Как только двери на фотоэлементах аэропорта Дели автоматически открываются, и ты делаешь первый шаг в город, сразу понимаешь, что попал в миллионник. Причём миллионник не только людей, но и машин. Даже не машин, а средств передвижения. Безостановочное взвизгивание клаксонов, ругань водителей всех мастей за место на дороге, непонятное европейцу движение во все стороны, да ещё и правостороннее - ты в Азии с английским уклоном. 

 

Таксист в Дели и автомобиль Tata

 

Ещё в юношестве, читая автомобильные газеты, напечатанные в Прибалтике на желтой дорогой бумаге, автор этих строк любопытствовал, что за машина такая - Tata. И вот оно Соединенное Королевство Таты - Дели и вся Индия. В отель мы едем именно на ней. 

Ратан Тата и автомобиль Tata Nano (источник фото lotusproactive.wordpress.com)

 

Почему именно сегодня будет сделан перерыв в хронологическом отчете из путешествия с "Вояжтуром" по Индии? Дело в том, что именно сегодня для корпорации Tata Motors Ltd. интересный день. Первый день с новым главой холдинга. Самый известный бизнесмен Индии, сэр Ратан Навал Тата, рыцарь-командор Ордена Британской Империи, миллиардер (из трущоб? - авт.), "батька" индийского авто- и другого прома, покинул свой пост в качестве главы компании 28.12.2012. У руля корпорации он находился 21 год. В виду отсутствия наследников "хозяйство" перешло в руки избранного нового главы - одного из участников общественного совета Tata Motors Ltd. В мире моторов корпорация засветилась в 1945 году, а в 2006-м вошла в 20-ку наиболее влиятельных производителей в мире. Первый автомобиль Tata увидел свет в 1954-м. Не обошлось и без кармы на фоне бизнеса. Все знают историю о том, что Великобритания долго господствовала над Индией. Так вот в 2008-м году Tata Motors Ltd. купила у Ford Motor Company британские Jaguar и Land Rover. Так-то ;) До этого в Южной Корее был выкуплен завод Daewoo по производству грузовиков. 

 

Сегодня по всей Индии ездят, летают и еле двигаются "Таты" разных лет и грузоподъемности. Это грузовики-мамы-родные для индийцев (All India Permit), фургоны, легковые авто. Последние амбициозные планы Tata Motors Ltd. - завалить Индию. а затем и весь мир самым дешевым серийным автомобилем. Речь идет про Tata Nano. В первой версии машина сошла с конвейера в 2008-м году. Как и тогда его стоимость не превышала USD 2500 (что по стоимости равняется хорошему городскому мотоциклу - авт.). Сегодня по индийским улицам рассекает второе поколение мини-кара. Объем двигателя 0,65 л., мощность 33 лошадиные силы. Одновременно представители Tata Motors Ltd. уже готовят третью версию с более мощным в 0,8 л объемом двигателя. В 2013-м году планируется дизельная и "газовая" версии народного индийского автомобиля. Третье поколение будет стоить дороже - за него индийцу придется выложить до USD 4500. 

 

А пока же страна и весь мир в ожидании чуда, страна ездит на всём, что имеет колесо. Пусть даже одно. Дорожное движение в Индии колоритное, броуновское, опасное и захватывающее одновременно. По данным СМИ, в Индии примерно 20 человек в час гибнет на дорогах в разного рода ситуациях. Печально, но факт. Наше большое путешествие не могло не пройти без дорог - хороших и разных. Где-то это был более-менее комфортабельный туристический автобус, а где-то и разваливающаяся повозка среди кишащего людьми города. Транспортная завязка Индии - наш фотофакт сегодня. На чем ездит Индия.

На чем ездят туристы

Начнём с того, на чем возят и ездят туристы тогда, когда это официальный маршрут. Насколько становится понятно, любой транспорт. так или иначе задействованный в обслуживании групп обязан иметь соответствующую надпись "Tourist" или что-то вроде этого. 

Туристический транспорт в Дели

Туристический автобус в Дели. Естественно, Tata

Mahindra - наиболее распространенный внедорожник для прогулок туристов туда-сюда на небольшие расстояния. В нашем случае, например, это национальный парк или сафари. Сегодня это СП вместе с Renault. Это только при выезде из отеля лица счастливые, а руки нужны, чтобы помахать в камеру :)

 

Как только выезжаешь на дорогу, а особенно, если это проселок, то руки нужны чтобы держаться на всё, что можно. При скорости примерно 60 км/ч на такой широченной дороге встреча с грузовиком вызывает массу эмоций и оставляет бесконечное количество нервных клеток Индии. Привет, Tata! Кстати, это двухполосная дорога между деревнями близ Каджурахо.

 

 

Ездить здесь принято по столько, сколько влезет в транспортное средство. Расходятся водители, как мы поняли, по движению глаз. Совершенно непонятно, как они понимают о моменте, когда нужно крутнуть руль, в ночи, когда друг друга щедро поливают дальним светом. 

 

Внедорожники Mahindra на стоянке при спуске со стен форта в Джайпуре. Как говорят сами местные - конструкция простейшая, за счет чего достигается феноменальная живучесть авто.

 

Так выглядит спуск на этих авто со стен форта в Джайпуре. А перед нами Suzuki Maruti. В Индии многие местные марки автопроизводителей были поглощены мировыми брендами. Поэтому выпускаются авто под двойными именами. Экземпляр перед нами, очевидно, одна из новых моделей, приобретенная в салоне.

 

А это внедорожники Maruti, работающие в национальном парке Панна, недалеко от Каджурахо. Здесь мы видим образцы, созданные, вероятно, до поглощения марки со стороны Suzuki.

 

Во время прогулки (почему в 05:15, "Вояжтур", ну почему же??? - авт.) в национальный парк Панна. нам потребовался автомобиль "повышенной комфортности". К чести организаторов тура в Каджурахо был найден единственный экземпляр. Вот он - новый внедорожник Mahindra-Renault собственной персоной. В автомире принято ругать Китай за "подсматривание" у грандов автомобилестроения внешнего облика своих ноунеймов. Как вам вариация на тему Jeep Wrangler? В отличие от Mahindra, что на фото выше, смущали хлипенькие дуги безопасности. А в целом в этих машинах вызывало вопросы то, что мы ехали по парку, где гуляет 17 особей тигров. Но это мелочи :)

 

Для пущей страсти и получения доли адреналина наша группа проехалась по вечернему Варанаси на таких велорикшах. Худющие извозчики стараются изо всех сил, меряются скоростью с автомобилями, мотороллерами, где-то соскакивая и протаскивая конструкцию руками.

 

 

Поездка по центру Варанаси на рикше. Это всего лишь фрагмент поездки на таком рикше. Даже из него можно понять, о чём пойдет речь далее - о трафике. 

 

Куда же без него? Аутентичный вид туристического транспорта - слон. В стенах форта в Джайпуре.

 

Личный транспорт и дорожное движение в Индии

В 2011-м году в Индии насчитывалось не менее 12 автомобилей на 100 человек населения. Ну как насчитывалось. Поди тут их сосчитай. При количестве жителей свыше 1,2 млрд. душ цифра может быть крайне неточной. Добавляем сюда верный "Оууммм" и эмоциональность индийцев, перетекающую в танец, получаем дорожное движение в Индии. 

Как уже было сказано, здесь принято передвигаться на всём, что имеет хотя бы одно колесо. Привод тоже может быть разным - двигатель, педали, человек, животное. На вкус и цвет.

Велосипед в Индии - must haveШкольницы на велосипедах возвращаются домой с занятий (Каджурахо)

Велосипед припаркован около входа в деревенский дом. Надо сказать, что даже в самых бедных домах и местами в трущобах, видны тарелки спутникового телевидения. 

Вело-трицикл на улицах Дели. Тут же брадобрейная, тут же едет туристический автобус.

Если машину можно забыть, то велосипед или мотоцикл - никогда. На улицах Дели

Перекресток в Варанаси. Велорикша, велосипедисты, повозчик, тук-тук - все эти люди проходят над рекламой роскошных товаров.

Мотоцикл позволяет всем показать свою красивую спутницу жизни. На фото мы видим один из примеров использования индийцами зеркал заднего вида - они смотрят на.... на водителя и на подругу. Зачем же ещё они нужны? Для всего другого есть гудок.

Мотоциклисты являются асами и выполняют маневры на высоком уровне. Неожиданные маневры, например, с выездом из подземного пешеходного перехода. На заднем фоне внедорожник Bolero - "их ответ" Mercedes-Benz "Гелендваген". Производитель всё тот же - Mahindra. 

 

Mahindra Bolero на улице Варанаси. Ничего не напоминает? :)

 

Украшение машин - привычное дело для Индии. Сколько вариантов защитных символов, оберегов и просто украшений можно увидеть - не перечесть. Интересно, что означает велосипед на этих эмблемах? :)

 

В силу специфики трафика защитная символика, символы счастья и удачи, очевидная необходимость. Поди выкатись на дорогу без свастики на заднем стекле. Или слон наедет, или с рикшей лоб-в-лоб встретишься. А так - всё под контролем!

 

Лавка, где продаются клаксоны с различными звуками, номера различного дизайна и изготавливаются под заказ - самые популярные места среди автомобилистов Индии. Тюнинговое ателье на улице в Варанаси.

 

Mahindra Bolero в Варанаси. Сегодня топ-моделью производителя Mahindra является внедорожник. внешне очень похожий на китайский Great Wall.

 

Бюджетный внедорожник Renault Duster - одна из новинок мирового автопрома - на шумной улице в Варанаси. Тут же наружка смартфонов Samsung.  

 

Пресловутая Tata Nano - автомобиль по цене мотоцикла. Надо сказать, что не все индийцы готовы морально к его покупке. У некоторых молодых людей, с кем удалось поговорить на эту тему, душа больше к мотоциклу лежит. Молодо-зелено :) Автосервис в Каджурахо.

 

Tata Nano на улицах Индии

 

Tata Nano в Варанаси. К слову, на улицах некоторых городов были замечены эти авто в "люкс-комплектациях" - с коробкой-автоматом и противотуманками. Вероятно, это ре-экспортные модели. 

 

Интересен грузо-пассажирский фургончик на заднем плане. Таких "кэбов" много бегает по индийским дорогам. Опять же Tata :) Навстречу едет Hyundai, которых много замечено на дорогах. Преимущественно, это новые модели.

 

Ночные улицы небольших городов (на фото - Агра) являются местом повышенной опасности всех участников дорожного движения.

 

Дорожное движение в Индии имеет явные признаки фатализма...

 

... и непредсказуемости. Так вот здесь человек с ружьём - регулировщик такой - обозначает собой стрелку, на которую заворачивает поток велосипедистов и мотоциклистов.

 

Общественный транспорт

Вероятно, в Индии любой транспорт можно назвать общественным. Всё дело в том, что перевозка происходит на всем, что вмещает много народу. Пройдемся от мала до велика.

Здесь мы видим две разновидности "тук-туков". На заднем плане классический желто-зеленый, примерно 5-местный (это если два пассажира обнимут водителя). На переднем плане уже "маршруточка". В неё может влезть в час индийского пика неограниченное число пассажиров.

Междугородная маршрутка в Индии

В деревне всё просто. Кузов - место для перевозки пассажиров

 

 

Тук-тук в Варанаси. Откуда выезжает машинка? Правильно! Из подземного пешеходного перехода. Поэтому при входе в такой, нужно убедиться, что на тебя ничего не движется по темному тоннелю.

 

Как вам цвет сезона? ;)

 

Мечта любого тракториста белорусского агрогородка - полный прицеп красивых полуобнаженных девушек

Тракторист везет девушек к реке во время женского праздника в деревне Орчха

Городской автобус в Варанаси

Традиционный способ перемещаться на автобусе - на крыше. К слову, иногда на эти места и билеты продаются. Но зачастую это безбилетники. Перекресток около железной дороги.

Остановка общественного транспорта в Дели. Кто-то ждёт на остановке. Кто-то ожидает транспорта над остановкой :)

В Индии у почти любой школы есть свой транспорт. Зачастую это автобусы. Однако, если автобусы отсутствуют или необходимость в них спорная, в качестве school-bus используются другие виды транспорта. На фото - школьный транспорт в одной из маленьких деревень.

Школьная велорикша в Варанаси

В случае наличия водной артерии - на реках много лодочников и судов различного водоизмещения. Но это совсем другая история. На фото Варанаси ночью.

All India Permit

"Хиппи-грузовики" - это про Индию. Вероятно, это уже один из символов Индии, как и ретро-автомобили на Кубе. "Разрешение на всю Индию" или All India Permit - это перевозчики грузов, которые на больших машинах трудятся день и ночь. Машина для этих водителей как жена, говорят сами индийцы. Или как мать. Поэтому так трепетно они относятся к ним и украшают чем ярче - тем лучше. Опять же на удачу в дороге. 

Грузовик Tata на узком мосту в деревне Орчха

 

 

Грузовики на дорогах Индии

Ситуации бывают разные. Авария недалеко от Каджурахо

И чтобы всё в пути сложилось удачно - автомобиль нужно хорошенечко разукрасить. Этим и занимаются водители на фото

 

У водителей всегда есть помощник, сидящий слева. Он смотрит за дорожной обстановкой и включается при маневрах в процессе обгона попутных средств.

Great India!

Средство передвижения

Из того, чего не будет в этом отчёте остаются за кадром поезда (однако опыт у группы есть и фото по возможности найдутся), метро в Дели, внутренние авиаперелеты. Здесь же покажем те "нестандарты", которые используются индийцами в качестве ежедневных транспортных и грузо-пассажирских средств.

Трактор в индийской деревне

Трактор может быть скоростным, и на нём можно преодолевать большие расстояния

Грузовые верблюды перевозят ценный груз - дрова. В этой части Индии - это дефицит.

Ну а если никакого транспорта попутного не оказалось - есть ноги и голова. Можно удобно положить спортивную сумку прямо на голову и дойти до дома пешком :) Вариант с сумкой может быть заменен на вариант с корзиной кирпичей или же коровьих лепешек.

Такая вот в Индии транспортная завязка. Скоро мы продолжим своё турне вместе с "Вояжтуром" по маршруту. Дорожная тема всегда будет присутствовать в других частях нашего фотодневника. 

Эти и другие тура по Индии (их уже больше 400) можно найти в нашем специальном альбоме на Facebook здесь >>>

Читайте предыдущие части фотоотчёта "Индийский вояж"

Индийский вояж. Часть 1: Дели, Дели! Ты могуч

 

Индийский вояж. Часть 2: колорит Раджастана и Дивали (+видео)

Индийский вояж. Часть 3: Галта. Священные. Животные. Люди (фотоэкскурсия)

Индийский вояж. Часть 4: Агра-городок

Индийский вояж. Часть 6: Орчха пипл. Hello money! (+видео)

Индийский вояж. Часть 7. Камасутрины картинки (18+)

Индийский вояж. Часть 8: Варанаси - город в стиле "Ганг"

Путевки в Индию от белорусских турфирм в каталоге Holiday.by

Автор текста и фото: Андрей Барашко

 

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах