До чего хорош пикник в зимнем лесу! Но оценить все его прелести вы сможете только основательно подготовившись.
Игорь Губарь, профессиональный джип-инструктор. Советы профи по зимнему вождению автомобиля за городом читайте на Holiday.by
Автомобильное путешествие зимой не так ужасно, как представляется после просмотра сводок ГАИ с дорог страны. Важно лишь уважать особенности климата вашего региона и учитывать некоторые особенности зимнего вождения и снаряжения. Вот на последних двух пунктах мы и сконцентрируемся.
Шина всему голова
Зимой на автомобиль необходимо устанавливать зимние шины. Это аксиома. Вопрос в другом… Какие? Шипованные или «липучку», пошире или узкие.
Для владельцев легковушек, живущих в крупных городах и местах, где коммунальные службы работают четко, выбор шин не столь очевиден. По асфальту каждый день, на работу и в магазин лучше ездить на резине без шипов. Важно лишь помнить о том, что тип шины должен быть, так называемым, «скандинавским», то есть с разреженным, глубоким, желательно направленным протектором из мягкой резины.
Правильно выбирайте шины для зимнего выезда на природу!
Сейчас много экспертных и журналистских тестов, которым можно доверять, если сопоставить совпадающие данные. Да и сами производители теперь стали все чаще указывать, мол, «шина для мягкой зимы». Это означает только одно – не для нас!
У владельцев внедорожников и кроссоверов выбор не велик. И чем старше автомобиль, тем выбор очевиднее. Я говорю о шипованной резине. Особенно с учетом того, что любители полного привода наверняка захотят свернуть с дороги, а там бывает не только снег, которому все равно есть у вас шипы или нет, но и лед, где преимущество ошипованной резины очевидно.
Отдельно стоит обсудить популярный некогда вопрос, что лучше едет по снегу – грязевая резина или зимняя. Часто зубастые офф-роудные шины гребут по снегу-«пухляку» куда лучше плотно ламелизированных зимних. Но идея в том, что до того самого «пухляка» еще надо доехать, а тут… см. абзацем выше. В качестве утешения настоящим джиперам скажу лишь, что колесные цепи никто пока не запретил, а они в снегу куда лучше любой резины, хоть тракторной.
Все свое вожу с собой
Знаете, почему армейские внедорожники такие, с виду, «холодные»? Брезентовый верх, отсутствие утеплителей, тонкие железные двери… А чтобы, помимо прочего, солдатам в зимней форме не захотелось раздеться в салоне. А вдруг придется под огнем выскакивать? Много без теплой одежды навоюешь? Это я к тому, что каким бы ни был комфортным и оснащенным ваш автомобиль, в зимнее путешествие надо одеваться и собираться так, как будто вы собрались идти пешком.
Внедорожное путешествие зимой требует более тщательной подготовки
В конце концов, по вам вряд ли будут стрелять и скинуть куртку всегда можно. Кроме того, в автомобиле всегда должен быть комплект вещей для экстремального утепления – рукавицы, носки, шарф, шапка, плед, а лучше спальник. И это на каждого! Термос максимального объема поможет согреться изнутри лучше, чем спиртное. Если есть примус и место в багажнике, возьмите и его вместе с котелком и 2-литровой бутылкой воды. Газ хорош только при температуре выше нуля, в мороз лучше дрова или жидкое топливо. Из автомобильного снаряжения обязательны лопата и мощный трос, лучше два - рывковый и буксирный. Не вам понадобятся, так других спасет. Пара метровых досок и мешочек с песком помогут выбраться из засадных мест. Ну, а щетка-сметка с прочной ручкой позволит не только смахнуть снежинки с лобового, но и почистить забитые снегом диски колес и радиатор двигателя.
Тише едешь, дальше будешь
Известная народная мудрость зимой актуальна как никогда! В подавляющем большинстве неприятностей, в которые попадает автомобилист зимой, виновата банальная спешка и неверная оценка обстановки. Это относится и к дорожно-транспортным происшествиям и к тривиальному застреванию… Причем, от типа привода требование к снижению скорости зимой не зависит.
Вождение автомобиля за городом зимой требует особого внимания
Передний и полный, постоянный или автоматический, дают ложное чувство уверенности, которое в повороте оборачивается вылетом с трассы. Тут ничего другого порекомендовать нельзя. Лихачам не помогут никакие курсы контраварийной подготовки. Зато ответственным водителям пойдут на пользу. Что касается внедорожной езды, то тут скорость нужно выбирать исходя из принципа «медленно насколько это возможно, быстро насколько это необходимо»!
Большинство препятствий зимой надо брать ходом. Особенно подъемы и снег-«пухляк». А вот забуксовав, торопиться не стоит. Надо освоить прием «раскачка», когда машину подают назад по своим следам и вперед с увеличивающейся амплитудой, но не допуская в крайних точках пробуксовки колес. В любом случае, почувствовав или заметив пробуксовку следует немедленно остановиться и попробовать сдать назад, дальше действовать с разгона или «раскачкой». Полезно перед этим обкопать колеса в направлении движения, убрать лишний снег из под подвесок, мостов или днища. Подложенные доски выручат в многослойном снегу, когда под верхним легким пухом лежит наст, да еще и не одним слоем. В самых «засадных» случаях доску можно подложить под домкрат.
В одном материале невозможно дать рекомендации на все случаи жизни, поэтому мы будем периодически возвращаться к нашим советам. А пока лишь хочу сказать, не сидите зимой дома! Это прекрасная пора года, очень интересная для вождения, тем более, что вокруг столько интересного, до чего летом, порой, и не доедешь!
Читайте по теме путешествия на своём автомобиле по Беларуси:
В Беларуси прошёл зимний автопробег Samsung и Skoda по местам боевой славы
Зимний тест-драйв автомобилей "Шкода" от Игоря Губаря
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах