-английски понимал, прочел это название и говорит: «А!!! Класс!!! Йогурт – жирный и свободный». Смеялись долго. С детьми вообще скучно не бывает!
Горнолыжные туры в каталоге Holiday.by
Самые выгодные предложения по детскому отдыху
Интересное по теме:
Татьяна Ювко: «Анбоста» - мой девятилетний ребенок, который уже готов расти самостоятельно»
Горячие драники, байдарки и бегемоты с огоньком. Holiday.by выбрал самые яркие компании на «Турбизнес-2013» |
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах