Транспортные затраты туроператоров повысятся летом в случае повышения цен на автомобильное топливо. Кроме того, расходы турфирм незначительно вырастут из-за введения электронной системы сбора платы за проезд. Однако многие турфирмы, предлагающие раннее бронирование автобусных туров, обещают не перекладывать финансовые риски на кошелек пассажира.
Большинство крупных турфирм Беларуси определились с расценками на автобусные туры еще в конце прошлого года. И пока единственным "сюрпризом" для них стало январское повышение тарифов: тогда бензин и дизельное топливо подорожали в Беларуси в среднем на 5%. Если в ближайшие месяцы концерн "Белнефтехим" вновь пересмотрит цены, организаторы туров рискуют лишиться части прибыли.
Рост цен на автомобильное топливо напрямую влияет на себестоимость услуг, поэтому организаторы туров в таких случаях повышают цены для туристов. "То есть если топливо подорожает на 5%, то мы на эти же 5% повысим тарифы для пассажиров", - объясняет начальник отдела транспорта ГУ "Центркурорт" Владимир Тихоновец. Однако на данный момент тарифы повышать не планируют: ситуация как на рынке транспортных услуг, так и в туристической сфере развивается стабильно.
Турфирмы, которые заранее сформировали стоимость автобусных туров, и вовсе постараются "заморозить" цены. "Цены на маршруты уже опубликованы, менять ничего не собираемся. Если будет радикальное повышение цен на топливо, то возможно введение топливной надбавки. Такая практика в туристическом бизнесе существует. Но мы к ней никогда не прибегали", - признается заместитель директора туристической компании "Внешинтурист" Ольга Маковская.
В ГУ "ЦентрКурорт" обещают, что не будут менять цены для туристов, оплативших полную стоимость автобусного тура. Для всех остальных цена будет зависеть от динамики цен на топливо. "Если заказчик вносит деньги, то мы не повышаем ему стоимость проезда. Исключение составляют только форс-мажорные ситуации", - уточняет начальник отдела.
Транспортные расходы незначительно "потяжелеют" с 1 июля 2013 года, когда запустят электронную систему сбора платы за проезд под торговой маркой BelToll. На смену шлагбаумам, будкам с операторами и остановкам транспортных средств придут новые технологии: бортовые устройства и расположенные над дорогой металлические рамки с приемопередатчиками.
Плата за проезд будет списываться автоматически: приемопередатчик связывается с бортовым устройством посредством радиоканала, считывая и записывая в его память необходимую информацию. Причем владельцы туристических автобусов получат возможность отслеживать ситуацию в режиме реального времени. Через "личный кабинет" на сайте системы можно будет узнать баланс счета, выяснить текущее положение автобуса или проложить кратчайший маршрут.
Правда, с новыми технологиями придут и новые тарифы: так, для автобусов плата за проезд по трассе М-1/Е-30 с 1 июля составит 0,08 евро/км. Смоделируем обычную ситуацию: из Минска до Бреста автобус проезжает по платной дороге 346 км (туда и обратно выходит 692 км). Тем самым плата за проезд по магистрали в обе стороны составит 55,4 евро (72,6 доллара). Если сравнить с текущими затратами, то дорожные сборы вырастут на 39,4 евро (51,6 доллара).
Изменение величины дорожных сборов потребует от туроператоров пересчитать смету. "Изменение платы за проезд обязательно найдет отражение в стоимости затрат, - объясняет Владимир Тихоновец. - Однако для туриста это особой роли не сыграет, поскольку приведет к незначительному повышению стоимости проезда - всего на доллар-два".
Ольга Маковская и вовсе отмечает, что в масштабах туристической группы запуск электронной системы сбора платы за проезд не приведет к повышению цены. "Ни одна приличная компания никогда при таком мелком повышении цены не будет вводить топливную надбавку для клиентов: она просто возьмет финансовый риск на себя", - подчеркивает замдиректора.
Директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин считает, что запуск системы не повлечет за собой недовольства туристов, поскольку "речь идет о небольших суммах, которые не превышают стоимости страховки". По его мнению, введение электронной системы повысит престиж главной дороги Беларуси. "Мы больше обеспокоены визовыми формальностями и дополнительным страхованием, с которым сталкиваются иностранные туристы", - поясняет директор департамента.
Рассчитывать на сохранение текущих расценок позволяет и усиление конкуренции на рынке туристических перевозок. Помимо белорусских перевозчиков, туристов активно возят транспортные организации других стран, в частности Болгарии. В конечном счете, окончательную цену на пассажирские перевозки будет устанавливать рынок: туристу лишь останется "проголосовать" кошельком за наиболее скромные предложения.
Автор: Андрей Найденов
Читать по теме "Автобусные туры":
Европа на колесах: обзор автобусных туров сезона 2013
Галопом по Европам: что нужно знать, выбирая автобусный тур
Отдых в Крыму-2013: оценить апгрейд Коктебеля и оздоровиться после Турции
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах